Я часто исключён из того, что я «создаю» – первая персональная выставка Артёма Утрова

Первая персональная выставка «(OUT OF) CONTROL» мультидисциплинарного художника Артёма Утрова проходит в Esentai gallery до 25 мая. Работая с фотографией, последние два года автор постепенно расширяет сферу своих творческих практик. Эксперимент лежит в основе его действий: взаимодействие тел, работа с освещением в аналоговой фотографии. Во всех представленных проектах объектом его исследований служит эстетика обнажённого тела во временном пространстве.

«(OUT OF) CONTROL» включает три проекта: серию фотографий «(out of) control» 2023–2024 годов, два видео-перформанса «1&6» 2022 года и «60 минут». 2024 года. Экспозиция дополнена элементами – фотоаппаратами, которые использовал художник, и фотографиями видео «1&6». Обладая собственной художественной формой, фото могут выступать отдельным произведением, не связанным с видео. Но экспонируясь вместе, они будто бы служат дополнением, чтобы занять пустующее выставочное пространство.

Видео-перформанс «1&6» – самая ранняя из представленных работ, задуманная изначально, как эксперимент по визуальному взаимодействию незнакомых между собой людей. Для перформанса было отобрано шесть человек, однако, на видео можно выделить лишь двоих. Можно только предполагать, почему? Возможно, связь в других парах не была установлена, хотя было бы интересно увидеть все коммуникации. Возможно, художник предполагает развитие проекта и другие видео мы увидим на будущих выставках, или же эксперимент превратился в законченный самостоятельный видео-арт.

С головой накрытые целлофаном, обнажённые в абсолютной тишине мужчина и женщина всё же нашли точки соприкосновения. Перемещаясь неспеша, слегка неуверенно, неявными движениями они создали свою историю. По крайней мере художник так это преподнёс: мифологический сюжет из жизни двоих.

В объективе фотографа чаще всего оказывается человек. Портреты, групповые фото, репортажная съёмка, рекламная съёмка – ведущая роль в изображении принадлежит человеку. Артём Утров также выбрал человека ключевым образом в своих работах. Если видео-перформанс «1&6» был сосредоточен на взаимодействии двух людей и рассматривался как в эстетическом, так и в психологическом ключе, то фотопроект «(out of) control» концентрируется на контроле и динамике, а точнее на принципиальном её отсутствии. Любое движение модели с высокой вероятностью могло привести к испорченному кадру.

Художественные практики привели Артёма к самобытному прочтению времени. Сама концепция времени затрагивает все этапы создания фотографий «(out of) control». Принцип реализации аналоговой фотографии, включая ритуалы её проявления, отвечает замыслу Утрова, намеренно затягивающего процесс съёмки созданием перформативных условий, которые, по сути, мешают сделать снимок. Погружение модели в темноту, фрагментарное освещение тела динамичным источником света (огнём), съёмка на выдержке – всё это действительно превращает съёмку в некий экспериментальный перформанс, в котором художник не знает, каков будет итоговый результат, а сам процесс, возможно, наиболее важен.

Последняя мысль получила развитие в работе «60 минут». Как можно заметить, пробуя себя в перформансе и видео-арте, Артём Утров не отказался от фотографии, которой занимался многие годы. Хотя именно в последнем перформансе «60 минут» он пытается уйти от роли фотографа – «катализатора». Он задаётся новой целью: как творцу стать творением. Проведя в неподвижном положении лежа в окружении только свечей, художник отдаёт дань моделям на его фотографиях. Он меняет собственную роль наблюдателя на наблюдаемого. В конечном счёте, просматривая свой видео-перформанс, Артём замыкает этот круг присутствия. Время относительно, может по-разному восприниматься, но в видео-перформансе «60 минут» оно конечно, о чём говорит хотя бы само название. Но неподвижное действие закончилось бы в любом случае с последней догоревшей свечой, когда экран поглотила бы абсолютная тьма. Чтобы избежать завершённости, Артём делает снимок во время перформанса, тем самым увековечивает момент собственного присутствия.

Идеи Артёма Утрова не новы, но перспективны. Исследование чувствования времени, изображение телесности и плоти столетиями занимают умы художников. Таинство образа, скрытость, сакральность, медитативность и метафизичность всегда были привлекательными. Зритель хочет заглянуть в темноту, увидеть то, что играючи спрятал художник, разгадать загаданную им загадку. Однако искусство умеет хранить тайны. Поэтому мы никогда не узнаем, кто двигался под шелестящим целлофаном, но можем наблюдать магию взаимодействия их тел; не узнаем, что скрывают тени и блики на фотографиях, но можем следить за нервной линией движения зажигалки в монохромном пространстве плёнки.

 

Фотографии любезно предоставлены художником Артёмом Утровым, фотографом Богданом Панасюк, Esentai Gallery
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Стиль
#мода
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
Культура
#кино
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
Ликбез
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
«Время жить»: эмоциональные качели  с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
Культура
#кино
«Время жить»: эмоциональные качели с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски
Культура
#кино
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски