ЭНДИ – НЕ ХОРОШИЙ СОТРУДНИК
Энди – главная героиня, карабкающаяся по карьерной лестнице – изображена здесь умной и старательной сотрудницей. Однако если задуматься, то к её профессионализму есть вопросы. Она, к примеру, даже не знает имени главного редактора издания, в котором мечтает работать. А устроившись в модный журнал, не может правильно написать «Габбана».
На самом деле кажется, что Эндреа совсем не предана своей работе и половину фильма презирает то, чем занимается. А вещи, за которые её ценит руководство, зачастую оказывались совсем не её заслугой: за смену гардероба ответственен Найджел, отлично знающий вкус начальницы, а неизданный манускрипт Гарри Поттера достал Кристофер. Все эти мелочи говорят о том, что Энди – не очень хорошая сотрудница.
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА, ВЫГОРАНИЕ И СТРАСТЬ К РАБОТЕ
Выгорание
Путь героини в «Дьявол носит Prada» лежит не только через обретение конкретных навыков работы, но и через сердце начальницы, Миранды Пристли. Учась она постепенно получает и признание на работе, и уверенность в себе. Такое отношение к работе вдохновляет, потому что не так часто встречается в реальной жизни.
Однако даже в кино всё не так радужно: первая ассистентка Миранды Эмили показывала симптомы выгорания уже в начале фильма, а потом они проявились и у Энди. Постоянный стресс у сотрудников подтверждается высокой текучестью кадров среди ассистентов Миранды. Несмотря на свой профессионализм, Миранда – токсичный начальник, непредсказуемый и вечно недовольный. Показательна сцена, в которой всех работников «Подиума» охватывает паника как только Миранда заходит в лифт.
Отношение к корпоративной культуре
Кардинальнее всего за 17 лет изменились взгляды на рабочую культуру. Попасть в крупную корпорацию ради строчки в резюме в нулевых было нормой. Успех нужно было заслужить через пот боль и кровь.
«Подиум» полон неразрешённых конфликтов, злоупотребления рабочим положением, отсутствующей коммуникацией между начальством и сотрудниками. Как только Энди вышла на работу, она подверглась буллингу со стороны всех, с кем сталкивалась. Управленческие методы главредки граничат с тиранией – позвонить посреди ночи или давать задачи, совершенно не связанные с работой, для неё обычное дело. Главная героиня же вынуждена это терпеть, потому что «миллион девушек готовы убить за её работу». При этом, напряжённая и иерархическая среда не компенсируется высоким окладом: Энди не хватает даже на квартплату.
В современной корпоративной культуре подобное поведение рассматривается как неприемлемое и вредное для рабочей среды, а благополучию сотрудников и горизонтальной коммуникации уделяется всё больше внимания. Выйди фильм в 2024 году, его бы раскритиковали за нормализацию токсичной корпоративной среды.
БАЛАНС МЕЖДУ РАБОТОЙ И ЛИЧНОЙ ЖИЗНЬЮ
Однако главный антагонист фильма это далеко на Миранда и даже не сама корпоративная система, в которую попадает Энди. Главный антагонист – это Нейт, её парень.
Из-за некомпетентности и страха быть брошенным Нейт мешает Энди раскрыть свой истинный потенциал на протяжении всего фильма. Когда Энди рассказывает о том, что получила работу, он пренебрежительно спрашивает: «Постой, тебя взяли на работу в журнал мод? Собеседование было по телефону?»
Далее по ходу фильма он постоянно обесценивает её работу, ругая Энди за то, что она отвернулась от друзей и семьи и сосредоточилась на «обуви, рубашках, куртках и ремнях». Не менее раздражающая и реакция Энди на шутки парня – они либо их игнорирует, либо ухмыляется и находит их забавными.
Тем не менее, некоторые реакции Нейта были оправданы. Например, когда в его день рождения Энди срывается на гала-мероприятие, на которое изначально даже не собиралась идти. Практически ни у кого в «Подиуме» нет личной жизни, вероятно, из-за требовательной работы и отсутствия времени. Исключением не стала даже Миранда: у неё было два неудачных брака, а прямо во время фильма разрушился и третий. На протяжении всего фильма как Энди, так и Миранда испытывают трудности с критической задачей взрослой жизни – балансом между работой и личной жизнью.
БОДИШЕЙМИНГ
С самого начала фильма Энди – высокая, стройная и объективно красивая девушка. Однако даже она подверглась косым взглядам, осуждениям за кукурузную кашу и размер «6» (размер «М»). Хоть рассказы Эмили о её диете «ничего не есть, только кубик сыра во время обморока» кажутся утрированными и высмеивающими стереотипы в индустрии, факт того, что протагонистка фильма на самом деле худеет поощряет практику бодишейминга.
Здесь для сравнения хочется отметить сериал «Дурнушка Бетти», который вышел в тот же год и рассказывает очень похожую историю помощницы главного редактора модного журнала. Он также полон шуток о весе главной героини, но Бетти не бросается худеть в угоду окружению, оставаясь верной себе и доказывая, что можно делать успешную карьеру в сфере моды будучи не XS.
ЖЕНСКИЕ ПЕРСОНАЖИ
Один из немногих положительных моментов фильма – сильные и нешаблонные женские персонажи. Миранда представлена как сильная, властная женщина, что в то время было довольно редким изображением в кинематографе. Она успешна, уверена в себе и чрезвычайно компетентна в своей области, что опровергает многие стереотипы о женских руководителях.
С другой стороны, Энди – начинающая журналистка, которая проходит путь самопознания и профессионального развития. Её история подчёркивает важность личного выбора и самоуважения в карьере и личной жизни. Фильм показывает, что женские персонажи могут быть сложными и многогранными, не ограничиваясь одними лишь романтическими интересами или второстепенными ролями. В целом, они тщательно проработаны и имеют собственные мотивации, амбиции и проблемы.
Aged like… I don’t know
В заключение, «Дьявол носит Prada» – отличный фильм для изучения некоторых аспектов взрослой жизни, включая карьеру, любовь и рост. Он может помочь нам задуматься о важных проблемах, с которыми взрослые люди регулярно сталкиваются, таких как принятие работы, которая вам не нравится, работа в токсичной среде и изменение своей идентичности, чтобы вписаться. Фильм отлично служит предостережением и наглядно показывает пример как распознать и избежать токсичной рабочей обстановки.