Безумие на двоих: как Creepy Nuts захватили интернет

Мы точно запомним 2024 год по японскому рэп-дуэту Creepy Nuts. Участники DJ Matsunaga и R-Shitei успели выпустить два безусловных хита: трек «Bling-Bang-Bang-Born» взобрался на 8 место в Billboard Global 200, а недавний сингл «Otonoke» – 1 место в чарте самых продаваемых песен в цифре. На родине у них предсказуемо первые строчки в местном Hot 100.

Разбираемся, почему Creepy Nuts выстрелили именно в этом году и что выделяет группу среди других исполнителей?

Кто такие Creepy Nuts

Дуэт был образован в 2013 году Кунихигой Мацунагой и Кёхэем Ногами. Тогда совсем молодые исполнители — Мацунаге было 23, а Ногами 22 года — поучаствовали в альбоме-компиляции фестиваля альтернативной музыки Kaikoo. С тех пор они два года участвовали на разных мероприятиях, пока их не заметил лейбл Steel Street. На нём они и записали свой первый хит «Gouhouteki Tobikata No Susume» («Как получить кайф легально») в рамках альбома «Tarinai Futari» («Два человека, которые ничего не стоят»).

Кунихига Мацунага — один из самых талантливых диджеев Японии. В 2019 году под псевдонимом DJ Matsunaga он выиграл самое крупное в мире соревнование по диджеингу — DMC World Championships.

Кёхэй Ногами — известный на родине фристайл-рэпер R-Shitei (R — «право», shitei — «обозначение»). Ещё на момент дебюта он отметился тремя подряд победами в ULTIMATE MC BATTLE в Осаке. Ногами также участвовал в качестве главной звезды в телевизионном фристайл-шоу «Freestyle Dungeon». 

В 2017 году они основали собственный лейбл Creepers на базе мэйджора Sony Music Entertainment. С этого года дела у группы пошли в гору.

Кринж и безумие

Название группы переводится как «стрёмные мужские яйца». Можно было сказать, что это орехи, но сами участники дуэта подтвердили версию с гениталиями:

Мы придумали это название в момент безрассудного порыва поздно ночью, когда нам было по двадцать лет. Пожалуйста, не воспринимайте это слишком серьёзно.

Группа полностью оправдывает своё название. Достаточно взглянуть на их клипы, чтобы понять это. Их главное оружие в визуальном сопровождении — кринж. Обычная для японской актёрской игры буффонада сопровождается абсурдными визуальными эффектами. Вот пару примеров:

В клипе на песню «Yofukashi no Uta» (с японского — «колыбельная») половина хронометража снята от первого лица таракана. Зритель видит захламлённую комнату глазами насекомого, на что нам намекают усики по краям. Его впоследствии убивают, а зрительское внимание перенаправляют в рядовой японской двор, где на дверях висят мусорные пакеты и дилдо.

В последнем клипе на песню «Otonoke» (прямого перевода нет, но скорее всего слово происходит от японских слов «ото» — звук и «кэ» — таинственный) Creepy Nuts используют калейдоскоп, стоп-моушн анимацию, резкое мигающее освещение и прочие эффекты, способные вызвать эпилептический припадок. Вполне возможно, что режиссёр вдохновлялся клипом на трек «Cash In Cash Out» Фаррелла Уильямса.

Безумие касается и их строк. В главном хите «Bling-Bang-Bang-Born» (можно перевести как «рождённый блестеть, ударять и ударять») они используют свою особенную фишку — повторять одно и то же слово раз за разом всё громче и громче, тем самым накручивая катарсис. «Bling» и «bang» встречаются в песне минимум по 32 раза, причём R-Shitei расположил их по тексту не только в конце строк (для рифмы), но и внутри предложений, намеренно отказываясь от синонимов.

Остросоциальный контекст

В клипах Creepy Nuts часто отдельной темой выступает остросоциальная повестка. Они не боятся прямо показать проблемы японского общества: алкоголизм, депрессия, наркотики, детская проституция и сексуализированное насилие. Только они делают это с фирменным юмором, выполняя терапевтическую функцию творчества.

Например, их дебютный клип на уже упомянутую песню «Gouhouteki Tobikata No Susume» показывает мужчину, бегающего в простоватом кимоно и котелке 20 века, с бумбоксом на перевес. Параллельно в клипе показаны разные школьницы, которые оказываются то в притоне, то с насильником в отеле. В какой-то момент этот мужчина врывается и все начинают танцевать. Музыка — тот самый способ получить кайф легально.

В «Nidone» («обратно заснуть после пробуждения»), который был записан как саундтрек для дорамы «Неуместно до неприличия», Creepy Nuts поют о разности поколений 1980-х и 2020-х годов. В 80-е годы Япония была лидирующей экономикой мира, население было оптимистично насчёт своего будущего. Сегодня у японцев не осталось и следа от уверенности в завтрашнем дне: экономика продолжает стагнировать, население — сокращаться, а экология — ухудшаться. Изменились этические нормы, о которых и поют в песне:

«Посвящение людям эпохи Рэйва (2019 год — настоящее время — прим.), живущим в страхе перед постоянно меняющейся «праведностью», — пишут в пресс-релизе сингла.

В треке R-Shinei говорит о ностальгии, которую переживают нынешние пенсионеры. Он задаёт вопросы об их актуальности, месте в современном мире и невозможности вернуться в прошлое. Для того, чтобы подчеркнуть пропасть между «отцами» и «детьми», рэпер проводит аналогии с главными японскими сказками про Урасиму Таро, Кинтаро и Момотаро. Первая особенно подходит, так как рассказывает о мужчине, который внезапно оказался в другом времени и не смог этого вынести.

Её сюжет посвящён рыбаку, который спас черепаху-принцессу и оказался в подводном царстве. Получив в награду загадочный ларец, который ни в коем случае нельзя было открывать, он вернулся обратно. Оказалось, что во время его путешествия на Земле прошло 700 лет и он оказался в будущем. Не выдержав, он открыл ларец, откуда полез дым, мгновенно состаривший Урасиму и тем самым убивший его.

Ностальгия

Creepy Nuts в своём творчестве делают большой акцент на ностальгии. Часто она касается 80-х и 00-х годов. Это выражается в выборе соответствующей цветовой коррекции, стилизации под плёночную камеру или VHS-кассеты, наличии в кадре атрибутов того времени (бумбоксы, кинескопные телевизоры, детали интерьера) и прочих приёмах, которые отсылают на счастливое время.

Любовь к тому времени не только визуальное, но и аудиальная. DJ Matsunaga любит жонглировать жанрами, поэтому слушатель может узнать и синти-поп, и джерси-клаб, и ска, и грайм. Несмотря на то, что Мацунага – электронный музыкант, в его композициях часто можно заметить живые инструменты: гитару, биву или скрипку. Тем самым он углубляют текстуру звуку, заставляя её ожить.

Один из главных атрибутов их ностальгии – городские пейзажи. Мацунага родился в провинциальном городе Нагаока, внешний вид которого застрял как раз в 80-х. Ногами из города побольше – Сакаи, чья архитектура ещё отдаёт сверкающей эклектикой 00-х. Оба города не считаются крупнейшими в своих префектурах (аналоги областей), поэтому развивались слабее более важных соседей. Благодаря этому они законсервировали образ той Японии, которая была в шаге от футуристичного будущего. Маринуясь в ощущении утраченного будущего, артисты прекрасно понимают, как показать даже современный Токио так, чтобы казалось, будто на улице снова 1989 год (последний счастливый год в истории Японии перед кризисом).

Для Creepy Nuts эти два десятилетия особенно важны, потому что сами муыканты – образцовый пример нынешнего миллениала. Годы их юности пришлись на 00-е, когда общемировая поп-культура стала активно ностальгировать по 80-м. Таким образом, теперь они осмысляют и рефлексируют собственную молодость. Отсюда и любовь к джерси-клабу (главному музыкальному жанру начала века), журнальному коллажу, плёнке и неаккуратным визуальным эффектам.

Аниме

Сегодня японскому музыканту обязательно нужно иметь в обойме несколько саундтреков для аниме-тайтлов, чтобы стать популярным мировым артистом. Так сложилось, что рисованная анимация стала главной статьёй в культурном экспорте Японии. Для западного зрителя аниме стало отдушиной от предсказуемых family-friendly историй и источником вдохновения. Подобного уровня популярности не может достичь ни местный игровой кинематограф, ни дорамы. Чтобы стрельнуть в глобальных чартах, надо идти через аниме.

Чтобы исполнить композицию для опенинга и эндинга, надо состоять в крупном лейбле и иметь хотя бы минимальную локальную известность. Процесс взаимовыгодный: сериал получает дополнительное промо за счёт фанатов артиста, а сам исполнитель расширяет аудиторию благодаря притоку зрителей. Подобный путь к славе прошли Yoasobi («Ребёнок идола»), LiSA («Клинок, рассекающий демона»), TK from Ling Tosite Sigure («Токийский гуль») и многие другие.

У Creepy Nuts было всё для этого: их песни были достаточно популярны на стриминге, контракт с Sony Music тоже был на руках. Только вот рэп в Японии – не самый популярный жанр музыки, особенно в качестве саундтреков аниме. В большинстве случаев сегодняшние продюсеры предпочитают поп- или рок-исполнителей. Поэтому шанс у группы появился лишь в 2022 году по счастливой случайности. Автор манги «Песнь ночных сов» был большим поклонником дуэта и даже вдохновлялся их песней «Yofukashi no Uta» при выборе названия для произведения. Именно он настоял, чтобы группу позвали исполнить все песенные саундтреки к тайтлу. Как итог: «Yofukashi no Uta» стала эндингом тайтла, а для опенинга группа записала новую композицию – «Daten».

Попытка оказалась успешной: у первой композиции сейчас 50 млн прослушиваний на Spotify, у второй – 73 млн на Youtube и YouTube Music (общее количество просмотров на YouTube и стримов на музыкальном сервисе). Они до сих пор входят в топ-5 самых прослушиваемых песен дуэта. Но куда важнее то, что через «Песнь ночных сов» они открыли для себя дорогу в аниме-индустрию и новые вершины.

Второй шанс им представился в начале 2024 году, когда их позвали сделать опенинг для второго сезона «Магии и мускулов» – аниме про парня Мэша, который не имеет магических сил в мире, где это обязательное требование. Creepy Nuts записали для сериала «Bling Bang-Bang-Born» – залипательный латино-джерси-клаб на базе калимбы, цимбал и семпла скрипучей кровати.

И тут понеслась: 261 млн просмотров на клипе, 208 млн на YouTube Music, 333 млн на Spotify, миллионы лайков под видео с хэштегом #blingbangbangborn. Трек про успешный успех с отсылками на волшебное зеркальце из «Белоснежки» стал феноменом этого года. Никто не ожидал, что трек так завирусится. Манга и аниме хоть и были популярными, но не настолько: второй сезон «Магии и мускулов» замыкает топ-8 самых просматриваемых аниме этого года, а манга закончилась ещё в прошлом. Сам R-Shinei отзывается об успехе так:

Мы вообще не пытались вырваться за границу. Я всегда думал, что наш стиль музыки… мой рэп в частности, супер-родной, тот тип рэпа, который интересен только тем, кто понимает японский язык. Конечно, я хочу делать рэп, который было бы круто слушать даже тем, кто не понимает этот язык, но я думал, что японский язык — это суть моего рэпа. Я никогда не думал о том, чтобы адаптировать свой стиль под международную аудиторию.

С этого момента группе посыпались приглашения: интервью для Billboard и The Row, первый концерт за границей и сразу в Штатах. Но самым большим плюсом успеха «BBBB» стала уверенность в том, что Creepy Nuts – хитмейкеры, которые могут привлечь людей в новые сериалы. Через несколько месяцев после выхода опенинга выяснилось, что они работают над саундтреком к следующему аниме – «Дандадан».

Песня «Otonoke» пока выступает скромнее в цифрах, чем её несуразный предшественник: 35 млн прослушиваний на Spotify, 37 млн – на YouTube Music. Но не дайте себя обмануть, трек уже побывал на первом месте среди самых продаваемых в цифре. И в отличие от прошлых композиций, здесь Creepy Nuts сильнее углубились в лор аниме: звучат отсылки на японские городские легенды и мифы, телевизионные передачи про НЛО и пришельцев, а также на сам сюжет тайтла. Она мягче и лиричнее «BBBB». R-Shitei описал работу над ней так:

Когда я писал текст, я думал о том, что когда сверхъестественные существа или духи овладевают людьми, они „резонируют и соединяются с болью и печалью“. Это очень похоже на отношения между создателями музыки и слушателями.

Секрет популярности

Creepy Nuts сумели найти свою аудиторию, которая как раз подросла 2020-х годах. Их слушатели — это миллениалы, которые также росли в 00-е годы, гуляя по клубам и слушая диджей-сеты и рэп-баттлы. Они ещё не готовы взрослеть, но уже ностальгируют по ушедшей юности. Группа отлично определяет своё поколение: точно также как Мацунага и Ногами бросаются от одного жанра к другому, миллениалы жонглируют работами и увлечениями, всё ещё находясь «в активном поиске себя».

Благодаря намеренной примитивности припевов, заигрыванию с элементарными лупами и постоянному использованию англицизмов, «стрёмные яйца» находят отклик по всему миру. Их музыка не требовательна к слушателю, даже без контекста ей легко подпевать и пританцовывать. И при этом, делают они удобную для виральности музыку: быстрый темп, чётко определённые части песни и лаконичность музыкального ряда.

Но если бы ностальгия и простота были единственными причинами следить за ними, то вряд ли группа смогла обзавестись преданной аудиторией. Creepy Nuts показывают и рассказывают только то, что думают: они действительно считают, что музыка может спасти мир и сделать людей счастливыми, а перед такой наивностью тяжело устоять. При этом музыканты с умом подходят к текстам, насыщая их понятными и точными метафорами и отсылками на поп-культуру. 

Creepy Nuts — это самые интересные исполнители Японии прямо сейчас. Хип-хоп культура страны «восходящего солнца» вряд ли может похвастаться всемирной известностью, но у парней с провинции получилось заставить всех слушать странный рэп про инопланетян, сказки и тараканов, в котором не всегда даже рифму можно найти (в японской поэзии понятие рифмы как таковой — нет, вместо этого используют свободное интонирование). У них пока безошибочный выбор аниме для записи саундтрека: все три являются хитами своего сезона. Но перед тем как их слушать — предупреждаем: вам стоит отпустить серьёзность и погрузиться в безумие, которое группа разделяет на двоих.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Стиль
#мода
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
Культура
#кино
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
Ликбез
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
«Время жить»: эмоциональные качели  с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
Культура
#кино
«Время жить»: эмоциональные качели с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски
Культура
#кино
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски