В этом месяце проект Batyr LAB от Фонда имени Батырхана Шукенова подводит итоги своей летней резиденции. Участники проекта проведут смотр, где все приглашённые смогут оценить проделанную работу музыкантов под руководством своих менторов — продюсера Эмиля Досова и композиторки Акмарал Мерген.
Беседа с Акмарал открывает цикл интервью с музыкальными экспертами, в которых мы отвечаем на вопросы всех, кто хочет связать себя с музыкой или уже это сделал.
Как не бросить музыку, почему сегодня, если ты пишешь хип-хоп из Алматы, то автоматически конкурируешь с Фрэнком Оушеном, почему продавать надо не свою музыку, а себя самого, и как заставить традиционную казахстанскую степь звучать в стиле Daft Punk.
На все эти вопросы ответила Акмарал Мерген, ведь она точно знает, что значит быть музыкантом.
Акмарал, что значит для вас быть композитором? Отличается ли это от работы музыкального продюсера?
Если перейти к истокам, то композитор от латинского — «составитель». Даже создание музыки на базе sampling-а, что и делают большинство музыкальных продюсеров, не противоречит этому понятию. То есть, всех, кто создаёт музыку разными способами, можно назвать композиторами. Но это, если говорить техническим языком, ведь в сознании общества композитор и музыкальный продюсер — будто бы две разные профессии.
От композиторов мы требуем наличия профессионального музыкального образования. Он должен работать, как нам кажется, только над авторскими работами, использовать сложные музыкальные формы и художественные концепции. А к деятельности музыкального продюсера относимся снисходительнее. Но есть свои нюансы.
В общепринятом понимании хороший музыкальный продюсер — гарантия успеха артиста. Поэтому медийность и успешные кейсы в портфолио намного важнее для музыкального продюсера, чем наличие образования.
Но это в рамках теории. В современном цифровом мире важно находиться на стыке слияния академических и современных знаний. Даже профессиональному композитору приходится учиться, чтобы соответствовать сегодняшним требованиям. И я имею в виду даже самых строгих представителей академической музыки.
Сегодня самый востребованный стандарт — это Digital Composer, яркий представитель которого Ханс Циммер. Он не умеет играть ни на одном музыкальном инструменте и даже газета Deutsche Welle писала, когда он получал «Оскар», что его забрал человек без классического музыкального образования.
С чего композитор начинает свою работу и как вообще можно что-то сочинить?
Здесь всё индивидуально: зависит от типа мышления и эмоциональной зрелости личности. Некоторые мыслят масштабно и концептуально. Оттого музыка, ещё толком не появившись на свет, уже подчиняется задачам, которые композитор поставил. Некоторые — очень впечатлительные и эмоциональные. Их музыка — это некий внутренний отклик на внешний мир. Бывает, музыка рождается как бессознательный поток, импровизируется. Сложно обобщить, каждый случай уникален. Даже у одного композитора каждый раз может всё происходить по-разному.
Чтобы что-то сочинить, надо пробовать. Только на практике поймёте, насколько профессия вам подходит, приносит удовольствие и обладаете ли вы творческими задатками в этом направлении.
Как преодолеть писательский ступор? Как не бросить занятие музыкой в самом начале?
Я могу только сказать, что если вы способны бросить музыку, то это не ваше. Композиторы — это те самые люди, которые продолжают заниматься музыкой вопреки. Неважно, начинали ли они как пианисты, гитаристы или музыковеды.
«Писательский ступор» — частый симптом неопытных композиторов. Это следствие творческого выгорания, которое так свойственно молодым композиторам. В начале пути я сама частенько переживала подобное. Связано это, как мне кажется, с тем, что вначале сложно контролировать эмоциональный фон и подходить ко всему осознанно.
Со временем навык сочинять можно приручить. Это становится полноценной профессией и при должном развитии кругозора и мышления, сложностей со ступором не возникает.
Как композитору начать зарабатывать деньги?
Сложный вопрос, на который нет однозначного ответа. Сегодня цифровизация позволяет ежедневно придумывать новые сервисы по покупке музыки. Начиная от стоков, музыкальных библиотек и возможности «заказать» композитора онлайн, до разработки музыки искусственным интеллектом.
Например, раньше один трек мог стоить $50, но сегодня, покупая подписку за $20 можно получить доступ к целой библиотеке звуков. Из-за того, что рынок перенасыщен, спрос на создание уникальной музыки катастрофически падает.
Тренд на глобализацию сближает и уравнивает всех. Будучи артистом, который пишет что-то уже «заезженное» и всем известное, ты конкурируешь сразу же с тысячами таких и не только в рамках своей территориальной принадлежности. В этом случае нужно поворачиваться в сторону культурной самоидентификации. Казахстан в этом плане — золотая жила. Нет у нас ещё ни своего рока, ни настоящего рэпа. Мы только сейчас к этому подбираемся. Пару лет назад, когда мы делали чапаны, все нос воротили и говорили «фу, как такое можно носить, откуда ты». Сегодня мы видим всех этих девушек в национальных головных уборах и украшениях.
В погоне за этим трендом, главное — научиться его переосмыслять, не нужно бросаться к прямому цитированию. Использовать чисто народные инструменты в музыке, то же самое, что налепить орнамент на одежду, без разницы встал он туда красиво или нет. Да, мы услышим много кринжовой казахстанской музыки, но из этого в конечном счёте родится понимание как делать музыку по-казахски.
Где искать себе клиентов, если ты пишешь музыку?
Целенаправленно искать клиентов — плохая стратегия, когда ты композитор или музыкальный продюсер. Это тебя должны все искать и хотеть с тобой работать. Поэтому, имеет смысл, в первую очередь, научиться продавать себя. Расширяйте портфолио, следите за тем, как вы представлены в медиасфере, набирайтесь полезных контактов. Состоитесь как артист, а уже потом помогайте другим в их проектах.
Важно не только круто сочинять, но ещё и быть в адеквате, когда взаимодействуешь с людьми. Не заиграться так скажем в амплуа артиста. Остальное придёт по мере твоего собственного профессионального и личностного роста.
Что выгоднее — писать музыку для артистов или для кино? А что интереснее?
Здесь сложно сопоставить, так как это в целом очень разные сферы. Все зависит от тебя самого, чего ты хочешь и можешь. Кино, как форма произведения, намного больше и сложнее во всех смыслах, нежели форма песни. В кино тебе как композитору нужно обладать не только музыкальным пониманием, но и «видеть картинку», а значит самому много смотреть фильмов, разбираться в драматургии.
Самый невыгодный сценарий работы с режиссёром, когда ты становишься его руками. Что вижу, то и написал. Ты должен быть наравне с ним, обладать компетенцией и видением, чтобы уметь поспорить с ним, и точно также понимать, как рассказать историю персонажа, но в звуках.
Например, Ханс Циммер не работал над последними двумя проектами Нолана. И честно, что «Довод», что «Оппенгеймер» смотреть тяжело. Нет уже прежнего звучания.
Мне повезло, я дебютировала как кинокомпозитор с полного метра. Не всё сразу получают полный метр, обычно все начинают с короткого. В дебютной работе над фильмом «Конокрады. Дорога времени» меня привлёк оператор Азиз Жамбакиев. И чтобы у нас получился настоящий симбиоз, мы вместе с Азизом и режиссёром Ерланом Нурмухамбетовым садились и выдумывали эту концепцию. Мы должны найти звучание такой степи, чтобы это было модно, вкусно, фестивально. Наша работа оправдала себя и мы получили большое ревью от издания Variety, где журналист отметил, что нам удалось заставить степь времён СССР зазвучать электронными современными звуками.
О деньгах в авторском кино вообще не принято говорить. Согласно негласному этикету, люди собрались, чтобы творить искусство. И если уж отвечать на вопрос, что выгоднее, очевидно — работать с артистами. Для меня же интересно всё, что требует нового уникального звучания в произведениях, будь то даже рекламный ролик. И часто этот ролик технически намного сложнее, чем самая большая сцена из фильма. Всегда сложно — глубокие художественные задачи независимо от формы произведения.
Кадры из фильма «Конокрады. Дорога времени»
Как участвовать в международных конкурсах и получать гранты (где следить, на что обращать внимания и как себя презентовать)?
Для начала надо понимать что гранты и конкурсы, как явления, придуманы для того, чтобы развивать общество, а не инвестировать в сугубо индивидуальных личностей с нарциссическими наклонностями. Поэтому будьте честны с собой: «Оно вам надо? А зачем вам надо?». Если это не противоречит собственным взглядам и идеологии, то сотрудничество будет максимально экологичным и полезным для обеих сторон. Во всех других случаях, вы можете нанести сами себе психологическую травму, так как не совсем будете приняты, окажетесь не тем человеком, которого хотели видеть на проекте.
Например, как происходил отбор в Batyr LAB. В этом сезоне у нас было две мастерские: моя и Эмиля Досова. И у всех принцип отбора разный, даже у тех, кто отбирал раньше. Кто-то по эссе, кто-то по духовному наполнению. Из-за того, что участники мастерских часто ориентируются именно по именам менторов, я понимала, что ко мне придут подаваться киношники и электронщики, так как это всё есть в моём портфолио. Я сразу сказала Наргиз (Наргиз Шукенова — директорка Фонда им. Батырхана Шукенова, прим. ред), что хочу анонимно! Хотелось взглянуть только на продукт, который они предоставляют, на авторское виденье. Самое интересное, что ко мне попали и те, кто профессионально пишет музыку (был аж выпускник Московской консерватории!), и только-только начинающие артисты. И ещё интересно, что в моей группе все десять человек были со смежным видением и многие были вегетарианцами!
Это к тому, что заявка к заявке разнится, важно словить match с тем, куда вы поддаётесь. Даже если это неоплачиваемый социальный проект, но он подсветит ваше портфолио, лучше согласиться. И! Обращайте внимание на риторику вашей заявки. Настоятельно рекомендую проявлять уважение и заполнять заявки максимально аккуратно и качественно, будь это международные гранты или местные. Потому что их на самом деле читают!