«Братья» Дархана Тулегенова: запоздалая «пацанская история»

В казахстанском прокате состоялась премьера фильма Дархана Тулегенова «Братья». Картина была готова ещё в 2022 году, но всё это время она путешествовала по всевозможным международным кинофестивалям, получив немало наград, а также вызвав интерес вокруг себя среди поклонников казахстанского кино. Любопытство подогревали и хвалебный рецензии со стороны отечественных критиков, которые даже отметили дебютную работу Дархана главным призом на премии «Выбор критиков 2023». 

Теперь у казахстанских зрителей есть возможность самим увидеть «Братьев». Ну а своим мнением о достоинствах и недостатках фильма делится кинокритик Ораз Керейбаев.

О чём фильм 

С одной стороны, сюжет «Братьев» невероятно прост: два брата, никогда не знавших друг друга, знакомятся, когда один из них выходит из детдома, и решают отправиться в путешествие, чтобы найти отца. Все дальнейшие сюжетные повороты и элементы легко угадываются, отчего событийно фильм скорее всего не зацепит зрителя.

С другой стороны, сюжет «Братьев» строится не столько на истории, сколько на деталях. Братьев Акжола и Далена, в исполнении Алишера Исмаилова и Айбара Салы, раскрывают не грандиозные физические преодоления (хотя они тоже есть), а такие едва заметные вещи, как элементы одежды, подчёркивающие их характеры, робкие взгляды, брошенные в сторону родственников, и долгие тихие объятия, которые демонстрируют неразрывную связь между персонажами. Поэтому о сюжете фильма Тулегенова можно говорить либо очень коротко, поверхностно объясняя завязку, либо очень долго, пристально рассматривая каждую сцену и находя там отсылки на религию, литературу, кино и прочее. Однако всё это уже было в деталях расписано в рецензиях других критиков. Поэтому здесь хотелось бы пойти иным путём, поговорив о «Братьях» в контексте сегодняшнего состояния казахстанского кино. 

Два брата и один Казахстан 

Акжол и Дален росли в совершенно разных мирах. Пока первый жил в детдоме, второй провёл всё детство в тепличных условиях. Первый говорит на казахском, носит тумар и не боится решать проблемы силой. Второй играет на скрипке, ходит в церковь и боится лишний раз возразить опекунам. Что интересно, несмотря на разные социальные статусы, оба героя оказываются несчастны. Поэтому их общее желание найти отца на самом деле вызвано желанием выбраться из своих миров и построить новый.

Хотя Акжол и Дален с первого взгляда ощущаются совершенно непохожими друг на друга персонажами, они оба являются бунтарями, идущими против системы. Заметить эти черты у Акжола не составит труда, ведь он с лёгкостью угрожает работнице ЦОНа, идёт на грабёж и избивает людей до полусмерти. Но и Дален, несмотря на своё ранимое детское лицо, тоже источает опасность и желание сломать закрепившиеся устои. В первый раз это проявляется в запоминающемся эпизоде, когда герой Айбара Салы начинает интенсивно играть на скрипке при первой встрече с братом. Далее он не выходит на семейный ужин к гостям, а позже и вовсе становится частью небольшой банды Акжола, метафорически вступая во взрослую жизнь.

В итоге, Дален и Акжол — это две стороны одной медали. Но помимо этого два брата являются красивой репрезентацией сегодняшнего Казахстана: где уживаются русскоязычные и казахоязычные; где различные религиозные принадлежности не становятся помехой для общения; где бедность соседствует с богатством. Эти два мира в нашей стране практически никогда не встречаются, но, как показывает фильм, если они всё-таки пересекаются, то они оказываются не настолько уж и разными, ведь одного крепкого объятия хватает, чтобы почувствовать эту связь.

Актёрская работа

Наверное лучшая часть «Братьев» — это актёрские работы трёх главных героев. В отличие от большинства схожих фильмов, в картине Тулегенова никто не кричит и не истерит. Напротив, большинство сцен происходит в абсолютной тишине, а персонажи предпочитают долго и пристально молчать друг на друга, нежели проговаривать зрителю каждую свою мысль. Публика же с лёгкостью считывает эмоции с лиц как Айбара, так и Алишера. 

Тут же стоит отдельно выделить Азата Жумадила, который исполнил роль соседа Акжола. Его герой — это мелкий грабитель без особо положительных качеств. Участия персонажа в фильме не так много, но в каждой своей сцене он забирает всё внимание зрителя. Запоминается его лёгкость в общении, обильное и натуральное присутствие матов в лексиконе и, конечно же, живая пластичность тела. Как только Азат входит в кадр за ним сразу же становится интересно наблюдать. Он выглядит как этакий дикий зверь, способный прыгнуть на окружающих в любой момент. Дархан смог вытащить из исполнителя многогранного персонажа, совершенно не похожего на образ Азата из сериала «Шекер». Точно также Айбар в этом фильме выгодно выделяется от его же образов из «Приговора» и «Чёрного двора».

Цензура

Огромная проблема «Братьев», которая оставляет неприятный осадок от просмотра, — это цензура. В фильме есть обильное присутствие ненормативной лексики особенно в первой половине картины. И все они оказались запиканы. От постоянного неприятного шума поверх матов зрителю подчас бывает сложно понять, что вообще пытаются сказать персонажи. В такие моменты спасают субтитры, но публика сразу же теряет достаточную часть обаяния героев, которая как раз таки и строится на брани. 

 

Очень мужское кино

В последние годы в Казахстане чётко прослеживается тенденция на маскулинные истории о мальчиках, которым не хватило любви отца. Буквально неделю назад в отечественный прокат вышел «Степной волк», где главный герой страдает от похожей проблемы, а весной этого года в кинотеатрах гремел «Приговор», рассказывающий о проблемах отцов и детей. Даже исполнители главных ролей Айбар Салы и Азат Жумадил сделали себе имя за счёт похожих историй о молодых парнях, попавших в неприятности.

Тенденция на такое кино, идущее в противовес отечественным комедиям, стала более чем очевидной, и «Братья» логично вписываются в тренды. Тут во всех красках показывают другую сторону Казахстана — депрессивную, агрессивную и бедную. Все конфликты строятся вокруг борьбы за звание сильнейшего, а женские персонажи являются частью окружения героев, но не полноценными героинями. Так, на весь фильм у Дархана Тулегенова всего один женский персонаж и ту насилуют. 

К сегодняшнему дню историй о молодых парнях, свернувших на скользкий путь, в Казахстане снято более чем достаточно. Ещё чуть-чуть и «пацанские истории» станут таким же моветоном, как и словосочетания «казахская комедия». А молодые и перспективные актёры рискуют попасть в петлю из однотипных ролей, где сегодня они играют бандитов, а завтра полицейских, ловящих этих бандитов. Зритель же к тому моменту перестанет отличать одно от другого. 

«Братья» были впервые показаны критикам и небольшой группе казахстанских зрителей ещё в 2022 году. Тогда картину расхвалили абсолютно все, придав культовый статус задолго до выхода. Отмечали универсальность истории, великолепную актёрскую игру и новизну. Однако двухлетнее ожидание сыграло с лентой злую шутку, ведь с того момента отечественный зритель уже успел увидеть десятки проектов на схожую тему, да ещё и с теми же актёрами. То, что могло казаться свежим два года назад, плохо сохранилось и превратилось из потенциально нового витка казахстанского кино в очередную криминальную драму. 

Вывод

«Братья» — это хороший фильм, который вышел в прокат слишком поздно. Здесь можно говорить о великолепной актёрской работе, потрясающем уровне съёмки и целой куче метафор. Однако к середине 2024 года это кино не выглядит прорывным или хотя бы в каком-то плане новым. Вы это уже видели. Что отличает «Братьев» от других схожих работ — это профессионализм Дархана Тулегенова и ярко выраженные авторские решения. За его персонажами хочется следить, а история, хоть и предсказуемая, увлекает публику. Поэтому на картину следует смотреть как на первую пробу пера, показывающую огромный потенциал режиссёра. 

Сейчас Тулегенов закончил работу над полнометражным фильмом «Шекер», где главную роль сыграл Азат Жумадил. Остаётся надеяться, что Дархан покажет ещё более зрелую работу, которая на этот раз выйдет без опозданий в два года и окажется релевантной для отечественного зрителя.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Qazaqstan Coffee Festival пройдёт впервые в Алматы
Город
#события
Qazaqstan Coffee Festival пройдёт впервые в Алматы
Первый в ЦА фестиваль театра «Место — действие» пройдёт в Бишкеке
Город
#события
Первый в ЦА фестиваль театра «Место — действие» пройдёт в Бишкеке
Кто представит Казахстан в финале танцевального соревнования в Мумбае?
Ликбез
#общество
Кто представит Казахстан в финале танцевального соревнования в Мумбае?
КАОС — безумное переосмысление древних мифов
Культура
#кино
КАОС — безумное переосмысление древних мифов
Wukong: о лоре первоисточника, ставшем поп-культурным феноменом
Ликбез
#истории
Wukong: о лоре первоисточника, ставшем поп-культурным феноменом