Сюжет
«Қазақ әлемі» начинается со сцены записи подкаста. В эпизоде Нурлан Коянбаев, играющий в фильме самого себя, рассказывает историю знакомства с двумя казахскими супружескими парами, живущими в Америке. По его словам, переехавшие семьи мечтали получить гражданство США, но в итоге отказались и вернулись домой так как не смогли расстаться со своим синим паспортом. Весь монолог заканчивается идеей об объединении нации и создании некого казахского мира.
Далее зрителей знакомят с двумя наивными друзьями Ермеком и Бейбітом. Последний собирается сделать предложение своей возлюбленной Мадине. Когда он наконец идёт на столь серьёзный шаг, девушка отказывает ему, так как собирается уехать жить в Америку. Тогда Бейбіт и Ермек решают найти Нурлана Коянбаева в надежде, что тот уговорит Мадину остаться в стране.
Затянувшаяся миниатюра КВН
Как можно было понять из представленного описания, события «Қазақ әлемі» не имеют никакого смысла. Проблемы здесь виднеются на каждом шагу, начиная с совершенно плоских протагонистов, нужных лишь для введения Нурлана Коянбаева в историю, и заканчивая ни к чему не ведущими сюжетными линиями. А когда наши герои наконец встречают Коянбаева, то картина делает абсолютно неожиданный поворот, превращаясь в урок истории Казахстана. В конце ленты, зритель, хоть и наполнен патриотическими чувствами из-за речей Коянбаева, оказывается в замешательстве от увиденного на экране.
Связано это в первую очередь с тем, что «Қазақ әлемі» — это не полноценный фильм, а серия миниатюр из КВН. Тут и случай в полицейском участке, и продолжительная зарисовка в Казахфильме. Далее идёт фантазия на тему казахского хана, впервые увидевшего IPhone и зубочистку, а заканчивается всё финальной речью лидера команды Нурлана Коянбаева. Для полной картины не хватает только музыкального номера, СТЭМа и оценок жюри.
Ломаем четвёртую стену и язык кино
Выйдя из кинозала, редкий зритель вообще вспомнит, что основной конфликт фильма заключался в попытках Бейбіта уговорить Мадину остаться в стране и выйти за него замуж. Ведь всё внимание на себя перетягивает финальная речь Нурлана Коянбаева, обращённая даже не к персонажам ленты, а к людям в зале. Так, в какой-то момент он поворачивается в камеру, показывает закреплённый к футболке микрофон и начинает кричать: «Давайте объединимся! Просыпайся, казах!». Далее он просит публику поаплодировать съёмочной команде и вынести за собой мусор после просмотра. На удивление, зрители действительно начинают активно хлопать и радостно кричать, поддерживая речь Коянбаева. К сожалению, часть про уборку мусора была проигнорирована.
Весь эпизод с разломом четвёртой стены и обращением к нации сбивает с ног и напоминает не то казахского Дэдпула, не то переосмысленную речь из финала «Великого диктатора». Тем не менее, здесь отсутствует ирония Райана Рейнольдса и элегантность Чарли Чаплина. Зато есть крайне прямолинейный и лениво написанный монолог о важности любви к родине. Большая часть зрителей согласится с этим посылом, но не с формой подачи, ведь она мало чем отличается от сцены из начала ленты, где Коянбаев проговаривает те же темы в рамках подкаста. Так зачем снимать фильм, если вся идея картины выглядит и звучит как отрывок из подкаста?
Кино о себе
Нурлан Коянбаев сегодня известен практически каждому казахстанцу. Многие росли на его выступлениях в КВН, смотрели вечерами выпуски «Түнгі студия» и ходили каждый год на новый «Бизнес по-казахски». Для значимой части населения Коянбаев стал другом, который может прийти и помочь в трудную минуту. Возможно, именно поэтому в «Қазақ әлемі» Бейбіт и Ермек решают обратиться именно к нему за помощью. И, возможно, именно поэтому все персонажи фильма ласково называют его «Нұрлан аға».
Смотря на него на экране, уже невозможно увидеть в его персонаже кого-то кроме продюсера, шоумена и актёра Нурлана Коянбаева. Вероятно это и послужило мотивацией для Нурлана сыграть самого себя, а не условного Жомарта, как это было в «Бизнесе по-казахски». Да и в фильме он окружил себя друзьями и коллегами, включая Рамазана Амантая и Жана Байжанбаева. Наконец, национальные травмы, которые поднимает исполнитель в своей картине, беспокоят в первую очередь его самого. Что интересно, это уже не первый случай, где Коянбаев сыграл себя. Ранее Salem Social Media выпускал сериал «Салем, мен Нурлан Коянбаев». Но если там актёр говорил о тяготах жизни звезды, то тут масштаб выбранных проблем достигает совершенно иного уровня.
Вывод
«Қазақ әлемі» можно назвать ультимативной работой Нурлана Коянбаева. Так, идея о возвращении на родину уже давно пропитала его фильмографию. Похожие темы были показаны почти во всех частях «Бизнеса по-казахски». Здесь же ощущается и его многолетний КВН-овский опыт, и постоянное желание говорить с больших и малых экранов от своего имени, а не от лица выдуманных персонажей. Конечно, сценарий и форма картины оставляют желать лучшего, но эта лента будто и не имеет художественных амбиций. Коянбаев скорее использует сюжет и полуторачасовой хронометраж как оправдание, чтобы дать себе возможность прямым текстом проговорить волнующие его проблемы. Но стоит ли вступать публике в этот диалог? Тут каждый сам даст ответ на этот вопрос.