Термин
Афро-сюрреализм — это направление в литературе и искусстве. Ранние его примеры можно найти уже во второй половине 20-го века. Американский писатель Амири Барака был первым, кто описал это движение на примере работ Генри Дюма.
Однако только в 2009 году у афро-сюрреализма появился манифест, опубликованный Д. Скоттом Миллером в The San Francisco Bay Guardian. Стоит отметить, что даже в его своде правил нет чёткого определения термина, хотя есть подробное описание примеров, подходящих под понятие.
О себе афросюрреалисты пишут:
«Мы слышали этот мир (афро-сюрреализма) в эбо-горне Роско Митчелла и лирике MF DOOM. Мы читали его в словах Генри Дюма, Виктора Лаваля и Дариуса Джеймса. Эта мозаика радикального влияния простирается от Франца Фанона до Жана Жене. А его сверхъестественные оттенки Рида и Зоры Нил Херстон смешиваются с жёстким стилем Честера Хаймса и Уильяма С. Берроуза»
и
«Афро-сюрреалисты восстанавливают культ прошлого. Мы смотрим на старые пути новыми глазами. Мы используем символы рабства 19-го века, такие как Кара Уокер, и колониальные символы 18-го века, такие как Йинка Шонибаре. Мы показываем “безумие” как часть Божественного замысла, и мы же признаём возможность существования магии. Мы берём навязчивые идеи древних и разжигаем из них болезнь, очищая мрак коллективного бессознательного, проявляющегося в этих снах, называемых культурой».
Если сюрреализм вытаскивает человеческое бессознательное автора наружу, меняя реальность вокруг себя, то афро-сюрреализм, напротив, погружает стороннего наблюдателя в свой мир и своё понимание нормальности. Поэтому представители этого направления говорят, что их творения — это не сюр-реальность, а гипер-реальность.
В своих работах авторы используют пережитый опыт, нередко связанный с расизмом, и переносят свою аудиторию в него, выкручивая внутренние травмы на максимум.
К примеру, одной из часто поднимаемых тем афро-сюрреализма является полицейское насилие, направленное на представителей расовых меньшинств. Тут можно вспомнить несколько сцен из фильма «Прочь» Джордана Пила. В них представитель закона — это потенциальная угроза. Поэтому эпизод встречи фотографа Криса и офицера имеет множественные хоррор мотивы, хотя сам полицейский не является антагонистом произведения.
Точно также можно вспомнить серию «Атланты», где белый мужчина Крэг — обсессивный представитель woke culture — пытается узнать у главного героя, из какой части Африки прибыли его предки. Для персонажа Дональда Гловера такая встреча — это часть повседневности, в то время как у зрителей создаётся эффект сюрреализма из-за стилистических решений, сделанных шоураннерами во время создания данного эпизода.
«Атланта»
Афро-сюрреализм — это ещё очень молодое направление искусства. Поэтому основных последователей данного движения можно пересчитать по пальцам. Особенно это касается кино и телевидения. С момента публикации манифеста прошло целых семь лет, когда на малых экранах состоялась премьера первого сезона «Атланты», где Дональд Гловер смог показать неимоверное количество граней жизни чёрных в Америке. Тут стоит отметить, что изображение повседневности у Гловера — это не прямолинейная критика системы, а сатира на нынешний подход к расизму и дискриминации.
Поэтому сюжеты сериала варьировались от истории про белого мальчика, воспитанного няней из Тринидад и Тобаго, и выросшего с ментальностью черных иммигрантов, до эпизода, где всем потомкам рабовладельцев приходится выплачивать репарации потомкам тех самых рабов.
Поднятые темы
Каждый пример афро-сюрреализма в кино — это попытка погрузить зрителя в мир афро-американцев, а также поговорить о первопричинах, приведших к нынешнему положению вещей. К примеру, «Прочь» — это критика новой формы расизма, который, как показывает фильм, никуда не ушёл. «Простите за беспокойство» — это прямая атака капитализма и комментарий о том, что по карьерной лестнице в Америке можно продвинуться лишь отказавшись от своей идентичности. «Я — Дева» — это сериал об афро-американцах со сверхспособностями, из которых белые люди делают сначала развлечение для публики, а позже злодеев. Тут Бутс Райли в целом проводит параллель с отношением общества к любого рода аутсайдерам
Первая волна заметных проектов афро-сюрреализма пришлась на вторую половину 2020-х. Связано это, скорее всего, с созданным в 2013 году движением Black Lives Matter, а также негативной реакцией на победу Дональда Трампа на выборах 2016 года.
Пятый эпизод первого сезона «В свободном улёте» даже объясняет, как популярный сериал «Во все тяжкие» мог стать одной из причин популярности Трампа. Хотя это и звучит невероятно, различные академические исследования указывают на множественные связи между другими популярными проектами первой половины 2010-х и последующим приходом Трампа к власти.
Естественно, все темы, поднятые в 2016 году в «Атланте», никуда не ушли и в 2023-м. Расизм всё ещё активно присутствует в обществе. Поэтому сегодня мы можем наблюдать за второй волной проектов, придерживающихся этого направления. Тут и вышеупомянутый сериал «Рой», и второй сезон «В свободном улёте», и скорый выход фильма «Они клонировали Тайрона» на Netflix.
Тяжело угадать, как будет выглядеть афро-сюрреализм в будущем , но, видя нынешнюю ситуацию в Америке и популярность большинства вышеназванных сериалов и фильмов, можно смело утверждать, что афро-сюрреализм уже проник в наше сознание и он останется там надолго.