Спустя 36 лет Тим Бёртон возвращается с сиквелом культового «Битлджуса» с незайтеливым названием. Картина, которая уже совсем скоро доберётся до казахстанского проката, стала фильмом-открытием 81 Венецианского кинофестиваля. О долгожданном продолжении со звёздным кастом рассказывает редактор ’98mag Рамазан-Малик прямиком из Венеции.
Прошло больше тридцати лет с тех пор, как в одном из особняков Уинд-Ривер (слишком большом для бездетных холостяков) поселились полтергейсты. Тогда тридцатилетний Тим Бёртон ещё только оформлял свой киноязык, который спустя время станет не только его визитной карточкой, но и едва ли не самым узнаваемым авторским стилем в современном кинематографе. Несмотря на недоверие продюсеров, фильму удалось собрать отличную кассу, поэтому разговоры о возможном сиквеле начались практически сразу. Позже проект попал в бесконечную череду переписанных сценариев, перепридуманных концепций и перенесённых съёмок, откуда ему всё же удалось выбраться прямиком на экран 81 Венецианского кинофестиваля.
В открывающей сцене уже не молодая, но всё ещё готическая (пусть и только внешне) Лидия Дитц (Вайнона Райдер) ведёт собственное мистическое телешоу, когда ей вдруг видится Битлджус (Майкл Китон). Старый знакомый стал предвестником гибели отца Лидии. Порядком уставшая от надоедливых призраков, она пытается заесть увиденное таблетками, но их тут же отбирает заботливый продюсер, с которым она давно уже крутит роман. И Лидия, и сама Вайнона в сиквеле — лишь блеклые тени образа, когда-то завоевавшего сердца фанатов.
Чтобы как следует попрощаться с усопшим, экстравагантное семейство Дитцов, к которому теперь прибавились придурковатый бойфренд Лидии Рори (Джастин Теру) и её дочь от прошлого брака Астрид (Дженна Ортега), воссоединяется в Уинд-Ривере, в том самом особняке. Астрид в исполнении Дженны Ортеги — типичный трудный подросток. Ей тяжело даётся общение с экспрессивной матерью, она скучает по отцу, погибшему несколько лет назад, и ненавидит потенциального отчима. Постаревший Бёртон уже, кажется, уже совсем плохо понимает современных подростков, выштамповывая из зумеров тех же бунтарей, что и в 80-е, но с телефонами. Стоит отдать ему должное: копаться в головах современных детей он и не собирается, нарочито рисуя своих героев излишне старомодными. Они читают (и перечитывают!) Достоевского, слушают пластинки, потому что «их можно потрогать руками», и проводят свободное время в домике на дереве.
Вскоре к семейной идиллии Дитцов присоединяется и Битлджус (Майкл Китон), за душой которого охотится его бывшая жена-сатанистка (Моника Белуччи). В попытках спастись от её смертельных объятий, он вспоминает о своей разорванной помолвке с Лидией, способной окончательно вытащить его из подземного мира. Именно в этот момент семейству Дитц как раз нужна помощь харизматичного биоэкзорциста. «Битлджус Битлджус» с первых минут оправдывает своё название, ведь Битлджуса тут действительно вдвое больше, чем в оригинальной картине.
Сальному трикстеру в этот раз досталась полноценная арка с какой-никакой предысторией и собственными скелетами в шкафу. Бёртон позволяет зрителю вдоволь насладиться кривляниями Китона, а компанию в мире мёртвых ему составляют по-хорошему сумасшедший Уильям Дефо в роли голливудского полицейского из потустороннего мира и роковая, хоть и в очень бёртоновском смысле, красотка Моника Белуччи. Все вместе они то и дело взрываются, распадаются на части, роняют челюсти и выбрасывают глаза из орбит. Бёртон, не смущаясь избалованного современными технологиями зрителя, возвращается к безбожно устаревшим, но от этого не менее очаровательным аналоговым спецэффектам из первого фильма. Вся эта мультяшность неизбежно наводит на мысль, что режиссёру, возможно, стоило вернуться к анимационному формату.
Мультипликацией отдаёт и весьма условный сюжет, в котором события буквально валятся друг на друга. С одной стороны, несущееся кубарем к финалу повествование позволяет зрителю расслабиться и просто насладиться творящейся на экране изобретательной фантасмогорией. Но такой неровный и торопливый темп быстро выматывает, не позволяя зрителю осмыслить происходящее, а режиссёру — нащупать хоть какую-то, пусть неглубокую, но необходимую эмоцию.
Непонятно, кому и зачем нужно было это продолжение давно забытого, как нами, так и самим режиссёром, не самого удачного полудебюта. Видно, что Бёртону очень хочется и нас влюбить в свою новую музу, рядом с которой он видит себя слегка сумасшедшим мертвецом с пороховницами, полными пороха. Здесь его, как и Битлджуса, тоже вдвое больше. Вдвое больше, чем нужно. Всё это делает Бёртона похожим на Лидию Дитц, от которой продюсеры спрятали таблетки в надежде заработать на её любви к призракам. Но особенный ужас вселяет в сердца зрителей открытая концовка и подмигивающее название фильма, ведь, как все мы знаем, чтобы случилось чудо, «Битлджус» нужно произнести трижды.