«Арман»: хороший фильм, на который никто не пошёл 

В отечественном прокате на прошлой неделе состоялась премьера обескураживающего фильма «Арман». Хотя по названию картины можно подумать, что лента родом из Казахстана, на самом деле она была снята норвежским постановщиком Хальвданом Ульманом Тёнделем. Первая полнометражная работа режиссёра была показана в мае прошлого года на Каннском кинофестивале, где получила приз за «Лучший дебют» смотра. Однако, несмотря на столь престижную награду, восторженные отзывы зрителей и многостраничные разборы от кинокритиков, «Арман» остался совершенно не замечен казахстанским зрителем. 

О том, почему всем читателям ‘98mag следует срочно пойти посмотреть «Арман» пока его окончательно не сняли с проката рассказывает кинокритик Ораз Керейбаев. 

Просмотр фильма в пустом зале

В период, когда в кинотеатрах идёт несколько кассовых казахстанских комедий, а для любителей западного кино на больших экранах IMAX крутят зацензурированного «Носферату», не удивительно, что камерная норвежская работа, снятая за 600 тысяч долларов, остаётся незамеченной. Поэтому, покупая билет на сеанс, я не ожидал большого скопления людей. Однако я всё же оказался удивлён, обнаружив себя в абсолютно пустом зале кинотеатра Chaplin — одном из двух мест в Алматы, где показывали «Арман» (удивительно, но в кинотеатре Арман его не было). 

В этот момент меня в очередной раз настигло понимание, что экспериментальные картины, получившие несколько престижных наград и признание критиков, остаются совершенно ненужными нашему зрителю. В многочисленных разговорах о кино, я то и дело слышу претензию, что в Казахстан не привозят фестивальные фильмы. И каждый раз я не соглашаюсь с этим утверждением. Да, до нас не доехала «Анора», «Реальная боль» и «Течение». Но в отечественном прокате были «Субстанция», «Ученик», «Мегалополис» и «Парфенопа». Однако, за исключением «Субстанции», на эти фильмы нет никакого спроса. Поэтому решение кинотеатров отдавать под такие ленты два показа в день в течение одной-двух недель выглядит логичным. 

Вообще следует поблагодарить сеть Chaplin Cinema, которые понимая финансовую нецелесообразность показа таких картин, продолжают сотрудничать с дистрибуторской студией A-One и привозить к нам «Зверя», «Идеальные дни», «Присциллу», а теперь и «Арман». Большинство примечательных камерных работ, которые зрители получают в Казахстане — это труд парочки студий (или даже отдельных людей), пытающихся изо всех сил хоть как-то соперничать с ширпотребными отечественными комедиями и нескончаемыми западными сиквелами. Тем не менее, как можно понять по пустому залу Chaplin, процесс этот напоминает борьбу с ветряными мельницами. 

Сюжет «Арман»

Если же вы всё-таки решите сходить на «Арман» и успеете попасть на него, пока в вашем городе ещё есть сеансы (если они у вас вообще были), то вам предстоит невероятное путешествие в мир неуютного, пугающего и оттого завораживающего норвежского кино. 

В начале фильма главная героиня Элизабет приезжает в школу так как её шестилетний сын Арман стал участником некого инцидента. Администрация сперва утаивает все детали происшествия, постепенно раскрывая их зрителю. Каждый новый сюжетный поворот будет усложнять картину случившегося, постепенно запутывая не только публику, но и наших героев.

Превосходства формы над содержанием

На бумаге сюжет фильма оказывается вполне простым, если даже не вторичным. Один ребёнок обвиняет другого в каком-то злобном деянии. Теперь взрослым предстоит разобраться в деталях произошедшего. Казалось бы, похожую преамбулу мы видели и в классической ленте «12 разгневанных мужчин», и в недавней «Учительской», и в географически близкой к «Арман» датской «Охоте» с Максом Миккельсеном. Только услышав эту завязку, рассмотренный зритель сможет с лёгкостью развить сюжет и даже догадаться до возможной концовки «Арман». Однако дебютная работа Хальвдана Ульмана Тёнделя заботится не столько о самой истории, сколько о том, как её показать на экране. Этим «Арман» разительно отличается от всех вышеназванных примеров. 

Тёндель пытается передать всё то состояние отторжения ситуации, которое испытывает Элизабет в исполнении Ренате Реинсве. В начале фильма оно подчёркивается излишне громкими цоканьем каблуков Элизабет во время ходьбы. После это дополняется постоянным кровотечением из носа представительницы администрации школы. Всё это усиливается неуютными крупными планами и асимметричной композицией. И это только первый акт. Дальше и камера, и персонажи, и всё в стенах этой норвежской школы вызовет у зелёно зрителя желание сбежать оттуда. Картина будто помещает публику в сеттинг хоррор фильма, при этом ни в какой момент не превращаясь в жанровое кино. Ужас же здесь скрывается за тайнами из жизни каждого из героев, которые, словно фасад приличной норвежской школы, пытаются сохранить лицо перед обществом во что бы то ни стало. 

Великолепная Ренате Реинсве

Имя Ренате Реинсве будет знакомо читателям по главной роли в «Худшем человеке на свете» Йоакима Триера. Между тем, исполнительница в последний год стала чуть ли не главной европейской актрисой, сыграв аж в четырёх примечательных фестивальных картинах. Увидев диапазон её способностей в «Армане», ни у одного зрителя не останется вопросов к её востребованности. 

В течение фильма девушка отыгрывает несколько крайне примечательных эмоций, первая из которых обескураживает смотрящего своей аутентичностью. Так, героиня Реинсве истерически смеётся над абсурдностью возникшей ситуации на протяжении нескольких минут. Наблюдать за столь правдоподобным, пугающим и одновременно заражающим смехом доставляет одно удовольствие. И таких эпизодов, показывающих разные стороны таланта Реинсве, в течение фильма наберется немало, начиная от непрерывного смеха, продолжая всевозможными физическими метаморфозами и заканчивая чувственными, едва заметными проявлениями симпатии к другому персонажу «Арман».

Вывод

Сходить на «Арман» нужно и как можно быстрее. Сделать это требуется не для того, чтобы дистрибуторы продолжили привозить ленты в Казахстан. Думаю, пару лишних билетов не сделают погоды ни A-One, ни Chaplin Cinema. Сходить на «Арман» нужно, чтобы воочию увидеть интереснейший экспериментальный фильм с невероятной режиссурой и высококлассной актёрской игрой на большом экране. Не лишайте себя удовольствия и потратьте вечер на просмотр именно этой ленты в теперь уже, надеюсь, не совсем пустом кинозале.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Squid Game ұнады ма? Ендеше мына фильмдерді де көріңіз
Культура
#кино
Squid Game ұнады ма? Ендеше мына фильмдерді де көріңіз
В Казахстане могут появиться новые горнолыжные трассы
Бизнес
В Казахстане могут появиться новые горнолыжные трассы
«Атомная степь»: в Алматы пройдёт встреча с Тогжан Касеновой
Город
#события
«Атомная степь»: в Алматы пройдёт встреча с Тогжан Касеновой
«Монолог фармацевта»: «Великолепный век» встречает «Доктора Хауса»
Культура
#кино
«Монолог фармацевта»: «Великолепный век» встречает «Доктора Хауса»
В Алматы пройдёт вручение премии ((BEU)) AWARDS 2024
Город
#события
В Алматы пройдёт вручение премии ((BEU)) AWARDS 2024