«Да здравствует независимое кино!» или как Американская киноакадемия раздала награды

Спустя шесть лет «Анора» повторила триумф «Паразитов» Пона Джун Хо, отхватив вслед за «Пальмовой ветвью» «Оскар» за «Лучший фильм». Шон Бейкер получил три золотые статуэтки — за режиссуру, монтаж и оригинальный сценарий. Майки Мэдисон обошла Деми Мур и взяла свой первый актёрский «Оскар».

Об ожиданиях, сюрпризах и либерализме Голливуда рассуждает кинокритикесса Ботагоз Койлыбаева.

Начнём с ожидаемого

Лучший фильм в этом году получила независимая картина американца Шона Бейкера «Анора» — снятая на небольшие деньги, но с огромным энтузиазмом. В наградный сезон «Анора» вошла с козыря — выиграв главный приз Каннского кинофестиваля, «Золотую пальмовую ветвь». После Канн картину подхватила независимая дистрибьюторская компания Neon и взяла в раскрутку. Фильм получил долгоиграющий релиз в кинотеатрах по всему миру; Майки Мэдисон украсила обложки ведущих журналов; Юра Борисов и компания умиляли журналистов русским акцентом, а Шон Бейкер привлекал внимание прессы к больному вопросу — нехватке финансов в независимом кино и проблеме секс-работниц.

Для Бейкера «Анора» — однозначно большой триумф и признание от индустрии. Синефилам американец был известен с начала нулевых по таким фильмам, как «Мандарин» (полностью снятому на айфон) и «Старлетка». Большую известность Бейкер обрёл с фильмом «Проект „Флорида“», за роль в котором Уиллем Дефо получил номинацию за актёрскую игру второго плана — первое признание Бейкера Американской киноакадемией.

Фильмы Бейкера привлекают внимание к отбросам общества — зачастую к порноактёрам и секс-работникам. Режиссёр использует небольшие бюджеты, непрофессиональных актёров и реальные локации. Как большой поклонник итальянского неореализма, Бейкер ищет правду на улицах, в клубах и забегаловках — там, где случается жизнь. В киноведческих кругах идут споры по поводу киноэтики Бейкера: одни полагают, что он использует своих маргинальных героев, другие же считают, что режиссёр — их союзник. Одно другого не исключает, но несомненно одно — победа ветерана независимого кино на «Оскаре» — это проигрыш голливудских студий.

Проигрыш голливудских студий и Netflix

Студии в этом году были представлены тремя картинами: Universal Pictures с мюзиклом Джона М. Чу «Злая», эпиком внеземных размеров «Дюна: Часть вторая» от Warner Bros. и крепким байопиком Джеймса Мэнголда «Боб Дилан: Никому не известный» от студии Searchlight Pictures. В двух из этих картин снялся Тимоти Шаламе.

Фильм Вильнёва, с колоссальным бюджетом в 190 миллионов долларов, отлично показал себя в прокате, собрав более 700 миллионов. Такую же кассу собрала и «Злая» при чуть меньшем бюджете в 150 миллионов. Интересно, что при анализе студийных фильмов я неизбежно прибегаю к большим цифрам — но именно так студии и оперируют, собирая кассу и унося технические награды. «Дюна» забрала лишь две награды — за звук и визуальные эффекты. «Злая» отхватила статуэтки за лучший продакшн-дизайн и костюмы, уступив «Субстанции» в категории «Макияж и причёски». Престижная награда за операторскую работу ушла Лолу Фрейзеру, потрудившемуся в этом году над «Бруталистом».

Единственный фильм стриминга, представленный на «Оскаре», — это «Эмилия Перес» француза Жака Одиара, спродюсированный Netflix. Фильм, изначально привлёкший к себе внимание, захлебнулся в своей промокампании — а всё из-за глупых твитов транс-актрисы Софии Карлы Гаскон. Культура отмены сыграла отменно, и, к удивлению, Гаскон всё же пришла на церемонию. При 13 номинациях фильм выиграл лишь две статуэтки — за «Лучшую женскую актёрскую работу второго плана» для Зои Салданы и лучшую песню.

Байопики, редко выигрывающие приз за «Лучший фильм», зачастую приносят награды исполнителям. Голливуд имеет очевидную слабость к таким актёрским работам, поскольку они предполагают трансформации — манипуляции с весом, голосом и навыками. Шаламе готовился к роли Дилана пять лет: исполнил все его песни в фильме, научился играть и говорить, как известный певец. Его старания были отмечены Гильдией киноактёров, но другие крупные награды, включая «Золотой глобус» и BAFTA, ушли Эдриану Броуди за роль венгерского архитектора, пережившего Холокост, в монументальной драме Брэйди Корбета «Бруталист». Свой первый актёрский «Оскар» Броуди взял за другой фильм о Холокосте — «Пианист».

«Да здравствует независимое кино!»

К слову о «Бруталисте». Эпический размах и хронометраж фильма принесли режиссёру Брэйди Корбету высокие оценки критиков и награду за режиссуру на Венецианском кинофестивале, где и прошла премьера фильма. Режиссёрского «Оскара» Корбет в этот раз не получил, зато Академия отметила Броуди, который вошёл в почётный клуб «Дважды оскароносец».

Роль надломленного гения архитектуры как будто писалась под актёра — мама Броуди, известная фотографиня с еврейскими корнями Сильвия Плачи, эмигрировала в США из социалистической Венгрии в поисках американской свободы. Что тут сказать, Голливуд любит награждать актёров за драмы о Холокосте — на ум приходят Кейт Уинслет за «Читателя», Мерил Стрип за «Выбор Софи» и Роберто Бениньи за «Жизнь прекрасна». Третьей и последней наградой «Бруталиста» стала оригинальная музыка, написанная Дэниелом Блумбергом. Иронично, но композиторы двух номинированных мюзиклов — «Злой» и «Эмилии Перес» — ушли домой с пустыми руками.

97-ю церемонию можно однозначно считать триумфом независимого кино. Шон Бейкер, вышедший на сцену получать награду за лучшую режиссуру, постарался в очередной раз обратить внимание зрителей и индустрии на важность кинотеатров как общественных культурных мест. «Режиссёры, продолжайте делать фильмы для большого экрана», — заявил Бейкер, тем самым указывая на тенденции последних лет — стриминги, переманивающие режиссёров для создания уникального контента на свои платформы. Продюсер «Аноры» Алекс Коко, получая уже награду за «Лучший фильм», не преминул отметить, что с бюджетом в 6 миллионов «Анора» — «истинно» независимый фильм.

«Бруталист», снятый за меньше чем 10 миллионов, также примыкает к гордому званию истинно независимого кино. Успешными номинантами также стали «Субстанция» француженки Корали Фаржа, «Конклав» австрийского режиссёра Эдгара Бергера и «Мальчики из никеля» американца Рамела Росса. Малобюджетная «Настоящая боль» Джесси Айзенберга, хоть и не номинированная за лучшую картину, обрела зрительскую симпатию по всему миру благодаря харизматичной игре Кирана Калкина, за что Киран и получил своего первого «Оскара» за «Лучшую актёрскую работу второго плана».

В целом, уверенный успех независимого кино на «Оскаре» ярко показывает оплошности и промахи больших студийных компаний. Пока боссы студий боязливо вкладываются в сиквелы («Дюна 2» и «Гладиатор 2»), приквелы («Злая») и безопасные байопики («Боб Дилан: Никому не известный»), независимые фильмы исследуют социально острые и злободневные темы. «Анора» переносит нас в жизнь проститутки из Брайтон-Бич; «Ученик» раскрывает мегаломанию Трампа; «Мальчики из никеля» показывают скрытую историю расового неравенства, а «Бруталист» вскрывает психосексуальные раны, нанесённые войной и негуманностью ближнего. Эти фильмы рискуют, удивляют, озадачивают, но самое главное — они заставляют нас думать о мире.

Сюрпризы

Сюрпризов на церемонии было немного, и самой неочевидной стала победа молодой актрисы Майки Мэдисон за роль эскортницы в «Аноре». Актриса, запомнившаяся зрителям по роли в «Однажды в… Голливуде» Квентина Тарантино, обыграла ветеранку индустрии Деми Мур, сыгравшую в боди-хорроре «Субстанция». По прогнозам The Hollywood Reporter, у Мур был самый высокий шанс выиграть главный приз за лучшую актёрскую работу, но увы. У Голливуда есть тенденция награждать ветеранов за, возможно, не лучшие роли в их карьерах (привет, Лео Ди Каприо!), но в случае с Мур, возможно, Академия сделала правильный выбор. Многие пользователи соцсетей иронично замечают, что проигрыш Мур молодой Мэдисон повторяет сюжет «Субстанции». Однако, благодаря своей относительной неизвестности, Мэдисон очень убедительно вжилась в роль секс-работницы Аноры. Наградив героиню вульгарностью, бойкостью, но в то же время очарованием и наивностью, актриса привнесла в образ свежее прочтение очень старого тропа.

Приятным сюрпризом стала победа латвийского анимационного фильма «Поток» — истории о кошке, капибаре и других животных, пытающихся выжить в мире без людей. Победителем в номинации «Лучший иностранный фильм» стала бразильская картина Уолтера Саллеса «Я всё ещё здесь», обошедшая фаворита гонки — «Эмилию Перес», а также такие крепкие драмы, как «Семя священного инжира» и «Девушка с иглой». «Я всё ещё здесь» — драма, основанная на реальных событиях, повествующая о семье во время военной диктатуры в Бразилии, длившейся 25 лет. Фернанда Торрес, также претендентка на награду за лучшую актёрскую работу, исполняет роль женщины, чей муж становится жертвой диктатуры. В мире, в котором мы сейчас живём, такая история более чем актуальна.

Солидарность с Палестиной

«Оскар» за «Лучший документальный фильм» получил «Нет другой земли» — работа коллектива палестинских и израильских режиссёров, включая Базеля Адру и Юваля Авраама. Эта душераздирающая картина повествует о сопротивлении и стойкости жителей Масафер-Ятта — группы палестинских деревень на оккупированном Западном берегу. Израильские армейские бульдозеры сносят дома и школы, преследуют жителей. Адра, живущий в Масафер-Ятта, документирует разрушения его земли и нелегальные поселения израильтян. Официальная причина сноса — освобождение места для учебного полигона израильской армии. На самом деле, это хитрая политика израильского государства, направленная на то, чтобы помешать палестинцам заселять территорию вокруг южных Хевронских гор.

У фильма непростая история. После его победы на Берлинале в прошлом году режиссёры были обвинены в антисемитизме, притом что Юваль Авраам — израильский журналист. Клаудия Рот, министр культуры Германии, присутствовавшая на церемонии награждения, заявила, что она лишь аплодировала Аврааму, а не палестинцу Адре. Фильм, всё ещё не нашедший дистрибуцию, словно мозоль на пятке просионистских правительств во всём мире. В поздравительной речи Адра и Авраам напомнили своим странам, что они, на самом деле, родственные народы и что боль одного народа не принесёт счастья другому.

Либеральный Голливуд как ответ на демагогию Трампа

«Оскар», хоть и не напрямую политизированное явление, всегда чутко реагирует на ситуацию в мире и в своей стране. С приходом Трампа и его команды либеральный Голливуд ощущает давление ультраправой администрации. Поэтому номинации и награды таким картинам, как «Анора», «Эмилия Перес» и «Мальчики из никеля», — лишь очередное подтверждение политизированности кино как социокультурного явления.

Победа «Аноры» — фильма об эскортнице, дочери узбекских эмигрантов из Брайтон-Бич; фильма, практически не на английском языке, — это победа либерального американского общества, осознающего, что американская идентичность и культура построены на иммиграции. Это ткань и плоть американской идеологии. Анора — Золушка современности.

Несмотря на скандалы вокруг «Эмилии Перес», этот фильм о мексиканской транс-женщине — двух вещах, которые Трамп ненавидит больше всего. «Бруталист», как и «Анора», говорит об Америке настоящего, несмотря на то что его события разворачиваются после Второй мировой войны. Фильм Корбета — об американской мечте, покрытой грязью и потом. Бразильский фильм «Я всё ещё здесь», полностью снятый на португальском языке, также боролся за главный приз. Он словно предрекает Америке судьбу Бразилии 70-х.

И лишь грандиозные и немного одиозные «Злая» и «Дюна: Часть вторая» наивно верят в счастливые концы и громкие финалы той Америки, в которую до сих пор верят студийные боссы.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Тимоти Шаламе и его модный промотур
Стиль
#мода
Тимоти Шаламе и его модный промотур
КАК ПЕРЕРОЖДАЕТСЯ КАЗАХСТАНСКИЙ ФУТБОЛ
Ликбез
#общество
КАК ПЕРЕРОЖДАЕТСЯ КАЗАХСТАНСКИЙ ФУТБОЛ
Қазақ әдебиеттегі Алматы
Город
#урбанистика
Қазақ әдебиеттегі Алматы
В каком наряде Майки Мэдисон получила свой первый «Оскар»
Стиль
#мода
В каком наряде Майки Мэдисон получила свой первый «Оскар»
The Ordinary: простые составы, громкие скандалы и уникальный маркетинг
Стиль
#красота
The Ordinary: простые составы, громкие скандалы и уникальный маркетинг