В этом году Тейлор Свифт вступила в новую для себя эру.
Она стала первой исполнительницей-миллиардершей, добившейся такого результата только за счёт музыкальной карьеры. Удачное турне The Eras, фильм-концерт по выступлениям тура, продажи последнего альбома и перезаписей – Тейлор Свифт сейчас на пике славы и коммерческого успеха.
Однако, это не первый раз, когда певица доходит до вершины и переворачивает индустрию. Почему так происходит?
«Ask me why so many fade, but I’m still here? Karma», – ответила бы сама Тейлор.
Но мне кажется, секрет кроется в её главном таланте – сонграйтинге. Многие свои бэнгеры Свифт написала сама, а альбом «Speak Now» и вовсе был создан без соавторов. Как музыка и лирика артистки выросли вместе с ней и её слушателями – поговорим в этом материале.
America’s Sweetheart из Нэшвилла
Из биографии Тейлор мы знаем, что начинала она с кантри-музыки. Семья поддерживала мечту девочки стать певицей, поэтому в 14 лет Свифт с родителями переехала в «столицу кантри» – город Нэшвилл. Уже через два года Тейлор подписала контракт с ныне печально известным лейблом Big Machine Records.
Незадолго до семнадцатилетия вышел её дебютник «Taylor Swift» (2006) с наивными песнями о первой любви, первых свиданиях и слезах на гитаре юной Свифт из-за безответных чувств. Нарратив о школьной влюблённости продолжился и в следующей пластинке «Fearless» (2008). Сюжет одной из самых популярных композиций «You Belong With Me» могла примерить на себя, пожалуй, любая девочка-подросток – ты, твой друг, который тебе втайне нравится, и девушка, в которую влюблён он:
Из-за пристального внимания к личной жизни певицы со временем вокруг неё сложится стереотип, мол «все песни Тейлор только об отношениях с парнями». Но даже в ранних работах исполнительницы можно заметить красивую лирику о маме или лучшей подруге детства Эбигейл. Вот, например, строчки из «The Best Day»:
It’s the age of princesses and pirate ships
And the seven dwarfs
And Daddy’s smart
And you’re the prettiest lady in the whole wide world»
В последующем в песнях Тейлор Свифт будет больше сложных метафор, чем простых подростковых четверостиший, а её вокал станет звучать увереннее. Поменяется и жанр исполнения. Третий альбом «Speak Now» (2010), полностью написанный Тейлор самостоятельно, больше напоминает поп-рок с нотками кантри.
В период «Speak Now» Свифт – уже популярная певица, получившая первые награды за предыдущую работу «Fearless» и пережившая первый скандал с Канье Уэстом. Поэтому неудивительно, что лирика здесь посвящена осмыслению свалившейся на неё как славы, так и хейта. В песне «Mean» Свифт отвечает обидчикам:
Someday, I’ll be living in a big old city
And all you’re ever gonna be is mean
Someday, I’ll be big enough so you can’t hit me
And all you’re ever gonna be is mean»
А композиция «Long Live», обращённая к фанатам, навеки станет гимном свифти.
В свою кантри-эру юная Тейлор была невероятно популярна на консервативном Юге США. Её работы, словно исполнялись от лица хорошей «девушки-по-соседству», которая живёт в маленьком городке и по воскресеньям ходит на церковную службу. Иногда дерзкий характер Свифт всё же давал о себе знать в треках вроде «Better Than Revenge»:
Now go stand in the corner and think about what you did
Ha, time for a little revenge»
«Послушная и нейтральная» Тейлор ещё какое-то время будет жить в медиаполе, однако в музыке она никогда не переставала экспериментировать.
Тейлор и отношения
С выходом альбома «Red» (2012), смешавшего в себе жанры от альтернативного рока до дабстепа, Свифт всё дальше уходила от кантри.
Экспериментальность пластинки получила высокие оценки критиков, однако разнообразие жанров затмила тема композиций – размышления молодой девушки о расставании и разбитом сердце. Догадки о том, кому посвящена грустная лирика Тейлор, строили не только слушатели, но и журналисты. Отношения певицы с Джейком Джилленхолом и Гарри Стайлсом постоянно «мусолили» в СМИ.
‘Cause there we are again when I loved you so
Back before you lost the one real thing you’ve ever known
It was rare, I was there, I remember it all too well»
C переездом в Нью-Йорк Свифт окончательно ушла в поп-музыку. Релиз культовой работы певицы «1989» (2014) принёс ей оглушительный коммерческий успех. Доля популярности альбома, на мой взгляд, объясняется треками-реакциями на конфликты с другими знаменитостями («Bad Blood») и слатйшеминг.
Интервьюеры на ковровой дорожке считали нормальным спрашивать: с кем из мужчин она уйдёт сегодня домой? А в соцсетях исполнительницу травили за якобы короткие и многочисленные романы. Тогда и сейчас Свифт умела вплетать в свои песни ответы на нападки:
Got a long list of ex-lovers
They’ll tell you I’m insane
‘Cause you know I love the players
And you love the game»
В поп-эру Тейлор была иконой жанра, но в тот же момент, казалось, сильно зависела от мнения окружающих и публично реагировала на негативные комментарии в свою сторону. Пьедестал требовал жертв. Позже исполнительница призналась в собственном документальном фильме «Miss Americana», что страдала от расстройства пищевого поведения в пик популярности «1989».
Old Taylor is dead
Драма в жизни певицы закончилась нескоро. После очередного скандала с Канье Уэстом и Ким Кардашьян артистка на долгое время пропадёт из медийного поля зрения, а затем вернётся с альбомом «Reputation» (2017). Эта работа раскроет тёмную сторону музыки Свифт.
Образ хорошенькой America’s sweetheart, о котором мы говорили ранее, исчезал ещё со «Speak Now». Однако «Reputation» точно «похоронил» старую Тейлор. Новая же не стеснялась петь о сексе, троллить хейтеров и предателей среди других селебрити.
Only bought this dress so you could take it off
Take it off
Carve your name into my bedpost
‘Cause I don’t want you like a best friend»
Клип на лид-сингл альбома «Look What You Made Me Do» лучше всего даёт аудитории понять, какой стала артистка – высмеивающая все скандалы со своим участием под сэмпл из хита 90-х «I’m Too Sexy». Видео наполнено отсылками к прошлому девушки. Например, купюра среди украшений символизирует судебное разбирательство с радиоведущим, у которого Свифт отсудила один доллар за сексуальные домогательства.
Песни, написанные Тейлор в эру «Reputation», – точка в её взрослении. А продакшн, использованный в альбоме, логично продолжает поп-звучание «1989».
Miss Americana
В дальнейшем взрослая Свифт, спустя много лет молчания, заговорит о политике в «Lover» (2019) и станет Miss Americana. Кантри-девочка, любимица республиканцев неожиданно поддержит демократов на выборах, выпустит песню в поддержку ЛГБТК+ сообщества («You Need To Calm Down») и саундтрек к своей первой документалке – композицию «Only The Young», поднимающую вопросы шутинга в школах.
You go to class, scared
Wondering where the best hiding spot would be
And the big bad man and his big bad clan
Their hands are stained with red
Oh, how quickly, they forget»
Реакция на активизм Тейлор была неоднозначной. Некоторые фанаты-республиканцы призвали бойкотировать музыку певицы. Не остался в стороне и на тот момент президент Дональд Трамп:
Скажем так, теперь я люблю музыку Тейлор Свифт на 25 процентов меньше», — заявил он журналистам.
В эру «Lover» исполнительница впервые открыто подняла в творчестве темы участия в выборах, феминизма и ЛГБТК+ сообщества. Одновременно с этим начались разбирательства с бывшим продюсером Скоттом Борчетта из Big Machine Records, продавшим записи подопечной её недоброжелателю — Скутеру Брауну.
Тейлор объявила о создании перезаписей прошлых альбомов.
Folklore и Evermore
В период пандемии Свифт неожиданно порадовала поклонников поочерёдным дропом двух пластинок-сестёр — «Folklore» и «Evermore» (2020). Сюрприз удался за счёт отсутствия промокампании, хотя маркетинг, наполненный креативными пасхалками, всегда был важной частью в продвижении её альбомов. Именно загадки для поклонников в том числе стали способом тесного взаимодействия Тейлор с аудиторией.
Эти релизы отличаются от прошлых по всем пунктам. Во-первых, Тейлор снова поэкспериментировала и ушла от привычного поп-звучания в сторону инди-фолка. А, во-вторых, истории, рассказанные в треках, во многом основаны на вымышленных и реальных исторических персонажах. Но не самой Тейлор.
События из жизни исполнительницы упомянуты только в виде аллюзий. Так, в треке «My Tears Ricochet» Свифт явно намекает на конфликт с Борчеттой:
But you would still miss me in your bones
And I still talk to you (when I’m screaming at the sky)
And when you can’t sleep at night (you hear my stolen lullabies)»
В эру «Folklore» и «Evermore» Тейлор всё чаще использует в текстах литературные термины и исторические отсылки. Она показывает, что способна создавать музыку, основанную не только на её личных переживаниях, но и богатой фантазии.
Поэтому мы мало слышим в этих песнях истории Свифт, зато узнаём кто такая Ребекка Харкнесс — эксцентричная светская львица из Америки начала 20 века, свободная и смелая героиня трека «The Last Great American Dynasty».
Тейлор сейчас
Последняя работа певицы, альбом «Midnights» (2022) представляет собой смешение предыдущих эр в творческом пути Тейлор. Это мысли, которые не дают ей спать в полночь. Это музыка, что не прозвучала в уже ушедших событиях. На сей раз она не придумывает новых сюжетов, а рефлексирует о пережитом.
I guess sometimes we all get
Some kind of haunted, some kind of haunted
And I never think of him
Except on midnights like this (midnights like this)»
Изменения в жизни певицы происходили на глазах у её слушателей. Будь это новый жанр в музыке, новый человек в её сердце или новый взгляд на происходящее в её стране. И «Midnights» — повод вспомнить как закольцевалась эта одна большая эра.
Для меня переживания Свифт казались чем-то близким и личным, ведь она хорошо отражала знакомые каждому из нас чувства в песнях. Тейлор не просто талантливый исполнитель, а также талантливый писатель и рассказчик. На любом этапе своей жизни я могу вернуться к её историям и вспомнить, какие ощущения они мне дарили.