Завершился первый сезон научно-фантастического анимационного сериала «Царство падальщиков», рассказывающего историю группы людей, оказавшихся на далёкой и не самой дружелюбной планете. Сериал получил исключительно положительные отзывы критиков и очень скудное внимание широкой аудитории.
Чем «Царство падальщиков» так полюбился критикам, как он разросся до сериала из восьмиминутной короткометражки и причём здесь Миядзаки читайте в нашем новом материале.
Сюжет
После аварии на космическом грузовом корабле «Деметра 227» остатки экипажа оказываются разбросаны на просторах близлежащей планеты Веста. Несмотря на то, что атмосфера на Весте оказывается подходящей для человека, счастливчиками выживших назвать трудно, ведь практически всё живое здесь пытается их съесть или хотя бы отравить. А живое на Весте практически всё.
Экипаж оказывается разделён на три части, стремящиеся вернуться на корабль. Однако, кроме общей цели и недружелюбной окружающей среды большую часть сериала героев между собой ничего не связывает. Каждый из них сталкивается с собственными трудностями, конфликтами и по-своему их преодолевает, отчего первая половина сериала воспринимается скорее как антология, объединённая сквозным сюжетом. Более того, история каждого персонажа раскрывает разные научно-фантастические сюжеты.
Капитан корабля Сэм и биолог Урсула стремятся на корабль, чтобы разморозить из криогенного сна команду, которую перевозил «Деметра» в качестве груза. Их история — история борьбы с паразитом, захватывающим разум и превращающего своего носителя в первобытного оккультиста.
Другая группа выживших – техник Ази и её робот-помощник Леви. На Весте они оборудовали небольшую теплицу, которую каждую ночь штурмуют и в конце концов разрушают представители местной фауны. Ази, как и Сэм с Урсулой, стремится на корабль, но её цель более личная – на борту осталась её возлюбленная. В этой истории гораздо интереснее арка робота Леви, на микросхемах которого спорами начинает прорастать самосознание.
Последний член экипажа, выброшенный на Весту, – Кеймен. Он, в отличие от других героев, остаётся запертым в своей шлюпке и медленно сходит там с ума от одиночества, чувства вины и голода. Когда ему наконец удаётся вырваться на свободу, он, ослабленный, быстро попадает под влияние существа, которое гипнозом вынуждает его добывать себе пищу. Загадочный зверь, подчиняя Кеймена, заставляет его бесконечно переживать события прошлого. Именно из снов и видений запертого в воспоминаниях мужчины мы узнаем, как экипаж «Деметры» оказался на Весте.
История создания
Нерасторопный темп повествования и почти научная точность, с которой создатели подходят к описанию всех возможных видов животных и растений, выдают творческую свободу, предоставленную шоураннерам. И эта свобода удивительна, потому что над сериалом работали новички, совсем недавно пришедшие в телевидение, – Джо Беннетт и Чарльз Хюттнер. У каждого из них до 2016 года за спиной был разве что ворох небольших скетчей на Vimeo.
Но в 2016 они объединились и выпустили короткометражный фильм Scavengers для канала Adult Swim. Scavengers, или «Падальщики», – восьмиминутный немой фильм, идейно предвосхитивший оригинальный сериал. Действие в нём разворачивается на той же планете с тем же разнообразием биологических видов, а в центре повествования двое колонизаторов с Земли.
Фильм получил восторженные отзывы, а Беннетт и Хюттнер с 2018 по 2019 год развили проект до полноценного сериала и даже отсняли пилот, но руководство Adult Swim в итоге от проекта отказались. Так пилот и пылился, пока однажды не оказался на столе у продюсеров из HBO Max, впечатлённых оригинальной короткометражной работой. Они дали создателям денег и, самое главное, оставили их в покое на целых два года.
«Затем он [проект] угас, пока HBO Max не начал расцветать и его новые руководители не увидели «Падальщиков». Проект им понравился, и они решили превратить его во что-то большее. На завершение всех 12 серий ушло около двух лет», — Хюттнер и Беннетт в интервью Animation Magazine.
В своих интервью создатели рассказывают, что работа над сериалом проходила естественно и без давления, поэтому они не боялись делать шаги назад и пересобирать готовые концепты. Оба они пришли на телевидение с опытом работы над инди-проектами и пытались воссоздать похожую рабочую атмосферу. К тому же, благодаря удалённой работе, авторам удалось объединить в работе художников из разных стран мира – Испании, Мексики, Португалии и Франции.
«Вы знаете, мы пришли из инди-анимации, поэтому всё сделано менее ортодоксально. Многие художники, с которыми мы работали, имели схожий бэкграунд и все мы пытались не искать коротких путей [при создании сериала]. Это был большой труд, много внимания и работы занял переход от концепций к эскизам и раскадровкам», — Джо Беннетт в интервью для Collider.
«Манчестер у моря», Мёбиус и Миядзаки
В разговорах о «Царстве падальщиков» часто всплывает фильм «Аннигиляция» 2017 года, рассказывающий похожую историю в похожем сеттинге. Создатели от аналогий не открещиваются и признают, что фильм Алекса Гарленда безусловно оказал на них влияние, хоть и вышел в момент, когда они уже работали над сериалом.
«Забавно, «Аннигиляция» вышла, когда мы работали над пилотной версией. Мы все видели это вместе и подумали: «О нет». Но я также думаю, что это открыло для нас новые двери – работая над сериалом, нам пришлось идти в противоположном направлении в поисках вдохновения», — сценарист Шон Бакли для Hollywood Reporter.
Вообще и Беннет, и Хюттнер достаточно открыто говорят об источниках своего вдохновения. Здесь и «Истинная грусть» Сатоси Кона, и «Парк Юрского периода» Спилберга, и карикатуры Руба Голдберга, и даже новозеландский YouTube-канал Primitive Technology. Среди прочего называют, например, «Манчестер у моря» Кеннета Лонергана – мрачную драму о слесаре, потерявшем семью. Всматриваясь в Кеймана, несложно разглядеть в нём героя Лонергана, также вынужденного бесконечно прокручивать в голове события прошлого не в силах что-то изменить.
Другая частая ассоциация – работы Жана Жиро, более известного под псевдонимом Мёбиус. Жиро – французский художник и автор комиксов, в основном специализировавшийся на научной фантастике, ужасах и эротике. Его комиксы в своё время заложили основы классического американского комикса, киберпанка и вдохновили работы почти всех мастодонтов sci fi.
«Я знаю, что люди часто вспоминают Мёбиуса. […], дело не в том, что он не оказал на нас влияния, его стиль просто уже в нашей ДНК. Он вдохновил нас подсознательно. Этот стиль сочетается с текстурой планеты и действительно помогает понять объём и движение», — Беннетт в интервью для The Hollywood Reporter.
Ещё одним художником, чей «стиль у них в ДНК», Беннетт называет Хаяо Миядзаки. Конечно, первым делом в голову приходит постапокалиптичный мир, населённый насекомыми, из «Навсикая из Долины ветров», который, в свою очередь, был вдохновлён «Арзаком» Мёбиуса. Но, помимо очевидных визуальных параллелей, с Миядзаки сериал роднят идеи, заложенные в самом устройстве планеты Веста.
Адаптация и ностальгия
Пожалуй, главная тема, поднятая в «Царстве падальщиков», – это адаптация. Весь мир Весты переплетён бесконечными симбиотическими связями, в которых создатели копаются с почти пантеистическим восторгом. Вымышленная планета, как признаются сами создатели, вдохновлена гипотезой Геи, выдвинутой американским микробиологом Линн Маргулис. Согласно этой гипотезе, планета Земля представляет собой единую физиологическую систему, в которой все живые организмы и их неорганическое окружение существуют в синергии, поддерживая и сохраняя условия жизни на планете.
«В дополнение к тому, что говорил Бенджи, я много думал о теории Геи относительно этой планеты, согласно которой всё на ней является своего рода бактериями. Это всё один живой организм, и даже люди — это своего рода инвазивные бактерии, но они всего лишь часть всего. Это всего лишь часть алхимии всей планеты», — управляющий директор Бенджи Брук для Collider.
Увлечённое описание различных биологических видов и их взаимосвязей в сериале действительно рождает у зрителя ощущение, что Веста – это один большой организм. А единственными существами, оказавшимися вне этой гармоничной экосистемы и поэтому вынужденными адаптироваться, становятся люди. И их робот.
И они адаптируются, хоть и с разной степенью успеха. Сэм и Кеймен оказываются в подчинении у местных существ, робот Леви обретает сознание, а Ази с Урсулой удаётся основать небольшую колонию. В идиллической картине этой исследовательской общины, где люди и охотой не занимаются – ограничиваются собирательством, продолжается подспудная критика нашего общества и ностальгия по единению с природой. Технологичный Эдем, построенный Ази и Урсулой, умеет смотреть на природу как на что-то самоценное, а не как на кладовую ресурсов.
Учитывая этот идейный пласт, вполне оправданными кажутся и судьбы персонажей. Ази и Леви, основавшие колонию, с самого начала занимались изучением и разведением растений, а, значит, воспринимали мир Весты как некую систему, требующую понимания и оберегания. Присоединившаяся к ним Урсула пошла даже дальше исследовательского интереса и смогла разглядеть что-то поэтическое и сакральное в этой огромной экосистеме.
Гораздо менее завидная судьба ждала Сэма, чьё поведение и мировоззрение ярко контрастировали с увлечённостью Урсулы. С самого начала он воспринимал Весту и всех её обитателей как потенциальную угрозу. А Кеймен, большую часть сериала пробывший без сознания, в финале только приступает к изучению мира.
Вывод
«Царство падальщиков» – не просто хороший сериал, способный развлечь вас на выходные. Это глубоко авторский проект людей, которые делают то, что нравится в первую очередь им самим. Он полон оригинальных задумок и нетривиальных образов, ярко выделяясь на фоне соседей по жанру своей индивидуальностью и нежеланием подстраиваться под зрителя. Медленное развитие сюжета, излишнее внимание к деталям и редкий экшн могут кого-то оттолкнуть, но остальных ждёт уникальное путешествие по завораживающему миру, в который мы ещё надеемся вернуться.