«Другая чёрная девушка»: афро-сюрреализм становится вторичным

Мы уже не раз говорили об афро-сюрреализме в кино и на телевидении. За последние годы в индустрии появилось много достойных представителей этого направления, а пул режиссёров разросся далеко за пределы Джордана Пила и Дональда Гловера. Практически каждый новый проект движения, если не становится шедевром, обласканным всевозможными критиками, то как минимум привлекает к себе большое внимание. 

Поэтому появление посредственных картин было лишь вопросом времени. Почему сериал, основанный на бестселлере 2021 года, оказался хуже других проектов этого направления, и ждёт ли нас засилье схожих вторичных продуктов на экранах? Своими рассуждениями делится наш кинокритик Ораз Керейбаев. 

Сюжет

«Другая чёрная девушка» авторства Закии Далилы Харрис, написавшей одноимённую книгу, начинается в манере фильма «Прочь» уже упомянутого Джордана Пила. Важный для сюжета темнокожий персонаж пытается добраться до дома, когда он обнаруживает, что его преследует некий культ, организованный белыми людьми. В случае с проектом Hulu эту роль на себя берёт Кендра Рэй Филлипс (Эйприл Паркер Джоунс) — главная редакторка книжного издательства Wagner Books. После пугающей сцены нападения на девушку нас знакомят с реальной протагонисткой сериала — Неллой Роджерс (Синклер Дэниел). Как можно догадаться, ей предстоит столкнуться с тем же злом, с которым до этого встретилась Кендра. 

В последующих эпизодах мы узнаём, что Кендра работала в Wagner Books ещё в 1980-х и была первой (и до сих пор единственной) темнокожей сотрудницей, получившей руководящую должность в издательстве. Естественно, Нелла мечтает пойти по стопам своей предшественницы, но бесконечное число социальных барьеров и стеклянных потолков не дают ей продвинуться по карьерной лестнице. Так, спустя много лет усердной работы девушка остаётся помощницей редактора, а её мнением часто пренебрегают, даже если это касается таких щепетильных тем, как репрезентация афроамериканцев в книгах издательства. 

Тем не менее отношение к Нелле начинает меняться, когда в компании появляется другая чёрная девушка — Хейзел (Эшли Мюррей). Будучи более уверенной и изворотливой сотрудницей, она сразу же заводит друзей в офисе и оказывается на хорошем счету у руководителей фирмы. Являясь единственными представителями расового меньшинства в издательстве, две девушки быстро находят общий язык. Помимо общих проблем, они вскоре выясняют, что им нравится одна и та же книга, также написанная двумя темнокожими подругами — Даяной Гордон (Гарсель Бове) и, конечно же, Кендрой Рэй Филлипс. Тут зрители легко могут провести параллели между авторками книги и нашими героинями. 

Хотя Хейзел активно отыгрывает роль доброжелательной подруги, вскоре Нелла начинает замечать странности в поведении новообретённой коллеги. Как это обычно бывает в работах афро-сюрреализма, за показательно милым рабочим фасадом скрывается страшная тайна, звучащая как очередная конспирологическая теория о злых белых людях, контролирующих умы расового меньшинства.

Афро-сюрреализм

«Другая чёрная девушка» напоминает множество других проектов афро-сюрреализма. Помимо параллелей с уже упомянутым Пилом, можно указать на схожесть сериала с «Извините за беспокойство» Бутса Райли, ведь оба произведения говорят о злой корпорации, где во главе стоит группа расистов. Помимо этого, вспоминается недавний «Они клонировали Тайрона» от Netflix, так как оба сюжета крутятся вокруг грандиозного плана по изменению роли темнокожих в обществе.    

При этом не стоит думать, что творение Закии Далилы Харрис является полностью вторичным. Такое количество схожих тем, поднятых в разных проектах, просто в очередной раз показывает глубину травмы, которую авторы-афроамериканцы пытаются проработать через искусство. И во многом находки «Другой чёрной девушки» отличаются от вышеназванных лент. Тут и больший упор на сестринство, и в целом ярко выраженный женский голос, который чувствуется не только в манере постановки, но и в выборе саундтреков для сериала (к примеру, в отдельных сценах играют Анита Бейкер и SZA). Да и ежедневные страхи, с которыми сталкивается именно темнокожая женщина, — это что-то новое в сериальном мире афро-сюрреализма. 

Проблема «Другой чёрной девушки» скорее заключается не в условной вторичности, а в сюжете, который никак не может вырваться из оков собственного возвышенного концепта. Кстати, этим страдают и другие elevated horrors, вышедшие в последнее время. За десять 30-минутных эпизодов зрителей постоянно кормят неким саспенсом, не давая ему выйти наружу. Нас просто заставляют ожидать большого сюжетного твиста. Однако из-за растянутой интриги и многочисленных зацепок, разбросанных по различным сериям, публика легко может угадать как закончится первый сезон. В этом плане уместнее было бы сравнить проект Hulu с провальной «Переполненной комнатой» (у сериала рейтинг 33% от критиков на Rotten Tomatoes) и успешным «Разделением». Все три проекта строятся вокруг неординарного концепта и интриги, которая раскрывается ближе к концу сезона. Далее вопрос качества сериала будет зависеть от того, сможет ли смотрящий собрать пазл прежде чем это сделают шоураннеры.

В проекте Харрис вместо сжатого, но цепляющего сюжета, мы наблюдаем множество отдельных сцен, которые работают (к примеру, чрезмерное и часто раздражающее желание некоторых людей приобщиться к культуре другой расы), но лишь отвлекают от основной истории. Если в случае с той же «Атлантой», авторы специально фокусировались на динамике сосуществования различных этнических групп в Америке, то в том же «Рое» от Гловера основное внимание уходило на цельный сюжет. «Другая чёрная девушка» пытается делать всё сразу, но, как итог, теряется в собственных идеях.

Всё ли так плохо?

Если говорить коротко — нет. Напротив, хочется в очередной раз обратить внимание на появление в кино женского взгляда на современный расизм. Более того, если зритель посмотрит сериал вне контекста других работ афро-сюрреализма, то многие элементы действительно смогут удивить и напугать. К тому же в проекте присутствует и ненавязчивый, приятный юмор, позволяющий более напряжённым сценам выделиться на фоне. Наконец, актёрская игра Эшли Мюррей восхищает. В зависимости от ситуации улыбка её персонажа, которая почти не меняется от сцены к сцене, умудряется и расположить к себе, и напугать публику. 

Общая картина

Афро-сюрреализм в кино становится всё более видимым и разнообразным. Если раньше мы довольствовались парочкой проектов в год, то сейчас каждый сезон нас ожидает по несколько фильмов и сериалов. К примеру, практически одновременно с «Другой чёрной девушкой» на Apple TV+ стартовал «Подменыш» с Лакитом Стэнфилдом (ещё одним ярким представителем движения). Естественно, не каждый проект становится зрительским хитом, и теперь мы можем наблюдать и за относительно слабыми работами. С увеличением количества фильмов и сериалов, где представители расового меньшинства погружают аудиторию в свою реальность, нам стоит ожидать больше самоповторов и провалов. Но вместе с тем мы сможем увидеть и большее разнообразие голосов внутри направления, а значит появление нового Джордана Пила — это тоже вопрос времени

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Стиль
#мода
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
Культура
#кино
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
Ликбез
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
«Время жить»: эмоциональные качели  с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
Культура
#кино
«Время жить»: эмоциональные качели с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски
Культура
#кино
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски