Специальное упоминание
Прежде, чем мы перейдем к основному списку с главными фильмами года, хотелось бы упомянуть несколько картин, которые заслуживают отдельного упоминания.
1. «Никто тебя не спасёт»
«Никто тебя не спасёт» — это экспериментальный хоррор-фильм, где за полтора часа хронометража произносится всего одна линия диалога. На протяжении всей остальной картины никто из персонажей не разговаривает. Поэтому зрители буквально наблюдают за современным немым фильмом ужасов. Вокруг этой идеи строится большинство сюжетных поворотов и необычных находок для жанра. Лента пугает и заставляет зрителя искренне сопереживать главной героини.
2. «Объяснение всего»
«Объяснение всего» — это венгерский фильм талантливого режиссёра Габора Реиза. Картина рассказывает о школьнике, который заваливает экзамен по истории Венгрии. В попытках оправдаться перед родителями ребенок обвиняет преподавателя в том, что он поставил школьнику плохую оценку за его политические взгляды. Это сразу же выливается в громкий скандал национального масштаба, что показывает разобщённость венгерского общества. Фильм стал победителем в альтернативной программе Венецианского кинофестиваля Orizzonti.
3. «Гуманистическая вампирша, ищущая согласного суицидального человека»
Как можно понять уже по названию — это одна из наиболее камерных и нежных картин, вышедших в этом году. Фильм рассказывает о подростке-вампирше, которая боится вида крови и не может убивать людей. Поэтому в качестве своей первой жертвы она ищет человека, добровольно готового покончить с собой. Им оказывается молодой парень, которого не принимает общество. В итоге история превращается в своего рода роман, а фильм о вампирах становится coming-of-age лентой. Невероятно мило. Рекомендую всем.
4. «Неудачницы»
Представьте себе «Суперперцев» в мире «Бойцовского клуба». Именно это и происходит в новой картине Эммы Селигман. Главные героини — школьные аутсайдерши, которые решают открыть клуб по самообороне для девочек, чтобы привлечь внимание своих одноклассниц. В наше время тяжело встретить качественную комедию, созданную для представителей поколения Z, и Bottoms успешно занимает эту нишу.
5. «Взрослые»
«Взрослые» — это очень простой камерный фильм о поколении миллениалов, которое, как мы и сами видим сегодня, не может расстаться с детством. Все герои, несмотря на свои серьезные должности, все ещё остаются детьми, отсылающими на популярные фильмы и сериалы прошлого, начиная с «Банды аутсайдеров» и заканчивая «Губкой Бобом». У картины нет каких-либо философских идей или же тяжелой драмы. Вместо этого зрители просто имеют возможность провести полтора часа в компании инфантильных, но привлекательных героев.
6. «Они клонировали Тайрона»
«Они клонировали Тайрона» — один из лучших представителей культурного направления афро-сюрреализма. Фильм рассказывает о типичном забытым богом американском городишке, чуде вовсю процветает преступность. Главные герои — это стереотипные наркодиллер, сутенер и проститутка. Первые минут 20 мы будто наблюдаем очередную blaxploitation картину, однако далее происходит неожиданный сюжетный поворот, о котором мы не будем вам говорить. Тут же лента превращается в сильное высказывание о нынешнем положении США, расизме в стране и конспирологических теориях. Если вам нравятся работы Джордана Пила или же Дональда Гловера, то вам определено понравится «Они клонировали Тайрона».
Подробнее о фильме мы писали здесь.
7. «Восточный фронт»
«Восточный фронт» — это документальная картина Виталия Манского и Евгения Титаренко, рассказывающая о войне в Украине. Чаще всего картины на эту тему вызывают чувство грусти. Однако, в отличие от них, «Восточный фронт» вызывает другую эмоцию — всепоглощающий страх. Картина погружает нас в пучину военных действий, показывая нам будни фельдшеров, которым приходится спасать раненых. Уже во время первой сцены зрители будут готовы вцепиться в кресло, просто умоляя, чтобы карета скорой помощи успела доехать до больницы вовремя. Хотя «Восточный фронт» тяжело смотреть, это очень нужный и важный фильм, достойный внимания публики.
Главные фильмы 2023
Теперь перейдём к главным фильмам этого года. Основной целью во время составления списка было объять всю многогранность кино. Поэтому в финальный лист были включены как важные для индустрии картины, так и жанровые фильмы, и, конечно же, маленькие авторские работы, о которых большинство зрителей могло не слышать.
1. «Вавилон»
Трехчасовая мегаломанмкая работа молодого режиссёра провалилась в прокате и была обругана критиками. Однако многие синефилы нашли собственное отражение в данной картине, ведь «Вавилон» — это дефинитивное кино о кино. Чуть ли не каждый персонаж основан на реальных актерах и режиссёрах прошлого, а многие сцены отсылают на культовую классику.
Сюжет «Вавилона» крутится вокруг молодого парня Мануэла, который хочет построить карьеру в Голливуде. Герой начинает с мелкой должности ассистента, но вскоре доходит до влиятельного продюсера. За свою карьеру он оказывается вовлечён в производство главных исторических эпиков, наблюдая за переходом индустрии к звуку. В итоге, как говорит фильм, Голливуд пережевывает любого, не оставляя от человека ничего. Но с другой стороны за такую плату у мира появляется великое кино, способное пережить всех нас.
2. «Человек паук: Паутина вселенных»
В 2023 году всем стало очевидно, что фильмы о героях в плащах становятся все более однообразными и оттого неинтересными. Практически все картины в этом жанре провалились в прокате, однако было и несколько исключений. Среди них и наш сегодняшний фильм — «Человек паук: Паутина вселенных».
Фильм является продолжением картины 2018 года и рассказывает о повзрослевшем Майлзе Моралесе, который пытается совмещать жизнь супергероя с повседневными проблемами. Это и плохие оценки в школе, и сложные разговоры с отцом, и конечно же, очередной злодей недели. Таким врагом в фильме становится Пятно, казалось бы, смешной и нелепый преступник, но именно он в итоге становится самым опасным противником Человека паука.
Картина является не просто хорошим представителем супергеройского кино, а именно тем фильмом, который способен разрушить старые жанровые конвенции и установить новые. Тут стоит напомнить, что Майлз всё время говорит, что он не согласен идти по каноничным событиям и собирается написать свою собственную историю.
Точно также и фильм «Человек паук: Паутина вселенных» отказывается идти по протоптанным дорожкам, предпочитая поставить в центр внимания бесформенного и слабо прописанного черно-белого врага Пятно. Он в итоге олицетворяет собой всю ту безыдейность, с которой столкнулся жанр супергероики. Поэтому в ближайшие годы влияние второго «Человека паука» станет лишь заметнее, заставляя студии раздвигать установленные рамки.
3. «Прошлые жизни»
«Прошлые жизни» — это, возможно, главное открытие всех синефилов и критиков этого года. Дебютная работа постановщицы Селин Сон была представлена на фестивале в Санденсе и позже показана в Берлине. Картина практически сразу получила высочайшие оценки от прессы, создав небольшой культ вокруг ленты. Теперь Селин Сон со своей первой работой борется за главные мировые премии, такие как «Оскар» и «Золотой Глобус».
Фильм рассказывает о кореянке Ен На, которая ещё в школе переехала в США, отчего ей пришлось оставить своих друзей и начать новую жизнь в Америке. Спустя много лет Ен На практически неотличима от других американцев. У нее есть хорошая работа, небольшая квартира и типичный нью-йоркский муж. Однако её инаковость проявляется в деталях. Она все ещё видит сны на корейском и вспоминает о своей прошлой жизни. Воспоминания становятся только сильнее когда к девушке в гости из Кореи приезжает её друг детства Хэ Сон.
Даже не зная бэкграунд постановщицы, можно понять, что «Прошлые жизни» — это очень личная картина для девушки. Так оно и есть, ведь Сон является иммигранткой первого поколения. Поэтому многие зарисовки из фильма отражают её реальный опыт. Картина отразится в сердце любого человека, которому приходилось переезжать в другую страну и адаптироваться в местные реалии. Ведь несмотря на все попытки и успехи, иммигрант никогда не сможет полностью забыть о своей прошлой жизни.
Рецензию на фильм вы можете прочитать здесь.
4. «Недостатки»
Скорее всего вы не слышали о дебютной картине Рэндалла Парка «Недостатки». Главное достижение ленты — это премьера в Санденсе. Однако, как и «Прошлые жизни», «Недостатки» интересно разбирает тему азиатских иммигрантах в Америке. Только если Селин Сон смотрела на первое поколение иммигрантов, то Рэндалл Парк работает со вторым поколением, которым уже не стоит бояться, что их экстрадируют домой или же не примет общество. Но это не значит, что у них нет своих проблем.
Фильм фокусируется на молодом парне Бэне, который постоянно говорит о любви. Он — романтик, работающий в кинотеатре и смотрящий фильмы Эрика Ромера. А в перерывах между этим он рассуждает о расизме и месте азиатских иммигрантов в обществе. Казалось бы, перед нами настоящий герой-любовник. Но очень скоро зрители понимают, что Бэн — это заносчивый молодой человек, не способный принять свою инаковость и считающий азиатов людьми второго сорта. Его девушка — азиатка, но он мечтает встречаться со стереотипной белой блондинкой с более «подходящими корнями». Наблюдать за таким негативным персонажем становится лишь интереснее, ведь нам показывают другую сторону иммиграции, где человек пытается насильно стать тем, кем он не является.
В итоге, как и у Селин Сон, у Рэндалла Парка получилось сделать character study, в котором через одного персонажа отражается проблема целого поколения азиатов в Америке.
5. «Барби»
«Барбингеймер» — это главное кинособытие года. Фильмы «Барби» и «Оппенгеймер» вышли в один день, а их промо-кампания во многом строилась на мемах, отражающих это необычное противостояние. На самом же деле от конфликта выиграли все — обе картины окупились и заработали суммарно больше двух миллиардов долларов в прокате.
Лидером из этой гонки всё равно вышла «Барби» режиссёрки Гретты Гервиг, успевшей уже достаточно громко заявить о себе coming of age драмой «Леди Бёрд» и очередной экранизацией «Маленьких женщин».
В центре сюжета оказывается стереотипная Барби из Барбиленда в исполнении Марго Робби, в жизни которой неожиданно наступает экзистенциальный кризис. Вместе с мыслями о смерти в её жизнь приходит целлюлит, запах изо рта, плоскостопие и прочие прелести реальной жизни. Стремясь разобраться в чем дело, Барби отправляется в реальный мир, пока, в её отсутствие, Кены поднимают бунт и строят в Барбиленде своё патриархальное государство.
«Барби» — это первый выход Греты на поле коммерческого кино такого масштаба. И справляется она отлично, умело вплетая в предельно зрительское кино и феминистский взгляд, и антикапиталистическую критику, и вездесущую метаиронию. Стоит отметить, что всё это появляется в фильме, призванном служить длинной рекламой одной из самых бездушных и проблематичных детских игрушек.
6. «Оппенгеймер»
Несмотря на то, что «Оппенгеймер» в гонке с «Барби» финишировал вторым, он всё равно заработал больше 900 миллионов долларов в прокате. Это поразительно много для байопика о физике-ядерщике, большую часть времени пребывающего на грани нервного срыва из-за возможных последствий своего изобретения. Даже учитывая, что режиссером картины выступил такой крупный автор, как Кристофер Нолан.
Несмотря на тему фильма, при съемках Нолан все равно придерживался привычной для него формы экшн-блокбастера. А там, где ему не хватает действия на экране, он просто переносит зрителя прямиком в голову Роберта Оппенгеймера, полную неврозов и апокалиптичных мыслей. В итоге, используя вполне популярные приёмы, постановщику удается достучаться до зрителя, поговорив о важных и часто неудобных темах.
Если нас чему-то и учит пример оглушительного успеха «Барбингеймера», так это тому, что авторское кино, размышляющее на актуальные проблемы, может достичь успеха и у зрителей, и у критиков.
Полную версию рецензии на «Барби» и «Оппенгеймер» вы можете прочитать здесь.
7. «Присцилла»
«Присцилла» Софии Копполы — ещё один важный байопик 2023 года. Однако, в отличие от «Оппенгеймера», данный фильм имеет максимально камерный и минималистичный характер. Ведь в картине зрители следят не за великим ученым или большой поп-звездой, а за молодой девушкой Присциллой, вышедшей замуж за короля рок-н-ролла Элвиса. Всего год назад мы наблюдали за фильмом База Лурмана «Элвис», где также была показана его совместная жизнь с женой. Можно ли показать что-то новое в данной истории? Ответ: определенно.
София Коппола во многом рассказывает о схожих событиях, что и работа Лурмана, но фокусируется на восприятии Присциллы. Так мы наблюдаем за их знакомством, первыми годами отношений, когда девушке ещё не было 18 лет, жизнью в особняке Элвиса и конечно разводом. В отличие от кричащей картины Лурмана, работа Копполы оказывается намного тоньше. Постановщица рисует свой фильм не гигантскими мазками, а изящными кистями, взятыми из её предыдущих работ «Трудности перевода» и «Мария Антуанетта».
Для Копполы не впервой снимать ленту об отношениях между молодой девушкой и взрослым мужчиной. В целом все её фильмы строились вокруг этого концепта, будь то истории о маме и дочке или же любовной связи между двумя людьми с разительной разницей в возрасте. Однако здесь Коппола показывает нам, что же случается с молодой героиней, когда она ментальна перерастает своего возлюбленного. Так, за долгие годы жизни Присцилла превращается в настоящую женщину, в то время как Элвис так и остаётся ребенком в теле взрослого.
8. «Зелёная граница»
«Зеленая граница» польской режиссёрки Агнешки Холланд — это самый политический и страшный фильм этого года. Картина была впервые показана на Венецианском фестивале и практически сразу же после премьеры работу начали критиковать польские власти, обвиняя постановщицу в национализме и сравнивая «Зелёную границу» с пропагандой времён Третьего рейха. Вместе с этим Холланд получила Специальный приз жюри в Венеции. Сам фильм собрал приличную кассу у себя в стране, что в очередной раз показывает насколько страна поляризована.
Фильм основан на реальных событиях и рассказывает о границе между Беларусью и Польшей, по которой в течение многих километров нет ничего кроме леса. В 2021 году Александр Лукашенко заявил, что он разрешит иммигрантам из любой части мира без препятствий переходить через эту границу. Конечно же, получив шанс оказаться в Евросоюзе, многие беженцы из ближнего востока поехали в Беларусь, пытаясь нелегально оказаться в Польше.
Их мечты разбиваются о беспредел между двумя странами, где пограничники с обеих сторон просто избивают, обворовывают и всячески издеваются над беженцами, а после насильно перебрасывают их на другую сторону границы. Далее фильм показывает конфликт не только с перспективы беженцев, но и с точки зрения пограничников и волонтеров. Такой комплексный подход заставляет восхищаться работой Агнешки Холланд и поставить «Зеленую границу» в список главных фильмов 2023 года.
9. «Два, три, демон, приди!»
Ещё этой зимой «Два, три, демон, приди!» прошла по главным мировым фестивалям в Сандэнсе и Берлине, а в борьбу за дистрибьюцию ленты в США боролись несколько крупных компаний. В итоге, дебютную работу братьев Майкла и Дэнни Филиппу выкупила главная инди-студия современности — А24.
Сюжет крутится вокруг группы подростков, которые нашли таинственную керамическую руку. Древний артефакт позволяет героям попадать в потусторонний мир, чтобы встретиться с душами мертвых людей. Девушка подоросток Мия решает попробовать таинственный обряд, но к своему удивлению там она встречает не случайного духа, а недавно умершую мать. Естественно, это вызывает у героини маниакальное желание снова вернуться в потусторонний мир.
«Два, три, демон, приди!» — это не обычный хоррор о подростке, вызывающем призраков. Там поднимаются и темы наркозависимости, и отдаления от близких. Также фильм говорит, что сегодняшние травмы превратились в контент, который можно снимать и выкладывать в соцсети. Однако главный ужас фильма заключается не в этом, да и не в монстрах со скриммерамми, а в вопросе о том, как продолжать жизнь после потери близкого родственника.
Полную версию статьи о фильме вы можете прочитать здесь.
10. «Май, декабрь»
«Май, декабрь» режиссёра Тодда Хейнса — это очень сильная картина, от которой остаётся чувство тревожности. Помимо необычного сюжета, работа запоминается великолепным актерским дуэтом Натали Портман и Джулианы Мур. За свою работу девушки получили номинации на «Золотом глобусе».
Сюжет картины крутится вокруг необычной супружеской пары. Ведь более двадцати лет назад 36-летняя героиня Джулианны Мур закрутила роман с 13-летним подростком. Когда их отношения стали достоянием общественности, девушку посадили в тюрьму за связь с несовершеннолетним. Но уже за решеткой выяснилось, что она оказалась беременна от подростка. Выйдя на свободу, пара продолжила свои отношения и живёт счастливо по сегодняшний день.
Героиня Натали Портман – актриса, которая собирается играть в фильме, основанном на данной истории. Для этого она приезжает к ним в семью и проводит с парой несколько недель, изучая природу таких необычных отношений. Картина поднимает много этических вопросов, подчас шокируя зрителя своей смелостью.
11. «Миссия Невыполнима: Смертельная расплата. Часть 1»
«Миссия Невыполнима: Смертельная расплата. Часть 1» — это наиболее впечатляющий экшен фильм 2023 года. К сожалению, картина не получила должного внимания от зрителей и провалилась в прокате. Связано это в первую очередь с тем, что лента вышла за неделю до премьеры «Барби» и «Оппенгеймера», что естественно негативно сказалось на сборах. Тем не менее новая «Миссия невыполнима» держит планку предыдущих частей и все ещё удивляет фанатов своими сумасшедшими трюками, которые уже 60-летний Том Круз исполняет сам.
По сюжету наш любимый шпион Итан Хант сталкивается с очередной проблемой мирового масштаба, из-за которой он не может больше доверять правительству и ему приходится надеяться только на себя и своих близких. Главный злодей фильма — это не человек, а искусственный интеллект, что, конечно же, стало новым горячим топиком во всех блокбастерах последних лет. В новой части появляется целая группа новых запоминающихся персонажей, но по моему личному мнению, главной звездой картины стала Пом Климентьев, которая исполнила роль бездушной убийцы Пэрис. Многие боевые сцены с её участием напоминают по духу серию фильмов Джона Уика.
12. «Зла не существует»
«Зла не существует» — это новая работа японского режиссёра Рюсукэ Хамагути, о котором вы можете знать по таким фильмам как «Случайность и догадка» и «Сядь за руль моей машины». В этом году Хамагути представил свою самую медитативную картину, рассказывающую о природе зла. Лента получила гран-при жюри в Венеции и главный приз на фестивале в Лондоне.
Фильм рассказывает о небольшой японской деревне, в которой, как можно понять из названия, зла не существует. Первые 30 минут картины нам показывают будни жителей небольшого поселка. Одни ловят рыбу, другие готовят рамен, третьи следят за состоянием леса. Казалось бы, эта деревня и есть рай на земле. Однако, как это обычно бывает, ничего хорошего не может длиться вечно. Ведь в какой то момент к героям приезжает группа бизнесменов, планирующая превратить местность в развлечение для туристов с глэмпингом. Конечно же это негативно скажется как и на финансовом состоянии жителей, так и на природе. То что происходит в деревне дальше становится своего рода высказыванием на тему экологии.
13. «Обучение Адемоки»
Из казахстанских лент хотелось бы выделить «Обучение Адемоки» Адильхана Ержанова. Фильм впервые был показан ещё в 2022 году на международном кинофестивале в Варшаве. Там проект Ержанова получил приз жюри NETPAC. В последствии лента путешествовала по различным мировым смотрам, а этим летом картина даже вышла в прокат во Франции.
Фильм рассказывает о школьнице-иммигрантке Адемоке, которая пытается получить образование в Казахстане, чтобы остаться жить в стране и стать великим драматургом. На своём пути девочка встретит ещё одного мечтателя — учителя литературы, а по совместительству бездомного алкоголика Ахава. Мужчина решает помочь Адемоки с поступлением в университет. Так, получив взятку, преподаватель отдаёт героине фальшивый аттестат и начинает готовить её к вступительным экзаменам.
«Обучение Адемоки» даёт возможность зрителям поговорить о целом спектре социальных проблем через понятную историю. Красивые пейзажи и съёмки во время заката также порадуют взгляд публики. А яркий образ того же Ахава запомнится надолго. Фильм следует смотреть, чтобы поближе познакомиться с казахстанским авторским кино и начать диалог об искусстве и его роли в современном обществе.
Полную версию статьи можно прочитать здесь.
14. «Убийцы цветочной луны»
Мартин Скорсезе — один из немногих оставшихся классиков Нового Голливуда, поэтому каждая его новая работа заслуживает вашего внимания. Но даже не беря во внимание статус маэстро, стоит признать, что Скорсезе снял один из важных фильмов этого года.
В открывающей сцене зрителей знакомят с поселением индейцев племени Осейдж, которых правительство США когда-то переселило в штат Оклахома. Однако, в начале ХХ века местные жители обнаружили на своей территории огромные месторождения нефти, что в одночасье превратило их из маргинализированной прослойки общества в самую богатую группу людей в стране. Тем не менее деньги не принесли счастья индейцам, ведь с роскошью на их территорию пришло зло, физическое воплощение которому подарили персонажи Леонардо Ди Каприо и Роберта Де Ниро. Для белых захватчиков убийство — это будничная суета, а зло, которое они творят — это хаотичный набор действий глупых людей, результат которых приводит к трагическим последствиям.
Новая картина Скорсезе — это монолитная работа, полная важных деталей и смыслов. Все травмы коренного населения были обнажены перед зрителями, в то время как образ белого спасителя начисто уничтожен через персонажей Ди Каприо и Де Ниро. Фильм не всем придётся по вкусу, но его важность как для американского общества, так и для многих других народов, столкнувшихся с колонизацией, отрицать невозможно. Ведь наблюдая за ужасами прошлого, публика возможно сможет увидеть ужасы настоящего.
Полную версию статьи можно прочитать здесь.
15. «Бедные-несчастные»
Ну а закончим сегодняшний список горячо любимом мною фильмом — «Бедные-несчастные». Картина уже получила «Золотого льва» на фестивале в Венеции и стала одним из главных кандидатов на все главные мировые премии. Лента является уже третьей коллаборацией гениального режиссёра Йоргоса Лантимоса и великой актрисы Эммы Стоун,
Что будет если в тело взрослого человека поместить мозг новорождённого ребёнка? Таким вопросом задаётся Йоргос Лантимос в своей новой картине «Бедные-несчастные». Его фантазия на тему выливается в историю о девушки Белле Бакстер, живущей со слегка безумным, но обаятельным Годвином Бакстером, которого та ласково называет Год. И действительно, в некой мере прозвище сумасшедшего профессора оправдано, ведь именно он стоит за мало этичным экспериментом по скрещиванию неокрепшего детского сознания с телом Беллы. Наблюдая за дальнейшими событиями фильма у зрителей скорее всего просто отпадёт челюсть, ведь такого точно никто ещё не видел ни в одном фильме, а уж тем более в крупнобюджетной картине со столь известными актерами.
«Бедные-несчастные» поражает и своим сет-дизайном, и актерской работой Эммы Стоун, и конечно же поднятыми темами. Отдельно хочется выделить феминизм, как один из главных лейтмотивов картины. Многие критики сравнивали этот аспект фильма с «Барби», часто отдавая предпочтение работе Лантимоса, ведь его лента оказывается более смелой и бескомпромиссной.
Полную версию рецензии можно прочитать здесь.