«Дэдпул и Росомаха»: кризис супергеройского кино 

В мировом прокате стартовал самый ожидаемый кинокомикс этого года – «Дэдпул и Росомаха». Грандиозный кроссовер, объединяющий титульных персонажей франшизы «Люди Икс» с киновселенной Marvel, ещё несколько лет назад казался мечтой. Но любая мечта может стать явью, если вы – студия Disney и готовы заплатить 71 миллиард долларов за покупку Fox. Поэтому благодаря сложным бизнес махинациям между двумя гигантами сегодня фанаты супергеройского кино имеют возможность лицезреть на одном экране Дэдпула, Росомаху и ещё пару дюжин знакомых нам персонажей. 

Естественно, любой человек, выросший на кинокомиксах, придёт в восторг от всевозможных камео и отсылок в «Дэдпуле и Росомахе». Но насколько хороша картина вне контекста предыдущих фильмов? И как новая работа постановщика Шона Леви влияет на развитие жанра супергероики в целом? Своими мыслями на эти темы делится кинокритик Ораз Керейбаев.

Сюжет

События фильма начинаются спустя несколько лет после финалов «Дэдпула 2» и «Логана» – последних картин с участием двух титульных персонажей. Как мы все помним, в конце трагической ленты о постаревшем Логане герой Хью Джекмана умирает на руках девочки-мутанта Х-23, выведенной из его ДНК. Казалось бы, пронзительная смерть супергероя навсегда будет вписана в историю жанра. Но Disney не может позволить столь популярному персонажу оставаться мёртвым слишком долго. Поэтому практически в самом начале нового фильма Дэдпул находит способ логически вписать Росомаху в таймлайн киновселенной, попутно рассказав, чем он занимался последние годы. 

Мы не будем объяснять, почему Уэйду Уилсону оказывается нужен Логан и как именно он добирается до него, ведь даже это будет считаться спойлером. Всё, что вам нужно знать о картине перед просмотром, – это то, что Дэдпул и Росомаха впервые за 15 лет окажутся на одном экране, наконец подарив фанатам захватывающие сражения, гору юмора и целую кучу отсылок.

Неожиданные камео и крепкий юмор

Наверное главное достоинство «Дэдпула и Росомахи» – это огромное количество неожиданных персонажей, чьё появление заставит кричать от восторга и аплодировать любого фаната супергеройского кино. Что интересно, большинство этих появлений обоснованы сюжетом, и герои играют важную роль для развития фильма. Обычно этого не происходит. На ум приходит эпизод из сиквела «Доктора Стрэнджа», где камео Рида Ричардса, Профессора Ксавье и ещё нескольких персонажей комиксов не несло никакой смысловой нагрузки, работая исключительно на эмоции фанатов. 

В случае с «Дэдпулом и Росомахой» такие камео также присутствуют, но по большей части создатели старались обосновать появление всех знаковых персонажей. Тут стоит похвалить сценарную группу, которая решила сделать чуть больше, чем просто наполнить картину очередной порцией фан-сервиса, вдоволь высмеивая каждого супергероя на экране. В целом, после просмотра фильма любой гик-блогер (привет, Qewbite) сможет набрать материала на годы вперёд. Ведь буквально каждый кадр кишит очевидными и неочевидными пасхалками на предыдущие работы Рейнольдса, франшизу «Людей Икс» и фильмы киновселенной Marvel.

Другая фирменная черта Дэдпула – это хлёсткий юмор с обилием ругательств и пробитием четвёртой стены. Всё это присутствует и в новом фильме. Шутки льются на зрителей рекой, заставляя публику смеяться с первых кадров и вплоть до окончания сцены после титров. У Райана Рейнольдса получается создавать юмор даже там, где его, казалось бы, не должно быть. Показательным моментом можно назвать интеграцию машин Honda, которая, хоть и является очевидным продакт плейсментом, не раздражает ни на секунду. 

Подытожив, «Дэдпул и Росомаха» определённо понравится любому зрителю, выросшему с фильмами Marvel. Фильм способен удивить и рассмешить, а главное, вернуть каждого из нас в детство, когда любой супергеройский фильм ощущался как событие, а сегодняшние ветераны жанра были ещё молодыми, подающими надежды актёрами. На возвращение в детство отсылают и финальные титры, с помощью которых авторы трогательно прощаются с персонажами из уходящей эпохи супергеройского кино. 

Очень фанатское кино

Все перечисленные выше достоинства также являются частью одной большой проблемы: фильм невозможно понять, если вы не знакомы с картинами о супергероях (и тут речь идёт не только о киновселенной Marvel). Постановщик Шон Леви снял кино для своих, которое будет просто недоступно стороннему зрителю. И даже если такая аудитория согласится закрыть глаза на непонятный для неё неймдроппинг и постоянные камео, у неё сразу же возникнет вторая проблема с фильмом: сюжетно это максимально предсказуемое и слабое кино. Многие сцены «Дэдпула и Росомахи» написаны крайне лениво и являют собой бесконечную экспозицию. Конечно, герой Рейнольдса высмеивает этот факт, но это не улучшает плохой сценарий. 

Когда Логан решает в очередной раз рассказать свою грустную предысторию, фанат супергероики может закрыть глаза на продолжительный, малоинтересный диалог. Но зритель, пришедший в кино ради чего-то большего, чем фан-сервис, не сможет проигнорировать столь вялые сюжетные ходы. Поэтому на «Дэдпула и Росомаху» стоит либо идти подготовленным, либо не идти вовсе. Ведь за ширмой великолепных камео и злободневного для жанра юмора нет той самой художественной составляющей, которая могла бы превратить эту картину в нечто большее, чем очередное попкорновое мета-высказывание на тему увядающего жанра супергеройского кино. 

 

Влияние на киновселенную и жанр

«Дэдпул и Росомаха» позиционировался как один из наиболее важных проектов для будущего киновселенной Marvel. Однако, при просмотре прямого влияния на то самое будущее заметить сложно. Да, в фильме в очередной раз была показана мультивселенная и появились супергерои из других франшиз, но это мы видели и раньше. Даже мутанты стали частью киновселенной ещё в 2022 году, когда на Disney+ вышел крайне слабый сериал «Мисс Марвел». Ни одно из событий «Дэдпула и Росомахи» не оставляет значимого следа для вселенной 616 (основного мира в рамках франшизы). То есть, фильм не оказывает влияния на дальнейшее развитие общей истории, оставаясь громким проектом, паразитирующим на популярном продукте. 

Здесь же вырисовывается и куда более важная проблема, которой страдает не только «Дэдпул и Росомаха», но и практически все представители жанра супергероики: бесконечные пародии. Если посмотреть на самые громкие тайтлы последнего года, то мы увидим тенденцию на высмеивание жанра в каждом из них. Это и четвёртый сезон «Пацанов», и второй сезон «Неуязвимого», и уже упомянутый «Дэдпул и Росомаха», и даже готовящийся триквел «Венома», где персонаж Тома Харди превратился из жуткого монстра в крикливого шутника, разбирающегося со своим альтер-эго. Сегодня в супергероике высмеивают себя не только проекты, заточенные под это, но и изначально более серьёзные фильмы. Всё это говорит о том, что жанр находится в кризисе и не имеет чёткого понимания, куда двигаться дальше.

Поэтому третья часть «Дэдпула» не только не двигает киновселенную вперёд, но и не меняет жанр. А значит, Уэйд Уилсон, несмотря на все свои заявления в фильме, не смог стать «Марвеловским Иисусом», ведь следующий проект киновселенной станет жертвой тех же проблем, которые высмеивал Дэдпул.

Вывод

На «Дэдпула и Росомаху» стоит идти ради юмора, камео и отсылок. Картина определённо подарит зрителям хорошее настроение и запомнится любому фанату комиксов как один из главных проектов последних лет. Тем не менее, человеку, далёкому от жанра, лента покажется вторичной. Очередной фильм Marvel не в состоянии предложить ничего нового, а значит супергеройское кино продолжает тонуть в кризисе самоповторов и пародий. Нам остаётся надеяться, что в какой-то момент на экранах появится проект, способный вывести жанр из стагнации и вернуть былой интерес публики. К сожалению, «Дэдпул и Росомаха» не смог выполнить эту задачу.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Парадокс Родри: как незаметный герой завоевал «Золотой мяч»
Культура
Парадокс Родри: как незаметный герой завоевал «Золотой мяч»
Увлекающий, убивающий, утомляющий «Ужасающий»
Культура
#кино
Увлекающий, убивающий, утомляющий «Ужасающий»
«Спираль»: неудачная экранизация хоррор-манги Дзюндзи Ито
Культура
#кино
«Спираль»: неудачная экранизация хоррор-манги Дзюндзи Ито
«Казахстан стал для меня открытием»: интервью с фотографом Кэлли Эх
Бизнес
#люди
«Казахстан стал для меня открытием»: интервью с фотографом Кэлли Эх
Почему все смотрят «Ван-Пис» 25 лет спустя
Культура
#кино
Почему все смотрят «Ван-Пис» 25 лет спустя