Where This Flower Blooms
В 2017 году Tyler, The Creator начал открывать новую страницу в музыкальном творчестве, выпустив «Flower Boy», в какой-то мере определивший то, как его музыка будет звучать следующие семь лет.
Именно тогда он решил отказаться от антагонистического образа, кропотливо создававшегося и в демоверсии Fl Studio для «Bastard», и поеданием тараканов ради «Goblin», и симуляцией расстройства личности в «Wolf», и безумной энергией и бунтом в «Cherry Bomb». Это был огромный скачок роста Тайлера как артиста, начавшего раскрывать и исследовать более мягкую сторону себя и своего голоса.
Благодаря этому через каких-то пару лет нам довелось услышать душераздирающий «IGOR» – альбом-историю о любовном треугольнике, музыкальным началом которого послужила его трансформация на предыдущей пластинке. «IGOR» сложнее «Flower Boy» не только музыкально, но и лирически. Ну а заигрывания с р’н’б и соулом на нём как нельзя кстати подошли массовому слушателю.
«Call Me If You Get Lost» стал альбомом, в первую очередь, нужным самому Тайлеру. Его звучание — оммаж на хип-хоп микстейпы из 2000-х, а лирически он почти полностью состоит из строчек об успехе, которого он достиг больше чем за десять лет. Наличие DJ Drama на нём – ещё одна исполненная мечта в копилке рэпера, ведь ещё в 2010 году он как-то написал в твиттере о том, что очень сильно хочет записать что-то похожее на Gangsta Grillz.
St. Chroma
Учитывая то, каким успехом и влиянием артист обладал через несколько лет после трансформации, можно было подумать, что он продолжит делать то же самое. Однако, проходит два года, и вместо альбома в 2023 году он представил расширенную версию «CMIYGL». И мы, конечно, обратили на него всё своё внимание, но затуманенность и в какой-то мере радость, не позволили нам в должной мере подумать о том, что под этим всем скрывается.
Как ни странно, история «CHROMAKOPIA» начинается в самом конце предыдущего релиза. В музыкальном клипе на «SORRY NOT SORRY» – заключительный трек с альбома «CMIYGL» – человек в военной форме приветствует друзей, семью, предшественников и бывших любовников Тайлера Оконмы у входа в театр. Гостей ждала самая настоящая исповедь Сэра Бодлера.
Он извиняется перед всеми зрителями и не только, при этом заявляя, что вообще ни о чём не жалеет:
«I’m sorry to my ancestors (I’m so sorry), I know I’m supposed to fight (I know)
But this ice shinin’ brighter than a black man’s plight, I’ma make it right
In the meantime, I’ll give some advice while these blood diamonds gettin’ cleaned off»
В течение всего видео Тайлер, или как мы позже выясним, Святой Хрома избавляется от всех обликов, стоящих и иногда читающих на сцене. В конце дело доходит и до Сэра Бодлер, едва успевшего закончить куплет.
Святой Хрома – взрослый мужчина, пытающийся примириться как с личными изъянами, так и со своим прошлым. Титаническая популярность больше его не радует, он начинает относиться к ней более скептически, бояться её и того, что с ней связано. Однако он всё ещё уверен в себе, когда дело касается принципов:
«I keep them mink-minks on hip ’cause I keloid my fists (Mm)
Nigga, give a fuck ’bout pronouns, I’m that nigga and that bitch»
На протяжении всего альбома мы слышим и мать Тайлера, делящуюся с ним жизненными советами, которые только сейчас, когда ему немного за тридцать, получают какой-то отклик.
«You are the light
It’s not on you, it’s in you
Don’t you ever in your motherfucking life dim your light for nobody»
ALL SONGS WRITTEN, PRODUCED AND ARRANGED BY TYLER OKONMA
Вторя излюбленному приёму «показать всё, что можешь в интро», Тайлер открывает альбом треком «St. Chroma», сначала звучащим как боевой клич со звуками марша, а затеми взрывом из баса, барабанов, настигающей уши сиреной и госпел-вокалом Daniel Caesar.
«Rah Tah Tah» же задаёт тон альбома громоздким битом и текстом, рисующим портрет нынешнего Тайлера. Его инструментал по-настоящему тяжёлый, басовый и прилипчивый. Это такой нёрд-трэп от Тайлера, который работает из раза в раз. Взять хоть «LEMONHEAD» с «CMIYHL» или «WHAT’S GOOD» с «IGOR».
Громкими 808-и нас радует и «Thought I Was Dead» со Schoolboy Q и Santigold, едва дополняющий концепт альбома своей лиричностью и музыкальностью. Этот трек лирически напоминает более старую версию рэпера, которая была агрессивна, прямолинейна и противоречива. Он в очередной раз рассказывает о борьбе с самим собой способом, похожим на то, что он делал в 2011 году на «Bastard».
«Sticky» c Glorilla, Sexyy Redd и Lil Wayne получился таким же диким и дерзким. Музыкально это всё тот же нёрд-трэп под слоем баса, но по-настоящему интересным его делают вокальные чэнты и незаурядный бит, напоминающий школьные американские фристайлы под бит, отбивающийся о стол в школьной столовой. Получился такой lunch table freestyle с солидными, но короткими гостевыми куплетами.
Все музыкальные эксперименты здесь расположились как нужно. В какой-то мере необычно звучат только жуткий «Noid» и красивейший «Judge Judy». Первый практически полностью построен на сэмпле замбийской рок-композиции «Nizakupanga Ngozi» группы Ngozi Family, где поётся об избавлении от токсичной энергии из своей жизни, гитарные рифы которого создают мрачную и тревожную атмосферу. Это отлично рифмуется с главной идеей трека, в котором рэпер рассказывает о параноидальном состоянии, преследующем его точно так же, как фанаты. Второй же — практический полностью гитарный «Judge Judy», что неестественно для артиста.
Оба трека звучат довольно экспериментально, пока в них не появляются наилюбимейшие элементы и приёмы Тайлера. Среди них как акустические ударные, так и синтезаторы с пианино.
На самом деле мягкое звучание Тайлера, за которое все полюбили «Flower Boy», начало мелькать ещё на «Wolf». К примеру, «Awkward» оттуда или «FIND YOUR WINGS» с «Cherry Bomb». В таком звучании всегда присутствовали смычковые инструменты, клавиши, родес-пиано, пианино и мультяшные синты. Из них и создавались основные «музыкальные фишки».
«CHROMAKOPIA» порадовала их обилием: любовный «Darling, I» с Teezo Touchdown, в котором рэпер рассказывает о своей немоногамичности, синти-лоу-файный «Take Your Mask Off» с Daniel Caesar и Latoiya Williams и игривый «I Hope You Find Your Way Home».
Отдельно хочется упомянуть и «Tomorrow» вместе с «Like Him». Они не очень хорошо вписываются в общее звучание альбома, но подходят к нему концептуально.
«Tomorrow» задумывается о долгосрочности своей карьеры, жизненных целях и событиях, которые он упускает под минималистичный инструментал, собранный, кажется, из пяти дорожек.
Сокрушительный «Like Him» с Lola Young представляет из себя отчасти unplugged композицию, перерастающую в соул-репрезент прямиком из 1970-х. В нём Тайлер задаётся вопросом, станет ли он таким же, как его отчуждённый отец. В аутро мы слышим заметку матери Тайлера: «But he’s always wanted to be a father to you/So I, I fucked up and I take ownership of that». Эта строчка стала главным сюжетным поворотом в лоре рэпера, что делает этот трек самым настоящим хайлайтом альбома.
Do I look like him?
Знать, что мать Тайлера намеренно пыталась держать его отца подальше от него, немного безумно. Это действительно добавляет драматизма альбому, полному интроспективности и печального настроения.
«Та версия Т, которую вы знали — воспоминание», — читает Тайлер в «Tomorrow». Его нынешнее неприятие себя прошлого понятно, ведь раньше он был известен лишь тем, что умел читать неприятный, грязно звучащий и оскорбительный рэп. Тем не менее, Тайлер пытается со всем этим примириться. На протяжении альбома он то и дело сокрушается о собственные грехи, пытаясь прийти к примирению с самим собой.
Музыкально альбом сильно контрастирует с тем, что сейчас происходит в индустрии, да и в целом, со всем, что рэпер делал раньше, несмотря на то, что он переполнен знакомыми фишками. «CHROMAKOPIA» едва ли окажется в топе трёх его лучших пластинок, но её прослушивание — уникальный опыт, который стоит ощутить всем, кто хоть немного знаком с артистом.