Сюжет
Cюжет сериала, основанный на одноимённом вебтуне, рассказывает о молодом мужчине по имени Чхве И Чжэ, который решает покончить с собой. Он едва сводит концы с концами, пашет сутками напролёт на подработках и чувствует себя ничтожеством, сравнивая себя с одногруппниками, которые успели построить свою жизнь по куда лучшему сценарию. Хотя несколько лет назад у него самого были все шансы устроиться на работу в компанию мечты, но злополучный случай перевернул все планы.
Будучи перспективным студентом, И Чжэ пригласили в одну из крупнейших корпораций – «Тэкан». Однако по пути на собеседование он становится свидетелем ужасной аварии: прямо на дорогу выбегает мужчина, которого сбивает автомобиль. Тело отлетает на несколько метров и падает прямо перед нашим героем. Пережитый стресс, попытка его спасти и чужая смерть прямо на руках шокируют и ставят крест на удачном собеседовании (и судьбе) – И Чжэ никуда не берут.
Не возьмут и через пару лет, только теперь во многом из-за недостатка опыта и возраста. А после очередного проваленного интервью И Чжэ узнаёт о предательстве близкого друга, который сбегает со всеми его накопленными деньгами, которые он дал для инвестиций. Вернувшись домой, И Чжэ обнаруживает на улице все свои промокшие из-за дождя вещи, которые вынес арендодатель из-за неуплаты. Ещё и любимую девушку одаривают букетами цветов, из-за чего комплекс неполноценности крепчает и становится последней каплей.
Измученный и уставший, И Чжэ решает отправиться на крышу. А умерев, встречает Смерть. Смерть страшно недовольна тем, что И Чжэ покончил с собой, совершив большой грех, да ещё и забрал с собой ещё одну жизнь – проходящей мимо женщины, на которую он упал. Смерть решает его наказать и дарует ещё 12 жизней в телах самых разных людей, которым суждено погибнуть. Если он не хочет попасть в Ад, то должен будет постараться выжить в теле хоть одного человека, находящегося на грани гибели, и продолжить его жизнь. Однако это не так уж просто: порой Смерть особенно избирательна, и даже умудрилась поселить его в тело шестимесячного малыша, которого задушила собственная мать. А ещё все люди, в которых вселялся И Чжэ, так или иначе связаны со злополучной корпорацией «Тэкан».
Каст на миллион
Мини-дорама на восемь серий собрала впечатляющий актёрский состав. Из известных всему миру актёров и актрис несомненно ярче всех выделяется Пак Со Дам, блестяще сыгравшая Смерть. Она знакома многим благодаря своей роли в оскароносном фильме Пон Чжун Хо «Паразиты», где сыграла дочь семейства «паразитов» – Ки Чжон. Для актрисы роль бессмертной, циничной, жестокой, но справедливой Смерти в «И Чжэ скоро умрёт» стала полномасштабным возвращением на экраны после четырёхлетнего перерыва, который она брала для лечения папиллярного рака щитовидной железы.
Самого И Чжэ сыграл Со Ин Гук, который имеет меньшую известность на международном уровне, но большую среди зрителей дорам. Вполне возможно это связано с тем, что подавляющее большинство ролей в своей фильмографии актёр исполнил для телевизионных проектов.
Со Ин Гук хорошо известен своей детальной подготовкой к ролям: во время чтения сценария для «И Чжэ скоро умрёт» он записал свою игру на камеру и показал запись остальным актёрам, которые должны были сыграть И Чжэ в другом теле. Чтобы ярко изобразить своего персонажа, актёр подчеркнул все нюансы и особенности его мышления, чтобы его роль как можно лучше поняли другие актёры.
Помимо яркого тандема Пак Со Дам и Со Ин Гука, дорама собрала много других блистательных артистов. Признаться, именно сильный и разнообразный каст стал причиной того, почему я решила включить этот сериал. Список знаменитостей, принявших участие в «И Чжэ скоро умрёт», включает Ко Юн Чжон («В движении»), Ли Чжэ Ука («Алхимия душ»), Ким Чжи Хуна («Цветок зла»), Нам Кён Ыпа («Человек из ниоткуда»), Чхве Ши Вона из Super Junior («Охотничьи псы»), главную «тётушку» всея южнокорейских фильмов Ким Ми Гён («Наследники»), О Чжон Се («Я псих, но это нормально»), Чан Сын Чжо («Подснежник»), Сон Хуна («Игра в кальмара»), Ю Ин Су («Мы все мертвы»), звезду стримингов Ли До Хёна («Слава») и других.
Все они имеют большой вес в корейской киноиндустрии и подняли ожидания от сериала до предела. Впрочем, разочаровать они не смогли. Особенно яркие впечатления остались от персонажа Ким Ми Гён, которая сыграла убитую невообразимым горем мать, вынужденную пережить смерть собственного ребёнка и как-то продолжать жить после.
Ярко и кроваво
Прежде всего, «И Чжэ скоро умрёт» – это ядрёный коктейль из фэнтези, триллера, боевика, драмы и детектива. Концепт того, что герой должен перерождаться из раза в раз, далеко не нов, но тут продюсеры не поленились и доверились своей фантазии, удачно выбрав Со Ин Гука для роли И Чжэ: отследить весь спектр эмоций, который он нам выдаёт, порой бывает затруднительно.
Как нетривиален выбор персонажей, в которых И Чжэ перерождается, так и изобретательны их кончины. Одна страшнее другой, но такова и задумка Смерти – И Чжэ должен быть по-настоящему наказан, чтобы понять истинный посыл, задумку своего палача. И если сначала он всеми правдами и неправдами пытался выжить и обеспечить себе безбедное будущее, то со временем, умирая и возрождаясь, он встречается с людьми, которых любил, и встречи с ними переворачивают его представления о жизни, которой он так нелепо лишился. И будет лишаться снова и снова.
Сначала Смерть заживо сжигает его в падающем самолёте в теле одного из наследников «Тэкан», позже его, школьника, убивает драчун-одноклассник, размозжив голову кирпичом, И Чжэ-наёмника убивает выстрелом в голову любимая женщина, а И Чжэ-модель на полном ходу сбивает машина. И всё это снято с кровожадной педантичностью.
В корейском кино хитроумные сцены жестокости – не что-то новое, вспомнить только их авторские фильмы: например, культовую сцену драки в коридоре из «Олдбоя» Пак Чан Ука. Однако представить в сериалах подобные сцены ещё лет десять назад было невозможно: на телевидении блюрились даже ножи, которыми размахивали для устрашения врагов. Да что уж там, блюрятся до сих пор.
Но даже тут саспенс доводится до предела, а картинка смертей заставляет иногда кривиться от отвращения, причём сняты они с синефильской внимательностью к деталям. Чего стоит сцена воспоминаний И Чжэ о своей предыдущей смерти, показанная через пробитое пулей отверстие в голове.
Акцентируя внимание на смертях, хочется отметить то, как в целом дорого выглядит сериал. Будь то сцена с преследованием и погонями, сцены с драками, антураж кабинета Смерти и демонический пугающий Ад. На визуальных эффектах продюсеры не поскупились. Технологией VFX для сериала занималась студия Dexter Studios, а бюджет вышел на 2,93 миллиона долларов США.
Тут и там расставлены отсылки и намёки: например, просвет двери, ведущей в Ад, в луже напоминает крест, да и цветокор каждого эпизода заранее говорит о настроении серии – будет ли нас ждать кровавое месиво или увлекательный детективный сегмент, где И Чжэ пытается выжить с максимумом выгоды для себя. И если в начале клубок смертей раскручивается слишком быстро (И Чжэ всё ещё не понимает, что и зачем делает), то со временем круговорот смертей замедляется, и герой проживает всё дольше и дольше. Иногда ему просто элементарно не хватает ума, чтобы выжить, иногда не хватает выбора, а иногда он забывает кто он на самом деле. Смерть виртуозна в своей игре и распоряжается своей властью, отправляя И Чжэ в рандомные тела, она явно выбирает те, которые помогут ему осознать всю глубину своей ошибки.
Вскрытие социальных проблем
Главной ошибкой, конечно, является его выбор покончить с собой – Смерть не устаёт ему об этом напоминать. О морали всего сериала нам говорят подчёркнуто, прямым текстом: убивая себя, ты делаешь больно не себе, а всем тем, кто тебя любит. Конечно, для корейского общества проблема суицидов уже давно стала полномасштабным социальным кризисом. Это упоминает сам И Чжэ, стоя на краю крыше.
О феномене суицидов в корейском обществе и среди айдолов мы рассказывали подробнее здесь. Однако для сериала, который так виртуозно закручивает сюжет вокруг главного героя и монстра в лице «Тэкан», столь однозначное назидание «Не убивай себя» кажется неуместным, слепленным на коленке. Остаётся странное послевкусие, будто мне подали восхитительное блюдо, и, съев почти всё, я обнаруживаю, что начинка пересолена.
Однако помимо вопроса жизни и смерти, по мере развития сюжета дорама углубляется в ещё более сложные вопросы. Нам показывают школьные издевательства, которыми тоже изобилуют корейские сводки новостей, – животный страх слабого перед сильным и полное отсутствие возможности попросить о помощи. Мы видим как тяжела жизнь матери-одиночки и скольким ей приходится жертвовать в попытках поставить своего ребёнка на ноги. Поднимаются вопросы безработицы среди молодёжи после окончания университета – противоречивое положение, когда у тебя есть диплом, но нет опыта, лишает возможности попасть в большую компанию. Насколько мы человечны? А как мы учимся справляться с бедами? Как становимся счастливыми – что же для этого нужно?
Так и не узнав этого, потеряв шанс прожить нормальную жизнь, И Чжэ вынужден оказаться в обстоятельствах, раскрывающих природу его собственного существования и мира в целом, которые будут знакомы и нам всем тоже.
Вывод
«И Чжэ скоро умрёт» – яркий старт для нового 2024 года в корейской киноиндустрии. Здесь есть всё, чего бы захотел любитель триллеров, драмы и боевиков. Живописность смертей и убийств добавляет саспенса – ты всё пытаешься предугадать, когда и как Смерть достигнет И Чжэ и достигнет ли вообще.
Отсюда и возрастает важность момента, отсюда чувствуется его мимолётность. Когда И Чжэ позволяет себе расслабиться, настораживаешься ты, а стоит ему умереть и проснуться в холодном кабинете Смерти, поджимаешь губы, ругая его за глупость и расторопность, а иногда напротив – за излишнюю спешку. Некоторые из тех жизней, что он провёл в чужих телах, всё ещё крутятся в голове, вызывают жалость, порой злость из-за чувства несправедливости.
А потом ты вспоминаешь почему И Чжэ через всё это проходит, и пусть мораль сего сериала понятна (настолько понятна, что необходимости проговаривать этого не было!), приходит понимание того, насколько проблема суицидов всё ещё актуальна в корейском обществе. И такие дорамы говорят об этом по-своему, не отнимая значимости, не прибавляя пафоса.