«Когда нет пути домой»: истории мигрантов в выставке Ок Сун Ким

Персональная выставка «История тебя и меня» корейской фотохудожницы Ким Ок Сун охватывает шесть серий, которые создавались, начиная с середины 2000-х годов. На фотоработах авторки изображены обычные люди, которые выбрали (или были вынуждены выбрать) судьбу иммигранта.

Выставка продлится в музее Кастеева в городе Алматы до 8 декабря.


Ок Сун Ким и куратор Ко Вон Сок

Фотовыставка «История тебя и меня» имеет романтический окрас, за которым кроются личные истории эмигрировавших женщин. Экспозиция, занимающая два зала музея искусств им. А. Кастеева, включает шесть серий фотографий, сделанных между 2006–2023 годами. Около двух десятилетий корейская фотохудожница Ок Сун Ким исследует тему миграции как вынужденной, так и добровольной. Опираясь на собственный опыт (муж Ок Сун Ким – иностранец), фотограф изучает адаптацию в новых реалиях.

Выставка сохраняет тематическую классификацию фотографий и хронологический порядок с небольшими отступлениями, что позволяет проанализировать изменения в творчестве фотохудожницы. Первой серией осмысления стала «Лодка Хамеля» 2006–2008 годов. Фотографии постановочные, некоторые характеризуются художественностью: девушка, лежащая на парапете («Пла в красной юбке»), парень в красном свитере, окруженный зеленью «Кевин-гуманист». Фотохудожница представляет героев «Дон-мечтатель», «Юджин-отец и Сара-дочь», «Принцесса-искательница» в мечтательных или игривых образах, будто бы отвлечённых от реальной жизни.

Позднее её персонажи станут серьёзнее, сосредоточеннее, что наблюдается уже в следующей серии фотографий «No direction home» 2009-2010 годов. Портреты становятся крупнее, но сохраняется изображение в полный рост. Уделяется внимание интерьеру, в отличие от «Портретов Адачи» 2023 года, где в качестве фона выступает фрагментарный пейзаж (небо, стволы или листва деревьев, камни) или частично интерьер, но уже лишённый детальности. В последних портретах фотохудожница делает акцент на внутреннем состоянии женщин, находящихся в гармонии с окружением (фото 2).

 

В серии же «No direction home» в каждой работе читается напряжение. Попытка рассказать историю иностранцев оборачивается загадкой для зрителя. За этим напряжением очень сложно прочесть истинное состояние портретируемого. Интерьер создает нарратив, и, казалось бы, он говорит о том, что всё сложилось в их жизни.

Для раскрытия персонажей интерьер используется и в другой серии фотографий «Happy together» 2023 года. Истории, начавшиеся несколько десятилетий назад, имеют своё продолжение в настоящем. Несложно заметить отстранённость между супругами. Фотограф специально направила их взгляд в разные стороны. Женщины имеют прямой зрительный контакт со зрителем, желая рассказать свою историю. Мужчины смотрят в сторону или заняты своими делами. Расстояние между ними подчеркивает разность культур, но это не означает, что супруги не смогли обрести близкие теплые отношения. Просто мужчины в этом контексте не главные герои. Это истории смелых, уверенных в себе женщин, чьи образы мы и наблюдаем на фотографиях.

Молодое поколение, выросшее в семьях другой волны миграции, представлено в серии «Портреты в парке» 2019–2020 годов. Переплетение корейских и тайваньских культур формировало их мироощущение. В портретах прослеживается широкий диапазон чувств: растерянность, задумчивость, мечтательность, уверенность, безмятежность – чувства, характерные для любого подростка. Фотохудожница экспериментирует с композицией, выводя на первый план элементы природы. Есть в этом что-то «гогеновское». Французский художник, проживший долгое время с туземцами, так и не стал своим в чужеродном для него обществе. Возможно, фотохудожница задаётся вопросом, чувствуют ли себя чужими дети мигрантов?

Все герои фотоисторий Ок Сун Ким серьёзны, вы не найдете ни одной улыбки кроме, как в серии «Невесты, Сара» 2023 года. Портреты женщин в нарядных традиционных костюмах – это аллюзия на портреты прошлого столетия, которые делали девушки, чтобы переехать в другую страну для замужества. Знакомство происходило только по фотографиям, девушки действительно уезжали в неизвестность.

Работы Ок Сун Ким – переплетение документалистики и постановочной фотографии. Они отражают жизнь реальных людей, в то же время представляют собой художественное высказывание, основанное на исследованиях миграции и затрагивающее актуальные проблемы прав и свобод женщин.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Парадокс Родри: как незаметный герой завоевал «Золотой мяч»
Культура
Парадокс Родри: как незаметный герой завоевал «Золотой мяч»
Увлекающий, убивающий, утомляющий «Ужасающий»
Культура
#кино
Увлекающий, убивающий, утомляющий «Ужасающий»
«Спираль»: неудачная экранизация хоррор-манги Дзюндзи Ито
Культура
#кино
«Спираль»: неудачная экранизация хоррор-манги Дзюндзи Ито
«Казахстан стал для меня открытием»: интервью с фотографом Кэлли Эх
Бизнес
#люди
«Казахстан стал для меня открытием»: интервью с фотографом Кэлли Эх
Почему все смотрят «Ван-Пис» 25 лет спустя
Культура
#кино
Почему все смотрят «Ван-Пис» 25 лет спустя