«Арт-событие»: как прошла самая яркая выставка современного искусства Кыргызстана и ЦА

Наша редакция съездила в Бишкек и побывала на открытии выставки «Арт-событие». Выставку организовал музей посттоталитарного искусства Tolon Museum, а прошла она в пространстве заброшенного винзавода – ныне Kuntuu Art Space. Выставка продлится до 31 декабря.

«Событие» оказалось огромнейшей выставкой и состояло из шести павильонов, отражающих все основные школы современного искусства Кыргызстана: нонконформизм, трансавангард, новый соцреализм. Из более 30 художников только двое были из других стран: Олег Карпов из Узбекистана и Qyzylzhebe из Казахстана, о котором мы писали ранее.

Qyzylzhebe – о жизни, смерти и государстве

Для Ильяса @qyzyllzhebe это была первая выставка – специально для неё он подготовил пять работ. Своим «магнус опусом» художник считает картину «Көк ту» – первое, что видит зритель, заходя в зал с картинами Qyzylzhebe.

Все элементы на картине состоят из текста. «Солнце» состоит из слов стихотворения Абая «Бай сейілді», которое начинается так:

«Бай сейілді,

Бір пейілді

Елде жақсы қалмады.

Елдегі еркек,

Босқа селтек

Қағып, елін қармады», что в переводе означает:

«Звереет бай.

Скудеет край

Людьми с хорошей душой.

Правитель тут –

Презренный плут,

Народ обирает свой»

«Узор» состоит из слов Елбасы и Мәңгілік Ел, которые в смысловом переводе на немецкий означают фюрер и тысячелетний рейх. Справа на картине можно заметить цифры 04 01.

Другим смысловым слоем картины является отсылка ко второму слову назидания Абая о шовинизме казахского народа. Так отсылки к Абаю подчёркивают вневременность проблем, которые актуальны спустя 100 лет.

Справа от «Көк ту» висит картина «Бітпес». На ней изображена спираль «цикл жизни и смерти», которая состоит из стихов мексиканского поэта Хайме Сабинеса о скоротечности жизни, а внизу под спиралью протянут аул. 

«О мифе

Моя мать сказала мне, что я плакал у неё в утробе.

Ей сказали: ему повезёт.

Кто-то говорил со мной все дни моей жизни

мне в ухо, медленно, медленно.

Говорили: живи, живи, живи!

Это была смерть.»

Слева от «Көк ту» находится картина «Шежіре». На ней изображена тень от дерева. С одной стороны, она символизирует генеалогическое древо, с другой – похоже на кость. Картина символизирует связь с прародителями: «Я не один, за мной тень моих предков»

Перед «Шежіре» расположен триптих о рождении. Это три больших квадратных полотна, на которых изображён плод ребёночка на трёх этапах развития. Вся картина состоит из стихов Ильяса, где синий фон изображает утробу и символизирует мысли матери – чем больше плод, тем мысли темнее и тем больше они влияют на ребёночка, которого окружают. Эта картина является также многослойной, с одной стороны, она раскрывает личную историю художника, а с другой – поднимает вопрос об ответственном родительстве. 

На стене напротив находится единственная картина не в синих оттенках. Эта картина про любовь, она и цветом отличается от остальных – жёлтый символизирует что-то хорошее и приятное. Однако и тут не обошлось без тоски – картина состоит из стихов Мукагали Макатаева, символизирующего оберег влюблённых. Как и во всех остальных картинах Qyzylzhebe, здесь несколько смысловых слоёв: стихи играют роль шторки или вуали, чтобы защитить влюблённых от сглаза, и при этом,  это шифр – то, о чём мы говорим, когда говорим о любви. 

МЫНА КЕЛДИК

Работы Qyzylzhebe являются частью большого павильона выставки «Мына Келдик». Этот павильон представлен смелыми и экспериментирующими авторами, а вся выставка называется «лабиринтом минотавра», где работы не существует до встречи со зрителем. «Без работы нет встречи, без встречи нет работы. Замкнутый взаимоисключающий парадокс. И такая форма парадокса свойственна работам современных художников», – пишут кураторы. Что бы это ни значило, все работы оставляют после себя множество вопросов. Так и первая работа, стоящая у входа в павильон, сама является вопросом. Это «КАНЧА?» Чингиза Айдарова – «КОГДА будет шанс и СКОЛЬКО за него придётся платить».

Участниками являются 18 художников, но я бы хотела отметить нескольких, чьи работы отозвались больше всего. 

«BASTA» Улана Джапарова – это фотографии перформанса, прошедшего в Таджикистане в 2006 году. В перформансе автор пытался передать состояние «удушья» и обречённости, которое было характерно для всех стран Центральной Азии, а также ту последнюю грань, когда уже невозможно терпеть. Спустя 17 лет работа обретает новые формы. «Меняются ситуации, а ощущение периодически повторяется», – считает художник.

Другой перформанс Джапарова «NAN URSUN» задокументирован в формате видео. Оно было снято в 2007 году и длится 7 минут. «NAN URSUN» художник описывает как «кыргызская клятва хлебом, самая серьезная, обычно стараются её не проговаривать, а если сказал, то надо отвечать за базар».

Работа сделана под воздействием острого политического противоборства власти и оппозиции (после «революции» 2005 года в Бишкеке), когда бывшие соратники стали непримиримыми противниками. Тем не менее, такое простое действие как нарезание хлеба может быть интерпретировано каждым зрителем по-своему.

Мне понравилась и третья представленная работа Улана «Новые номера». Такая же простая в исполнении, но с тяжёлой смысловой нагрузкой. Художник сфотографировался со своими автомобильными номерами. Идея пришла, когда Улан потерял автомобильные номера и ему пришлось пройти из-за этого семь кругов бюрократического ада. Итогом стала мысль: «Не имеет большого значения что ты за человек, чем занимаешься, о чём думаешь. Важны твои формальные данные, цифры. Человек – это Номера в базе данных».

«Голодный рот» Айзууры Бакаловой привлекает внимание сразу же, как вы входите в зал. Это огромная инсталляция 6х3, сделанная из чёрной москитной сетки и изображающая огромную рожу голодного художника. Авторка называет художника рабом обстоятельств, зависящим от внешних платежей и гонораров. «Голова с открытым ртом – это олицетворение сегодняшнего человека, который не знает, будет ли завтра. Этот рот может быть криком возмущения или поющим от отчаяния», – пишет Айзуура.

ЖАНЫ АЙВАНДАР

В группу художников-живописцев «Жаны айвандар» входят Дастан Темир, Мирлан Шейшенбаева, Касиет Жолчуева, Алёна Ли, Геннадий Тойчиев. Эти художники не являются членами Союза художников, они сами по себе – любят заниматься живописью и этого им достаточно. 

В этом зале запомнились работы Дастана Темир, особенно понравились «Поцелуй» и «Преломление перемен» – интерпретация картины Арнольда Беклина «Битва кентавров».

НОВЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ РЕАЛИЗМ

«Новый социальный реализм» представляет выставку актуальной живописи о вопросах, волнующих общество в данных момент.  Участниками выставки являются Иннокентьева Нюргуяна, Усубалиев Таалайбек, Шкурпела Константин, Дооров Ислам, Насиридин Абай.

Картина Таалайбека «Ата-бейит», что в переводе означает «Могила отцов» занимает отдельную комнату. Картина изображает шестерых президентов, управлявших Кыргызстаном за 30 лет. Они все вместе стоят над мемориальным комплексом, святым для каждого кыргызстанца. Фантастичность картины состоит в невозможности этого события, тем не менее, художник хочет, чтобы старые враги собрались и помолились за народ, за Кыргызскую Республику.

ЗАЛЫ КОНСТАНТИНА ШКУРПЕЛА 

Эти залы были сделаны специально для того, чтобы собрать более 400 работ художника в одну экспозицию. Она представляет собой нетронутую фактуру заброшенного советского завода с минимальным ремонтом, сделанным лишь ради соблюдения правил техники безопасности. 

Залы представляют собой смесь многих масштабных циклов автора: «Строительные натюрморты», «Рыботерапия», «Торс», «Ложные музыкальные инструменты советской жизни», «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» и многие другие.

Константин – убеждённый нонконформист в изобразительном искусстве Кыргызской Республики. Тематика его работ — советские артефакты постсоветского периода: предметы, изображения, тексты, слоганы, ставшие брендами и антибрендами, и просто навязчивые словосочетания.

«Сейчас, когда многие забыли о специфических условиях жизни в СССР, визуальный анализ художника напоминает нам: стоит ли возвращаться в мир античеловечной агитации и пропаганды?», – задаются вопросом кураторы выставки. 

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Стиль
#мода
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
Культура
#кино
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
Ликбез
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
«Время жить»: эмоциональные качели  с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
Культура
#кино
«Время жить»: эмоциональные качели с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски
Культура
#кино
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски