Чем примечательна адаптация
Если вы читали оригинальную пьесу или же смотрели хоть одну её адаптацию (или же жили в последние 400 лет), то смерть двух главных героев в конце «Ромео + Джульетта» не должна ваш шокировать. Однако работа Лурмана привлекает не знакомым материалом, а инновационным подходом к нему. Так, режиссёр перенёс события фильма из старинной Вероны в выдуманный Верона Бич, напоминающий вполне реальный Венис Бич. Точно также были осовременены персонажи, использующие пистолеты вместо шпаг и ездящие на дорогих лимузинах вместо карет. Из других атрибутов, враждующие семьи Италии превратились в два клана итало-американской мафии, лучший друг Ромео, Меркуцио, стал темнокожим, а кузен Джульетты — латиноамериканцем.
Помимо современного сеттинга изменениям подвергся и способ повествования истории. Если сравнивать с той же адаптацией Франко Дзеффирелли 1968 года, то вместо статичной камеры и плавных переходов зрителям предлагают рваный монтаж, постоянные зум-ины и активно трясущуюся камеру. Порой сцены из фильма напоминают дорогостоящий музыкальный клип на MTV, нежели классическую пьесу. Стилизации также подвергались образы героев. К примеру, тот же Меркуцио может ходить с помадой и на каблуках, а соратники Ромео смахивают на бандитов из английской подворотни.
Самый новаторский ход во всём этом безумии — решение постановщика оставить диалоги неизменными, включив слова и выражения, которые уже давно вышли из английского обихода. В итоге, Лурман создаёт контраст между современными атрибутами и классическим языком, что в очередной раз подчёркивает вневременность произведений Шекспира.
Культурный контекст
Середина 1990-х — это поистине странное время как для США в целом, так и для американского кино в частности. Холодная война закончилась, а до наступления страшных событий начала ХХI века ещё остаётся несколько лет. Поэтому общество находится в сравнительном покое, отчего Голливуд одновременно переживает кризис жанров и рассвет пост-модернового кино, ломающего устоявшиеся каноны.
Поэтому не удивительно, что именно в 1990-х получили свою первую популярность такие авторы как Квентин Тарантино, Роберт Родригес и Кевин Смит. В список можно добавить и База Лурмана. Хотя он тоже начал карьеру в 1990-х, его главными работами являются «Великий Гэтсби» из 2013-го и прошлогодний «Элвис». Тем не менее, «Ромео + Джульетта» должна как минимум замыкать тройку шедевров режиссёра, а может и возглавлять её. Связано это с тем, что бесшабашная комедийная драма вобрала в себя всю культурную палитру 1990-х, при этом оказавшись слишком смелой и экспериментальной для своего десятилетия.
Лурман совместил в своём фильме низкую и высокую культуру. Проявилось это не только в контрасте оригинальных монологов Шекспира с современным сеттингом, но и в игре с канонами гангстерского кино. К середине 1990-х жанр дрожал по швам, и хоть такие мэтры как Мартин Скорсезе всё ещё выпускали интересные картины на тему, для большинства людей произведения о мафии стали пережитком прошлого. Поэтому именно в то десятилетие вышли более пост-модерновые «Донни Браско» (1997), рассказывающий об итальянских бандитах-неудачниках, и культовый сериал «Клан Сопрано» (1999-2007), где глава организованной группы посещает психотерапевта.
Среди жанровых работ того времени «Ромео + Джульетта» выделяется по множеству причин. К примеру, все показанные перестрелки выполнены с нарочитым добавлением слоу-мо и переигрыванием актёров. Что касается локаций, то та же церковь, где герои венчаются а позже умирают, переполнена крестами. Крестов в фильме показано предостаточно. Даже на постере картины «+» выполнен в форме религиозного символа. Из-за такой стилизации два враждующих мафиозных клана показаны в качестве сборища клише и стереотипов. Всё это заставляет вспомнить те же церковные сцены из классических фильмов о мафии, как, например, культовый эпизод из «Крёстного отца».
Поэтому «Ромео + Джульетта» — это не просто переосмысление оригинальный пьесы, а тонкая работа с устоявшимися канонами жанра.
Реакция современников
В год своего выхода, «Ромео + Джульетта» получило вполне смешанные отзывы как от критиков, так и от зрителей. Фильм был впервые показан на престижном и наиболее экспериментальном фестивале в Берлине. Там Леонардо Ди Каприо даже получил «Серебряного медведя» за «Лучшую мужскую роль», а Лурман удостоился специальной награды за свой творческий подход к фильму. Тем не менее картина была обделена номинациями или же статуэтками на главных кинопремиях 1996 года. Возможно, выйдя сегодня, её сумасшедший стиль сравнивали бы со «Всё, везде и сразу». Однако в конце ХХ века публика была не готова к кричащей работе Лурмана.
Критики того времени часто ругали «Ромео + Джульетту». К примеру, один из влиятельнейших профессионалов индустрии Роджер Эберт писал:
«Отчаяние, с которым пытаются «обновить» пьесу и сделать ее «актуальной», сильно удручает. Одним грандиозным, но обречённым на провал жестом сценарист и режиссёр Баз Лурман снял фильм, который (а) встревожит любого любителя Шекспира и (б) утомит любого, кого заманили в театр обещаниями бандитских войн в стиле MTV. Эта постановка была очень плохой идеей».
Другие издания хоть и находили положительные аспекты в фильме, нередко фокусировались на его перегруженности. Так, в журнале Empire можно было найти следующие строки:
«Опираясь на дикую кавалькаду поп-иконографии, Лурман пробует увлекательный набор трюков, результаты которых гарантированно разделят аудиторию. Этот рискованный гамбит терпит крах всякий раз, когда фильм становится слишком резким или когда в нем не хватает новых причуд. Даже в своих лучших проявлениях это настолько же утомительно, насколько и смело».
Что интересно, спустя более 25 лет, отношение к картине изменилось, ведь изменилось само общество. Так, портал названный в честь Роджера Эберта теперь включает продолжительную хвалебную рецензию на фильм, где отдельно проговаривается способность Лурмана опередить своё время. Схожим образом «Ромео + Джульетта» была переосмыслена и другими изданиями, а ленту теперь нередко показывают в американских школах, чтобы заинтересовать подростков читать Шекспира.
Aged like fine wine
Смотря «Ромео + Джульетту» из реалий 2023 года, можно сказать, что фильм не растерял свою релевантность, при этом преодолев критику журналистов. Картина смогла одновременно вобрать в себя клиповость и пост-модерновость 1990-х, и оказаться достаточно инклюзивной для реалий ХХI века. Ну и конечно же, Лурману удалось передать все идеи, заложенные Шекспиром более 400 лет назад в ярком и кричащем фильме о двух мафиозных кланах.