Сюжет
В центре повествования, основанного на одноимённом вебтуне, офисная работница Ким Мо Ми, которая с детства мечтала стать кей-поп айдолом. Со школьных лет стремление героини попасть на сцену встречало насмешки и порицание окружающих – от одноклассников до собственной матери – потому что она, как говорят, «не вышла лицом». Окончательно расстаться со своей мечтой Ким Мо Ми не смогла, поэтому по ночам она надевает маску, запускает стрим и взбирается на воображаемую сцену. В жизни она офисная мышка Ким Мо Ми, а в интернете – «девушка в маске» с армией преданных фанатов.
Ситуацию усложняет молодой, успешный и красивый босс главной героини, в которого она безответно влюблена и который её усердно не замечает. Набор героев и сюжетных штампов предполагает развитие в духе «Не родись красивой», где травмированная и неуверенная в себе героиня обретает счастье, вписавшись в общепринятые рамки привлекательности. Но «Девушка в маске» не так прост, как кажется на первый взгляд. Уже ко второму эпизоду сериал превращается в настоящий триллер, когда в реальную жизнь Ким Мо Ми проникают её виртуальные фанаты, судьбы которых не менее искалечены, а намерения совсем не чисты.
Структура
Одна из главных находок сериала – нелинейное повествование, раскрывающее новые грани с каждой серией. Все семь эпизодов, кроме последних двух, начинаются с истории нового персонажа: первый и шестой посвящены самой Ким Мо Ми, второй – влюблённому в неё коллеге, третий – матери убитого ей парня, четвёртый – её подруге, а пятый – дочери.
Таким путём авторы избегают классического разделения на плохих и хороших, умножая протагонистов с понятными действиями и мотивами. Здесь чувствуется преемственность с Пак Чхан Уком, который тоже любит сталкивать лбами нескольких героев, одинаково симпатичных зрителю.
Другое следствие такое витиеватой структуры – эффект ненадёжного рассказчика, ведь каждый из героев рассказывает собственную историю и склоняет зрителя на свою сторону. Правда, достичь «расёмоновской» структуры создателям всё же не удалось, потому что в мелодраматической концовке вполне ясно на чьей стороне должны быть ваши симпатии.
Три в одном
Скачущий темп повествования и сложный сюжет, с одной стороны, не дают зрителю заскучать, постоянно подкидывая ему новых героев, а, с другой, уничтожает любые попытки соорудить из Ким Мо Ми внятного главного героя.
Помимо того, что каждый эпизод раскрывает разных героев, сама Ким Мо Ми за весь сериал предстаёт в трёх временных отрезках и сыграна тремя разными актрисами. Сами создатели в интервью признают, что такое художественное решение вызывало у них опасение – сложно убедить зрителя, что перед ним один персонаж, постоянно меняя актёров.
Но если визуальные условности ещё можно принять, то к драматургическим возникают серьёзные вопросы. Внешние изменения Ким Мо Ми вполне логично вписываются в сюжет – пластическая операция и прошедшие годы тюремного заключения, но вот изменения в её поступках и поведении кажутся неестественными. Следя за последней ипостасью Ким Мо Ми в исполнении Гё Хон Чжон сложно представить на её месте героиню из первой серии и наоборот, потому что невозможно провести понятную цепочку событий, приведшую к такой метаморфозе.
То, что задумывалось как история маленького человека, сломленного бурями судьбы, распадается на жизни трёх разных героев, сыгранных тремя разными актрисами и с лёгкой руки сценариста объединённых во что-то единое и очень нескладное.
Лукизм и месть
Тематически сериал тоже сильно разнится по ходу развития сюжета.
С самого начала создатели препарируют две темы – лукизм и идентичность. Герои первых двух серий – Ким Мо Ми и её коллега Джу О Нам – страдают из-за своей внешности и социального статуса. Оба они признаны уродами, обоих за это буллили в школе и оба предпочитают реальной жизни виртуальную. Гнёт социума над ними постоянно подчёркивается огромными билбордами с красивыми и улыбающимися лицами, нависающими над маленькими и несчастными героями.
Загнанные в интернет-подполье Ким Мо Ми и Джу О Нам берут себе новые «я»: она – поп-звезды в маске, а он – её анонимного фаната. В жизни они едва ли способны смотреть людям в глаза, а в интернете развязно флиртуют друг с другом. Ещё сильнее, чем от маски, Ким Мо Ми меняется после пластической операции, полностью разрывая связь с прежней своей личностью. Интересно, что самое страшное своё преступление главная героиня совершает в транзитный период, когда её лицо ещё покрыто бинтами.
Но затем, бросив на полпути лукизм, сериал ударяется в исследование домашнего насилия, которое терпит подруга главной героини от своего парня-неудачника, и мести, когда за Ким Ми Мо приходит мать убитого ей парня с ружьём на перевес. А ближе к концу создатели берутся уже за поколенческую вину и травму, показывая неспособную влиться в общество дочь главной героини, которой продолжает мстить сумасшедшая бабка, потерявшая сына.
Такой контраст в выборе тем в итоге тоже мешает воспринимать сериал как целое произведение. Начинаясь как важное и интересное высказывание о культе красоты в Южной Кореее, сериал заканчивается банальщиной о насилии, которое порождает насилие.
Итог
«Девушка в маске» точно заслуживает просмотра хотя бы за свой нетривиальный сюжет и попытки смелой социальной критики. К тому же к очевидным плюсам можно отнести качественную работу с визуальной составляющей – от постановки отдельных сцен до общей выдержанной стилистики.
Единственная беда сериала – мысль о нереализованном идейном и драматургическом потенциале, которая портит впечатление от просмотра. С первых серий, видя перед собой смешное, острое и завораживающее кино, сложно смириться с добротным, но приевшимся чёрно-белым триллером, в который сериал превращается ближе к концу.