Сюжет
Как можно понять по названию и чересчур тёмному постеру, картина рассказывает историю маленькой девочки Анель. После празднования 12-го дня рождения её мама Лаура начинает замечать странности в поведении дочери. Перед началом фильма зрителям показывают строчки из Корана, рассказывающие о джиннах. Поэтому публика может предположить, что в Анель вселился злой дух. Теперь, согласно всем традициям жанра, её семье предстоит справиться с демоном или же проиграть в борьбе с потусторонними силами.
Шьямалановская концовка
На самом деле «Әнел» — это никакой не хоррор об одержимом ребёнке. Ближе к концу выясняется, что всё увиденное зрителями — это плод больного воображения Лауры. Помутнение сознания у девушки случилось не то от излишнего употребления алкоголя и не то от развивающейся шизофрении, Сатаев вообще отказывается уточнять причину странного поведения главной героини. Вероятно это в неё, а не в девочку, вселился джин, но эта линия полностью забывается в финале.
Якобы неожиданный плот-твист должен был шокировать зрителя, но вместо этого он оставляет публику в замешательстве. Приём с ненадёжным рассказчиком далеко не новый в жанре хорроров. Тут можно вспомнить и классический «Кабинет доктора Калигари», и культовое «Шестое чувство» М. Найта Шьямалана, и уж очень стилистически похожих «Других» с Николь Кидман. Однако все названные примеры грамотно вплетали столь важный сюжетный поворот в повествование, позволяя аудитории взглянуть на все ранее показанные события с новой стороны и восхититься изобретательностью создателей. Тут же восхищаться не приходится.
Даже сравнивая «Әнел» с «Дәстүр», где авторы также строили часть повествования вокруг неожиданного поворота, работа Сатаева проигрывает. Ведь этот приём в картине Куаныша Бейсека хоть и был предсказуемым, не вызывал такого количества вопросов у зрителя. Возможно казахстанским сценаристам стоит обратить внимание на наполнение хорроров, а не на шокирующие плот-твисты, которые зачастую оказываются нерабочими.
Устаревшее кино
Пока весь мир активно экспериментирует в жанре ужасов, Акан Сатаев помещает себя в узкие рамки коммерчески успешных, но морально устаревших американских хорроров 2000-х и ранних 2010-х. Фильм практически полностью происходит в одном доме, фокусируется на зловещем ребёнке и пытается напугать громкой музыкой с дешёвыми скримерами. Всё это напоминает нам франшизы «Астрал», «Заклятие» и «Паранормальное явление», но никак не новаторские ленты студий Neon и А24. Даже название «Әнел» как-будто случайно отсылает на «Проклятие Аннабель», но за похожей формой режиссёр забывает обратить внимание на содержание, решая вместо этого упростить сюжет до банальной мысли о вреде алкоголя.
В рамках работы с темами, близкими казахскому зрителю, Сатаев тоже не привносит ничего нового. Тут нет ни принадлежности к нашим мифам прошлого, ни к страхам настоящего. Даже об условной связи Анель с джиннами зрителям говорит только белый текст на чёрном фоне из начала фильма. А все события ленты с тем же успехом могли происходить в абсолютно любой стране. К сожалению, это делает картину не универсальной, а скорее безликой.
Ужасное техническое исполнение
Помимо сюжета и релевантности фильма, впечатление портит допотопный визуал «Әнел»: почти вся лента снята в рамках одного дома и режиссёру не удаётся интересно раскрыть локацию дорогого загородного поместья. Вместо этого мы наблюдаем за классическими и быстро надоедающими ракурсами на протяжении полутора часа. Примечательно, что в этом году у Сатаева уже выходила картина «Моя половина», события которой тоже разворачивались внутри одной квартиры. Связано ли это с новым стилем режиссёра или нехваткой бюджета говорить сложно.
Постоянные скримеры тоже не могут удержать внимание зрителя, ведь Сатаев из раза в раз использует один и тот же приём с резко закрывающейся дверью и громкими криками главной героини. Не помогает этому и назойливое музыкальное сопровождение, которое скорее раздражает, чем приводит в ужас. Наконец, практически полное отсутствие визуальных эффектов делает сцены комичными. А их редкое и неумелое использование в паре эпизодов лишь подчёркивает дешевизну проекта.
Непонимание жанра
Хоррор — это один из самых быстро развивающихся жанров на сегодняшний день. Пока мировые киноделы буквально каждую неделю выпускают смелые и экспериментальные ленты с громкими и необычными высказываниями, отечественные режиссёры надеются обуздать жанр наскоком, подсмотрев пару культовых работ. В том году у нас уже была калька «Изгоняющего дьявола» в виде «Дәстүр», а в этом мы увидели недееспособный «Құмалақ» и комедийный «Жезтырнақ» с вплетениями «Сумерек». Теперь в копилку хорроров под копирку можно добавить картину «Әнел», которая берёт устаревшую формулу и напрочь забывает о наполнении.
А чем же наполнять такие картины? Успешные хорроры из мирового проката говорят о национальных травмах, которые беспокоят страну здесь и сейчас. Они не пытаются перенести чужеродную историю в местные локации, а работают с локальными темами, создавая вокруг них уникальную историю и визуальный стиль. Свои силы в попытках обуздать жанр попробовали и молодые авторы, и мэтры. Но пока истинно успешного проекта в стране не вышло, а значит зрителям остаётся только ждать.