Что будет, если две прилежные миссионерки попадут домой к скучающему интеллектуалу, который не прочь поспорить о религии? А если он окажется маньяком, весь дом которого – сложно устроенный механизм, а главный пыточный инструмент не ножи, пилы или плоскогубцы, а бесконечная риторика и менсплейнинг?
Именно это предстоит выяснить зрителю в компании двух прихожанок церкви Святых последних дней (или просто мормонок) сестёр Барнс и Пакстон. Сёстры – полные противоположности друг друга: одна уверенная в себе и нелюдимая брюнетка, выросшая без отца, другая доверчивая блондинка из традиционной южной семьи, которая всего смущается и носит смешные панталоны. Вместе они разъезжают на велосипедах по американскому кантрисайду в поисках паствы, пока не оказываются на пороге у зловеще гостеприимного мистера Рида. Улыбчивый мужчина в очках и рубашке приглашает девушек внутрь побеседовать о Боге и попробовать черничный пирог, тем более что совсем скоро спустится его жена.
Однако быстро выясняется, что никакой жены нет, пирог отравлен, металл в стенах блокирует связь, а на двери установлен сложный часовой механизм, который будет держать их взаперти до самого утра. Единственное, о чём мистер Рид не солгал, – это беседа о Боге, которую он и впрямь намерен провести с девушками. Не столько чтобы понять их или переубедить, сколько чтобы развлечься, загоняя их в ловушки, как риторические, так и вполне реальные.
Первая половина фильма представляет из себя теологические дебаты, в которых зритель вынужден выбрать сторону верующих, а не воинствующих атеистов. Такой вот интересный аттракцион в шкуру одной из самых маргинализированных групп – религиозных фундаменталистов. Когда хозяин дома достаёт из шкафа книгу Мормона, испещрённую многочисленными закладками, девушки понимают, что он заказал религиозную консультацию явно не с целью побольше узнать об Иисусе Христе.
Сцены его остроумных монологов, полных отсылок к поп-культуре, богохульских аналогий и научпопа в духе Ричарда Докинза, – это лучшая часть фильма. «Понимаете, Бог он как песня Radiohead, или Taco Bell, или “Монополия”». Сёстры не столько спорят с ним, сколько пытаются угадать, что лучше ответить и как вести себя, чтобы он, наконец, отпустил их домой. Однако вскоре понимают, что правильных ответов нет, а единственный способ продолжать игру – бросить вызов скучающему теологу.
Камерный хоррор целиком держится на актёрском триплете, куда за редким исключением никого не пускают. Роли сестёр Пакстон и Барнс исполнили Хлои Ист и Софи Тэтчер, обе достаточно молодые актрисы, которые уже успели отметиться ролями в «большом» кино. Хлои Ист играла у Спилберга в «Фабельманах», а Тэтчер в «Бугимэне» и «Максин XXX». Последняя к тому же выросла в семье чикагских мормонов, но покинула церковь ещё подростком, отчего её холодная сестра Барнс – неклассическая мормонка, чьё отношение к Богу не укладывается в дихотомию «верю – не верю», – оказывается ещё интереснее.
Девушки прекрасно справляются с ролями, далёкими от рядовых дамочек в беде, идеально дополняя друг друга. Однако Хью Грант в образе местного Ганнибала Лектора бесповоротно крадёт у них всё шоу. Звезда романтических комедий нулевых и здесь остаётся при своей харизме, фирменных ужимках и ехидной ухмылке, только теперь ко всему этому скромному обаянию прибавились криповые выходки настоящего социопата. Через раздражающее самолюбование мистера Рида, сыплющего философскими загадками, то и дело проглядывается что-то демоническое, но оторваться от его речей невозможно. Хью Грант — лучшее, что есть в фильме, а «Еретик» — лучшее, что случалось с актёром со времён «Джентльменов».
Другая несомненная удача фильма — операторская работа Чон Чон Хуна, снявшего добрую половину фильмографии Пак Чан Ука (от «Олдбоя» до «Служанки») и успевшего поработать над голливудскими блокбастерами («Оно», «Анчартед» и «Вонка»). Он запирает нас в удушающем пространстве, постепенно нагнетая атмосферу через медленные наезды камеры и заставляя напряжённо вглядываться в тёмные коридоры дома. Тем не менее, мастерская работа с визуалом не отвлекает, позволяя сосредоточиться на многочисленных деталях и актёрской игре.
Задел на оригинальный религиозный хоррор, раскрывающийся по большей части через пространные разговоры о религии и накалённую актёрскую игру, обрывается во второй половине картины. Желая повысить ставки, сценаристы гонят нас в подвал, выключают свет, показывают жутких старух — всё как по книжке.
По началу это даже работает и фильм удачно сохраняет и развивает изначальное напряжение, но ближе к третьему акту всё более очевидным становится ловушка, в которую авторы сами себя загнали — они не знают, чем всё это закончить. Причём как в сюжетном, так и в идейном плане. Звенящие от напряжения тайны и интриги, натянутые в предыдущих актах, в третьем получают какое-то откровенно дурацкое разрешение, сюжетные дыры множатся, гениальный план мистера Рида выглядит притянутым за уши, а сценаристам нечего сказать о религии, кроме пары банальностей.
Религия – опиум для народа, но настоящая вера возможна и без религиозности. Вот уж откровение, стоило ли оно неполных двух часов умничанья? Впрочем, слабые третьи акты – извечная болезнь триллеров и хорроров, а вот Хью Гранта, пародирующего Джа-Джа Бинкса и объясняющего разницу между авраамическими религиями на примере «Монополии» и песни «Creep», вы вряд ли ещё где-то увидите.
«Еретик» – остроумный хоррор о том, что нет ничего страшнее, чем образованный атеист с комплексом Бога. Он предлагает интересную оптику для разговора о религии, запирая нас в одной лодке с полусектантами, а затем развлекая разговорами о трансцендентном, «мемах» и вере. Хоть картина и рушится в конце под весом собственной претенциозности, сложно назвать её однозначно плохой. Ведь её портят не столько объективное минусы, сколько зрительские ожидания и тот потенциал оригинального хоррора, которым пышет первая половина фильма.