Brainrot: гид по смыслам и лицам главного слова 2024 года

Brainrot: гид по смыслам и лицам главного слова 2024 года

Словом 2024 года Оксфордский словарь выбрал термин «brainrot». Им описывают ухудшение ментального состояния человека из-за чрезмерного потребления контента в соцсетях, из-за чего тревогу бьют правительства и родительские комитеты. 

И это только верхушка айсберга: через «брейнрот» описывают феномены интернет-культуры, часто выходящие за пределы сети. Разберёмся в них вместе на примере того, как битву за внимание поколения «альфа» ведут алгоритмы соцсетей, компании и инфлюенсеры.

Уходящий 2024 год запомнится не только «brat summer». Сами того не осознавая, пользователи соцсетей застали пик brainrot-контента — видео, лексикона и в некотором роде стиля, закрепившего присутствие поколения «альфа» — юных пользователей, рождённых в 2010-х. Они полностью погружены в цифровую эпоху и не застали постепенное технологическое развитие. Что же они смотрят и за чем следят? Чаще всего в их смартфонах такой контент, который не несёт смысловой нагрузки, перегружая мозг либо абсурдным юмором, либо полным его отсутствием. Такой диссонанс. Всё есть мем и всё может стать мемом.

@hypnotic.aep breaking brainrot ong | AI voice @FN Stories | #breakingbad #aftereffects #brainrot #skibidi #brainrotedits #viral #foryou #walterwhite ♬ original sound – HYPNOTIC – 𝙃𝙔𝙋𝙉𝙊𝙏𝙄𝘾

Раскрывая тему развития соцсетей, не обойтись без научного понятия мема. Его ввёл в 1976 году биолог Ричард Докинз в книге «Эгоистичный ген». Там и сформировалось, что мемом можно назвать идею, образ или символ, передаваемые от человека к человеку посредством речи, письма, видео и другими способами. Мем как единица передачи информации расцвёл в эпоху социальных сетей — это факт, который изучают в специализированных статьях

Лучше всего о соцсетях как социальном лифте расскажут истории людей, недавно получивших свою вирусную популярность и подписчиков.

Этот безумный мир

Знакомьтесь, Хейли Уэлч. Летом она стала знаменитой после шутливого ответа в уличном опросе: «Какой приём в постели сводит мужчину с ума?». 

— You gotta give ‘em that ‘hawk tuah’ and spit on that thang! / 
— Нужно сделать ему «ха-тьфу» и плюнуть на эту штуку!

Её шестисекундная реплика быстро превратилась в мем и дала старт неожиданной карьере. Волна популярности наступила так молниеносно, что Хейли связалась с агентством талантов, пока ей посвящали песни, а где-то уже создавался мерч.

Блогер Джейк Пол помог ей запустить подкаст Talk Tuah о взаимоотношениях. Через полгода её команда выпустила цифровую монету — у братьев Пол в этом есть опыт. Но случился скандал: Coffeezilla, ютубер и криптожурналист, обвинил команду Уэлч в искусственной накачке цены токена. В материале BBC команда Хейли отвергла обвинения.

Влияние Уэлч на мем-культуру 2024 года — уже история. Помимо миллионов картинок и каких-либо шуток в TikTok появилась серия «академических» видео о городской среде, переозвученных голосом девушки с помощью ИИ. Это уже обратный брейнрот!

@citiesbydiana Replying to @bertangela0You gotta give it that WALK TUAH metro station and get on that train! 🚆🇺🇸 Haley debates Rush Limbaugh on Talk Tuah about the public transit vs car centric planning. #americacore🚘🏈🍔🇺🇸 #satire #parody #urbanism #aivoices #carculture ♬ WALK TUAH – 𝘿𝙞𝙖𝙣𝙖

А вот пример блогера и рэпера Риззлера — он же Кристиан Джозеф. Появился осенью на шоу Джимми Фэллона вместе с командой Costco Guys — популярными обзорщиками еды из гипермаркетов (более 2 млн подписчиков в TikTok). Трио испортило настроение ведущему, потому что фактически говорило с ним на разных языках. И пока Джимми старался вести беседу и спрашивать о «бумах» и ведении их блога, Риззлер (от слова rizz — харизма) демонстрировал своё фирменное выражение лица. Оно тоже взято из образа поведения поколения «альфа», которому понравился мьюинг, сделав его мемом.

Брейнрот — это сленг. И у поколения «альфа» по разные стороны океана он похож только частично. На «ризз» и «сигме» вроде всё сходится. Однако с появлением «gyatt», «ohio» в англоязычной культуре и «найк про», «босса кфс», «пикми» и других терминов с русскоязычной стороны можно запутаться. Настолько, что использование этих слов в предложениях создаёт совершенно новые произведения, будь то переделка песен Фрэнка Синатры, Луи Армстронга или классической поэзии.   

@jewboiiiTHE WEATHER OUTSIDE IS RIZZY FULL COVER♬ the weather outside is rizzy – Jewboi

@devi.is.devilМой ТГК: Солёный сахар💋(жду вас в гости, у нас комфортно✨)♬ original sound – TIM DEVI💋

За своей юной аудиторией пытаются успеть и бренды. TikTok-аккаунты KFC в Испании и Португалии сделали брейнрот-контент своей визитной карточкой, а на фоне премьеры сериала «Пингвин» с Колином Фарреллом свою попытку в такие абстракции сделала SMM-команда канала HBO. 

@knojjjy♬ original sound – ︎

@hbo My brain rn. #ThePenguin #HBO #CristinMilioti #SofiaFalcone #ColinFarrell #OzCobb #ClancyBrown #Salvatore ♬ original sound – HBO

 

Матчасть

Вам никогда не хотелось пойти потрогать траву после дня у смартфона или ноутбука? Если да, то вы не одиноки. Есть исторические примеры: до радикальных идей Теодора «Унабомбера» Качиньского уход в лес от «современности» практиковали несколько поколений писателей. Такое же название носит труд Эрнста Юнгера, похожей теме была посвящена работа «Уолден, или Жизнь в лесу» Генри Дэвида Торо. Именно в книге 1854 года можно найти первое упоминание «мозговой гнили».

«While England endeavours to cure the potato rot, will not any endeavour to cure the brain-rot – which prevails so much more widely and fatally?»  /  

«В то время как Англия пытается вылечить картофельную гниль, не попытается ли кто-нибудь вылечить гниль мозга, которая распространена гораздо шире и фатальнее?»

Торо ушёл в лес от «сверхцивилизации» в поисках «сырых» и «диких наслаждений» и критикует в своей работе упрощённые идеи, которые человеческая природа принимает охотнее, чем сложные. 

Понятие брейнрота не отменяет часть интернета, где мемный контент, разжижающий мозг зрителя, был с 90-х годов, если не раньше. Стоит только вспомнить японские имиджборды, с другой стороны — первые годы существования YouTube. Или же главные мемы начала ’10-х в иностранном и русскоязычном интернете: «Дирижабль, ага», «Надоедливый апельсин», «Nyan Cat», «PPAP». Такой контент был всегда. Что же тогда в этой тенденции нового? Контент, который становится вирусным, становится меньше, фактически дробится на более мелкие части.

Это можно заметить в развитии интернет-культуры за ’10-е и ’20-е — в популярности формы коротких видео, особенно вертикальных. На этой волне юзеры по всему миру стали массово скачивать Snapchat, а потом TikTok во время карантина из-за ковида. И сейчас на этом фоне можно получить свою волну популярности, даже если ты профессионально имитируешь звуки кота из мема, который делает «Oo-E-e-A-E-A». Или поёшь в караоке брейнрот-версию песни «Creep». 

@soweenieI BEEN sayin this♬ original sound – Soweenie

@itsnatalietran social anxiety fears her 😭 #fyp #karaoke #creep #brainrot ♬ original sound – natalie tran ⭐️

Доп-доп-доп-доп-йес-йес-йес-йес

Оксфордский словарь в своём заявлении напрямую ассоциирует брейнрот с YouTube-сериалом «Skibidi Toilet». Уже вышло более 20 сезонов!

Если разбирать краеугольный мем поколения «альфа», то его можно поделить на несколько составляющих.

Например, возьмем музыкальную часть: есть ремикс на трек «Dom Dom Yes Yes» турецкого певца Biser King, известный из-за танцев тучного инфлюенсера Ясина Дженгиза. С учётом этого ремикса создаётся новый микс с треком «Give It To Me» Timbaland, Джастина Тимберлейка и Нелли Фуртадо, получивший вторую жизнь в TikTok в 2020-х. Ремикс ремикса. 

Поверх этой композиции идёт сумасшедшая мультипликация, с первого взгляда напоминающая горячечный бред. Этими же тропами пользовались неавторизованные мультфильмы про Человека-Паука, Эльзу и Халка с совсем не детским содержанием  (см. «Эльзагейт»), а также резко обрётший популярность Хагги Вагги из хоррор-игры Poppy Playtime, ставший отдельным брендом, популярным у детей. 

Психолог и профессор Оксфордского университета Эндрю Пшибильски считает, что популярность брейнрота больше описывает наше недовольство онлайн-миром, чем физическую реакцию. 

Неудивительно, что из-за таких тенденций тревогу бьют старшие поколения, беспокоящиеся за детей, сидящих в интернете. В доказательство родители чаще обращают внимание на повышенную раздражительность у детей.

TikTok как главную платформу распространения таких видео по разным причинам намереваются запретить или ограничить в США, Австралии, ЕС и Казахстане. Без VPN соцсеть не открыть в Кыргызстане. Но проблема не заканчивается на одном TikTok: алгоритмы распространения похожих видео используют Reels от Instagram и YouTube Shorts.

До брейнрота в мае этого года популярность закрепилась у другого вида «гниения», bed-rotting. Забраться в кровать на пару дней — рецепт восстановления от выгорания и социального давления среди зумеров и не только. В публикации журнала Health отдельно отмечается, что bed-rotting помогает в краткосрочной перспективе и может стать проблемой, если длится больше одного-двух дней. 

Переизбыток контента в соцсетях неизбежно влияет на ментальное здоровье. И работа алгоритмов соцсетей становится поводом для большого разговора на другую тему.

 

Визуал: UNSW Sydney/Lachlan Gilbert/AI
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
ВЕЛИКИЙ, УЖАСНЫЙ И БЕЗНАДЁЖНЫЙ: НОВЫЙ АЛЬБОМ МАСЛО ЧЕРНОГО ТМИНА «WAFA»
Культура
#музыка
ВЕЛИКИЙ, УЖАСНЫЙ И БЕЗНАДЁЖНЫЙ: НОВЫЙ АЛЬБОМ МАСЛО ЧЕРНОГО ТМИНА «WAFA»
Teez: как нашумевший отечественный маркетплейс стремительно покоряет рынок
Бизнес
#технологии
Teez: как нашумевший отечественный маркетплейс стремительно покоряет рынок
Как прошла предновогодняя вечеринка d’Alba
Стиль
#красота
Как прошла предновогодняя вечеринка d’Alba
Идём на этно-концерт «Жаңа күн»
Город
#события
Идём на этно-концерт «Жаңа күн»
Зимнее солнцестояние и сай-фай-брутализм: идём на дневной рейв в Алматы
Город
#события
Зимнее солнцестояние и сай-фай-брутализм: идём на дневной рейв в Алматы