Сюжет
В самом начале фильма создатели вводят персонажа Джеймса – молодого стажёра галереи искусств. Именно через него аудиторию погружают в мир Дали. Так, молодому человеку поручают доставить денежное вознаграждение Гале – жене и главной музе стареющего художника.
Во время посещения отельного номера супружеской пары Джеймс буквально переходит из серой повседневности в бесконечный праздник, в эпицентре которого находится Сальвадор Дали. Наш герой быстро добивается расположения творца, становясь его ассистентом и случайным свидетелем жизненных мук артиста.
Опытная постановщица
К данной картине сразу же приковывает внимание имя режиссёрки Мэри Хэррон. Возможно оно не вызывает каких-либо ассоциаций у массового зрителя, но именно Хэррон в 2000 году сделала культового «Американского психопата» с Кристианом Бэйлом. Более искушённым синефилам она также будет знакома по биографическому фильму «Я стреляла в Энди Уорхола», рассказывающему о писательнице Валери Соланас и её покушении на художника.
В своём новом творении постановщица снова берётся за байопик об эксцентричной личности времён модернизма. Однако на этот раз речь идёт не о молодой Соланас, а о 70-летнем Дали.
Звёздный каст
Помимо опытной постановщицы, фильм может похвастаться звёздным актёрским составом. Роль Дали в произведении исполнил неподражаемый сэр Бен Кингсли, мастерски жонглирующий между комедийными и драматическими моментами внутри картины. Его эгоцентрическая игра создаёт атмосферу абсолютного фарса в кадре, хотя работать ему по сути не с чем.
Компанию актёру составила заслуженная актриса Барбара Зукова, которая в своё время снималась и у Ларса фон Триера, и у Райнера Вернера Фасбиндера. Молодого Дали в буквально двух флэшбэках сыграл Эзра Миллер, недавно попавший в череду скандалов.
Проблемы с протагонистом
Несмотря на вполне крепкий основной каст, главная роль в картине досталась непримечательному актёру Кристоферу Брайни, раннее засветившемуся лишь в одном сериале. Проблема с Брайни в том, что ему буквально нечего играть, так как весь фокус утягивает на себя Бен Кингсли.
Создатели пытаются использовать его персонажа в качестве точки входа в мир Дали, но как только эта цель оказывается выполнена, авторам некуда деть нашего героя. Как итог, он остаётся лишь наблюдателем жизни художника.
Отсутствие автора
В оригинале фильм называется Daliland, что намекает на некое путешествие зрителей в отдельную вселенную Дали. Несмотря на это, за 104 минуты хронометража никакого перехода из нашего мира в сюрреалистический не происходит. Персонажи лишь говорят о гении художника, но зрителям этого не демонстрируют.
Показательной становится сцена, где молодой автор рисует своё главное произведение – «Постоянство памяти» – и решает поделиться им со своей девушкой. Возлюбленная видит полотно и начинает с восхищением описывать его, но нам не дают возможности взглянуть на картину. Точно также мы не можем лицезреть и какой-либо нотки сюрреализма Дали в самой ленте.
Смещённые акценты
Основная проблема фильма заключается в том, что он никак не может определиться со своей центральной фигурой и основным сюжетным конфликтом. То картина рассказывает о переживаниях Джеймса, то аудитории показывают внутренности семейной жизни Дали, а то и вовсе говорят о коррумпированности искусства. Однако ни одну из эт их тем авторы не доводят до логического завершения, что оставляет зрителей с чувством потраченного времени.
Протагонист фильма отчаянно пытается узнать, что значит быть Сальвадором Дали, но в итоге терпит неудачу. Подобно главному герою, нам также не суждено понять гений художника. Во всяком случае, не после просмотра данной картины.