Qyzylzhebe — о самовыражении через искусство и графический дизайн

Qyzylzhebe — о самовыражении через искусство и графический дизайн

Ильяс @qyzyllzhebe – молодой художник из Алматы, в портфолио которого дизайнерские работы над фильмами Qash и «Взаперти», музыкальными проектами Oyu и Oyu special, арт-пространством kiiz space, Венецианским фестивалем совместно с коллективом ORTA. 

Совсем скоро состоится его дебютная художественная выставка в музее Tolon в Бишкеке. Мы поговорили с Ильясом о поездке в столицу Кыргызстана, путях самовыражения и влиянии графического дизайна на его творчество. 

Расскажи о предстоящей в Бишкеке выставке. Она для тебя первая?

Выставка будет проходить в TOLON MUSEUM OF MODERN ART. Открытие состоится 24 сентября. Я выставлю пять работ в зале современных искусств.

Да, это моя первая выставка. Но она бы не случилась без множества людей, которые мне помогали: начиная от девушки, которая всегда рядом, организаторов и тех, кто познакомил меня с ними, брата, и заканчивая работниками типографии, которые отправляют файлы в печать. Это совместная победа всех людей, которые помогли мне это сделать.

Есть ли общая концепция у подготовленных к выставке работ?

Да, общая концепция присутствует. Это мои размышления на тему жизни и смерти. Тут есть и масштабное переживание в рамках страны, и очень личные переживания.

Когда и как ты решил стать художником? 

Изначально я создавал графические иллюстрации к понравившимся мне литературным произведениям Мақатаева, Абая, Маяковского, Кафки, Жұмабаева, Біржан-сала и других. Создавал я их, потому что нужно было куда-то выплеснуть эмоции после прочитанного. После этого я понял, что всё это время транслировал свои ощущения и мысли с помощью искусства, но не считал себя художником.

В мае этого года я посетил Шымкент, где три художника-мэтра раскрыли мне глаза на то, что я делал: Ералы Оспанов, Жаксылык Медешов и Саид Атабеков. Но всего этого не было бы без арт-пространства Киіз и его основателя Шынгыса Рыскулова.

Не стоит забывать и о работе в кинопродакшне QARA Studios, где я вырос как творческая личность.

В целом, я считаю себя слепком, который формируют множество людей – от моей большой семьи до пьяного прохожего.

Расскажи о технике, которую используешь?

Если очень просто, то эта техника работает подобно переводной наклейке из жвачек.

Недавно придумал название этой технике – «акриловый трансфер».

Я наношу акриловый медиум на холст, затем кусками прикладываю распечатанные работы в формате А3. По мере высыхания я отдираю бумагу, и на застывшем акриле остаётся потёртое изображение. Эта несовершенная потёртость придаёт жизнь моим работам, подчёркивая их смысл.

Почему используешь синий цвет?

В программе Figma (и не только) есть функция наложения exclusion. Если применить эту технику с жёлтым цветом, то будет синий. Так радужный жёлтый превращается в меланхоличный синий. Отсюда становится понятен ход и настроение моих мыслей.

А ты себя позиционируешь как дизайнер или как художник?

Позиционирую себя как художник, а графический дизайн – как форма и способ выражения себя.

Как графический дизайн повлиял на твоё искусство?

Графический дизайн освободил мне руки: он стал моим инструментом в трансляции мысли.

Создание брендбуков помогло мне в разработке концепций для серии работ. А смысл, который я вкладываю в свои произведения, присутствует и в коммерческих проектах: от выбора шрифта до цветовой палитры и общего настроения.

Отличается ли творческий процесс в графическом дизайне от создания картины?

Думаю, что да. В картинах я не пытаюсь понравиться никому кроме своего внутреннего критика.

Какое воздействие на аудиторию ты хочешь оказать своими работами?

Я хочу внести свой вклад в биографию каждого зрителя: от простой покупки синей кружки до глубокого изучения своего происхождения и стремления изменить себя и окружающий мир.

Какой ты представляешь идеальную реакцию зрителя?

Не наигранную, естественную реакцию, какой бы она ни была.

Как ты относишься к критике?

Благодаря графическому дизайну, я понял, что мнение субъективно и очень индивидуально. С критикой мне приходится сталкиваться каждый раз, когда сдаю коммерческую работу. Она бьёт по мне сильно, потому что всё, к чему я прикасаюсь, проходит через меня. Но в то же время я привык к ней (чего я только не слышал в свой адрес!). Хочу научиться лучше слышать критику, отбирать из неё суть и становиться лучше.

Но для сына главный критик – это отец, а мать – самый внимательный слушатель.

Какими художниками вдохновляешься?

Если говорить о вдохновении по форме, то это Сидоркин, Врубель, Климт, Шиле, Тельжанов, Эйхер, Карсон и многие-многие другие.

А по сути — это книги, жизни людей, их открытия для себя. Порой есть истины, которые ты слышишь каждый день, но осознание этих истин поражает ещё сильнее. Вообще, многие двери для меня приоткрыл отец, но дальше с рвением шёл я сам.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Стиль
#мода
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
Культура
#кино
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
Ликбез
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
«Время жить»: эмоциональные качели  с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
Культура
#кино
«Время жить»: эмоциональные качели с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски
Культура
#кино
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски