Дэвид Линч: Смерть в искусстве

Несколько дней назад не стало Дэвида Линча, казавшегося бессмертным автора «Твин пикса», «Синего бархата» и «Малхолланд драйва», проповедника трансцендентальной медитации и главного синоптика эры ковида. 20 января ему исполнилось бы 79. Вспоминаем, что для мирового кинематографа значила фигура Линча и кем он был для многих из нас.

Почти так же, как с Дэвидом Боуи, «человеком, который упал на Землю», неугасающей звездой поп-сцены, спустя девять лет мир прощается с Дэвидом Линчем, «человеком не отсюда», проводником в альтернативное измерение. Провожая великих, мы ритуально вспоминаем их наследие, пытаемся суммировать их вклад и не находим слов кроме «ушла эпоха». Но соотносить Линча с эпохой было бы абсурдно, он был и остаётся вневременной персоной.

Понятие времени для Линча эфемерно, он жил законами сновидческого мира. Его герои двигались по кругу, болтали задом-наперёд и застревали в петлях. Провинциальное ретро 1950-х в его кино сплеталось с контркультурой сексуальной революции 1960-х, аналоговая среда — с цифровизацией, классический нуар — с сай-фаем. Линча иконизировало и переоткрывало не одно поколение: он мог вернуться к поклонникам «Твин Пикса» через четверть века, обзаведясь новыми фанатами — романтиками тамблер-субкультуры, знакомыми с 1990-ми понаслышке. И оставаться для каждого своим: таинственным мистификатором и виртуозом, визионером или эксцентричным дедушкой.

 

Поэт американского кино

О том, что значит быть американцем, Линч размышлял всю сознательную жизнь. Меняя штат за штатом, вдыхая воздух глубинки 1940-1950-х, он видел самые разные грани той самой american dream. «Игл-скаут, Миссула, Монтана» — с улыбкой подытожит он свою биографию годами позже. Белоснежные фасады и стриженые газоны знакомы ему не по мыльным операм, он с детства знал изнанку одноэтажных городов-утопий. Такой же «типичный рейгановский рай» будет поруган им в «Синем бархате»: всего-то нужно полчище насекомых и лежащее в траве отрезанное ухо.

Линч уже тогда всё про себя понимал: если есть, что сказать, нужно сделать это через искусство. Учёба в Пенсильванской академии изящных искусств в индустриальной Филадельфии 1960-х навевала ужас, который станет главным его курсом. Душный, давящий город, пропитанный смертью и мраком, тревогой и тайнами, стал для Линча обителью грёз, озарением. Здесь он впервые нащупает свой стиль в живописи и скульптуре, кино и музыке. Его можно обозначить как эстетику безобразного, где одинаково важны оба слагаемых. В его работах красивое и уродливое сосуществуют на равных — на этом дуализме строится весь линчевский мир. Как скажет позже Дэвид Фостер Уоллес, добавив в словарик киноведов новый термин:

«Lynchian — это особый вид иронии, где очень жуткое и очень обыденное сочетаются таким образом, чтобы раскрыть вечное присутствие первого во втором»

От первого кинематографического экзерсиса «Шестеро заболевают» (1967) и до последних признанных шедевров Линча его поэтика существовала в этой плоскости.

Его страсть к тому, что «по ту сторону», многие называли патологической. Он мог часами сидеть среди трупов в морге и разглядывать внутренности мёртвых птичек и букашек в своём подвале. Отец однажды скажет ему: «Дэйв, тебе не стоит заводить детей». Кто-то предложит обратиться за помощью к специалистам. Ни тех, ни других он не послушает, и будет прав — тогда бы мир не знал Дэвида Линча.

 

Незвёздный путь

Свой первый полнометражный фильм Линч вынашивал как дитя, любил и вкладывал всё, что у него было. Над «Головой-ластиком» (1977) он трудился почти пять лет, подрабатывая разносчиком газет, чтобы покрыть расходы. Всё это время режиссёр запрещал актёру Джеку Нэнсу менять свой образ, бедолага ходил с эйзенштейновской причёской годы. 

После успеха первой ласточки продюсерская компания комедиографа Мэла Брукса предложила Линчу поставить картину «Человек-слон» (1980). Драма про красоту и уродство сорвет куш в прокате и принесёт восемь номинаций на «Оскар», после чего великий продюсер Дино де Лаурентис позовёт режиссёра взяться на адаптацию «Дюны» Фрэнка Герберта. Тот станет одним из самых впечатляющих провалов 1980-х, но докажет одну простую вещь: Линч — не голливудский режиссёр, а большой художник, который сам выбирал, что снимать.

И главная проблема «Дюны» не в том, что «книга не влезла», не в «мискасте» и даже не в отстранении Линча от монтажа («лучше не снимать фильм без права на окончатиельный монтаж», говорил режиссёр), а в том, что там он был всего лишь постановщиком — не автором-художником, которому нужны лабораторные, а не студийные условия работы. Это понял и продюсер Дино де Лаурентис. После катастрофы «Дюны» и закрытия кинокомпании он открыл новую кинофирму, первым релизом которой стал «Синий бархат» — один из главных линчевских шедевров.

«Никогда никому не позволяйте влезать своими длинными пальцами в ваш замысел», — заключил Линч. Так что почти всё его творчество от начала и до конца было продумано, срежиссировано и спродюсировано им самим. Он также пробовал себя в качестве дизайнера костюмов, декоратора и актёра своих же постановок, а позже занимался их продвижением и дистрибьюторской работой. 

Даже будучи признанным мастером кино, с «Золотой пальмовой ветвью» Канн, «Золотым львом» Венеции и статусом «культового режиссера», Линч оставался прежде всего художником. Режиссура кино для него было важной (возможно, и вправду важнейшей), но далеко не единственной творческой практикой. Скажем, живописью и скульптурой он занимался практически всю свою жизнь, а с начала 2000-х увлёкся написанием и продюсированием музыки.

 

Свидетели Линча

За творчество Дэвида Линча хватались все: от последователей Лакана и семиотиков до культурологов и экоактивистов. Десятки книг, сотни роликов и тысячи статей: каждый пытался разобрать его кино по косточкам, разгадать все коды и символы, почувствовать себя причастным. Но, как неоднократно твердил сам мэтр, делать этого не стоит — важно уметь наслаждаться увиденным. Всякий сюрреализм теряет смысл, если в нём начинать копаться.

«Я люблю снимать фильмы, потому что мне нравится отправляться в другой мир. Мне нравится растворяться в другом мире. Кино для меня — волшебный медиум, который заставляет тебя мечтать и позволяет делать это», — говорит он. Погружаясь в этот другой мир, он тянет за собой и зрителя, затягивает с головой. Неудивительно, что одной из важнейших для Линча вещей стало своего рода проповедование практик трансцендентальной медитации — одухотворённый мастер объездил со своей программой целый мир.

В последние годы Линч поселился не только в головах своих зрителей и поклонников, но и в сети. Выходя в эфир YouTube с прогнозами погоды и пространными размышлениями о современности он вновь стирал грань между собой реальным и собой публичным. Можно сказать, что он превращал себя в мем. Или же своей жизнью конструировал свой образ. Сейчас эта работа завершена окончательно. 

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
ТОКИО СЛЕЗАМ НЕ ВЕРИТ: «О ЖЕНЩИНАХ И АСУРАХ» — ПРОНЗИТЕЛЬНАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ ЯПОНСКИХ ЖЕНЩИН
Культура
#кино
ТОКИО СЛЕЗАМ НЕ ВЕРИТ: «О ЖЕНЩИНАХ И АСУРАХ» — ПРОНЗИТЕЛЬНАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ ЯПОНСКИХ ЖЕНЩИН
Женский марш под запретом акимата: в Алматы пройдёт пресс-конференция с организаторками
Ликбез
#общество
Женский марш под запретом акимата: в Алматы пройдёт пресс-конференция с организаторками
Автора QazNews24 Темирлана Енсебека задержала полиция
Ликбез
#общество
Автора QazNews24 Темирлана Енсебека задержала полиция
«Настоящая боль»: тихий хит, принёсший Кирану Калкину «Золотой глобус»
Культура
#кино
«Настоящая боль»: тихий хит, принёсший Кирану Калкину «Золотой глобус»
ПЕРЕДОЗ, ДЕПРЕССИЯ И TAKE THAT: КАК РОББИ УИЛЬЯМС СТАЛ БРИТАНСКОЙ ИКОНОЙ ПОП-МУЗЫКИ
Культура
#музыка
ПЕРЕДОЗ, ДЕПРЕССИЯ И TAKE THAT: КАК РОББИ УИЛЬЯМС СТАЛ БРИТАНСКОЙ ИКОНОЙ ПОП-МУЗЫКИ