Birth of Übermensch
Писать про возвращение Джи Ёна было волнительно и немного страшно, ровно как и включать альбом. Признаюсь, понадобилось время, чтобы его раскусить, посмаковать, поделить его на части, как куски праздничного торта, чтобы понять из каких слоёв он сделан.
Не сказать, что G-Dragon вернулся в музыку с ноги, но «Übermensch» кажется его логичным развитием как артиста. Эволюцией, если хотите. Не зря альбому дали такое название — «Übermensch», что значит «Сверхчеловек» — тот самый по Ницше из философского романа «Так говорил Заратустра». Кстати, название альбома, как и обложку (на ней изображены акцентированные стопы GD), многие пользователи интернета раскритиковали: мне встречались комментарии вроде «кринж» и «вайбы Ягами Лайта». Отчасти понимаю.
Но вернёмся к сверхчеловеку. Ницше дал это название человеку, способному на стопроцентную реализацию заложенных в себе возможностей и способностей. Согласно его идее, по своему могуществу сверхчеловек должен превзойти современного человека настолько, насколько последний превзошёл обезьяну. Точно так же и альбом воплощает идею представления публике более сильной и уверенной версии Джи Ёна. «Я надеюсь, что эта сила найдёт отклик у моих поклонников через мою музыку», — сказал сам G-Dragon о новом альбоме.
Превзойти не только себя, но и коллег в музыкальном плане никогда не было для GD большой проблемой. Он это делал множество раз и всегда успешно: после ударившего по всем чартам EDM-поп-альбома «Heartbreaker» (2009) он выпустил эклектичный ЕР «One Of A Kind» (2012), переключился на бодрящий «Coup D’etat» (2013), отдающий оттенками дабстепа, после пяти лет тишины представил рефлексирующий EP «Kwon Ji Yong» (2017). А потом снова затих, но уже на долгие восемь лет.
Übermensch
Состоящий из восьми треков «Übermensch» — первый полноформатный альбом за последние двенадцать лет. Несомненно, слушая его в первый раз, приходит осознание, что надеяться на прежнее звучание было очень наивно, потому что Джи Ён сегодня и Джи Ён тогда — кардинально разные люди, хоть того и не скажешь сразу, с упоением встречая возвращение GD на развлекательные шоу.
Слушая пластинку во второй раз, всё ещё кажется, что каждая песня — новая во всех отношениях, но всё-таки упорно напоминающая старые сольные работы и музыку, созданную им для BigBang в том числе.
Слушая в третий раз, G-Dragon из моего детства всё больше приобретает знакомые черты. И даже страшненькую обложку хочется оправдать: вот ведь он — Квон Джи Ён, прошедший через огонь и воду, обвинения, скандалы и потери, в осевшем пороховом облаке на полыхающем недавно поле боя, всё ещё крепко стоящий на своих ногах (стопах) и даже готовый стойко идти дальше.
Но вот сам альбом показался мне несколько противоречивым, я бы даже сказала экстра экспериментальным, словно Джи Ён на ощупь проверяет своё новое звучание, как если бы опускал кончики пальцев в наполненную ванну, чтобы проверить температуру воды. Формулировать мысли сложно даже после четвёртого прослушивания — ощущения постоянно меняются, но пока «Übermensch» выглядит так:
Альбом начинается с уже выпущенной ранее «HOME SWEET HOME», которую мы слышали на триумфальном выступлении с одногруппниками Тэ Яном и Дэ Соном на сцене премии МАМА в ноябре 2024 года. Для Джи Ёна, ценящего в своём творчестве каждую деталь, этот мув кажется по-особенному важным: в треке легендарная группа говорит, что «золотые деньки ещё живы», и это даже не про популярность или признание. Это обращение к фанатам, напоминание BigBang и самого Джи Ёна, что они ещё держат своё слово перед «випами». Отлично сработанный приём вызвать ностальгию у целого поколения фанатов, в который, тем не менее, хочется искренне верить. Да и само звучание «HOME SWEET HOME» больше всего напоминает ту музыку, которую выпускали старые-добрые BigBang. И мне она нравится.
«I’m feelin’ like I never left
That’s right, I never left»
Следом мы слышим энергичный «Power», с которым G-Dragon и вернулся на музыкальную сцену осенью прошлого года. Музыкально для меня этот трек всё ещё остаётся самым блеклым и неинтересным на фоне других песен на альбоме. В целом, это такой саркастический дисс-трек, высмеивающий СМИ и их нескончаемую одержимость каждым его шагом. Что является абсолютной правдой и категорично нами осуждается.
«Forcefully criticize, spread a meme, talk blah-blah, shout out
Pump up the power, I’m free (Yap-yap)
Do not waste your time, yeah, it’s gotta be me
Prove ’em all wrong, I’ve got all the receipts»
«Too Bad» — это заглавная песня альбома, исполненная в коллаборации с обладателем нескольких «Грэмми» американским артистом Anderson .Paak. Благодаря звучанию этого трека, складывается ощущение, что Джи Ён играет на более интернациональную публику. Действительно, это очень плавный мелодичный фанк, который, по первым ощущениям, более естественен для дискографии Пака, а не GD. Трек настолько лёгкий, что кажется, будто он застрял в одном ритме и отказывается куда-либо двигаться. Клип меня порадовал: тут мы видим непринуждённую хореографию в фирменном околоэксцентричном танцевальном стиле GD, в команде которого собрались именитые селебрити-танцоры. Яркое камео Карины из aespa тоже оказалось приятным не-совсем-сюрпризом.
«If MBTI says “sexy type,” then let my babe be my type
GD bе like that, NG-M is just my age set
I don’t think so»
Интроспективный, кинематографический трек «DRAMA» резко меняет настроение пластинки от энергичного звучания на что-то обнажённое, уязвимое и безнадёжное. Даже его голос меняется — уникальный вокал Джи Ёна местами напоминает эхо, он немного резкий и как будто вязкий. GD делает акцент на инструментальном сопровождении и добавляет в лирикс строчки на корейском, китайском, японском языках. Эмоциональное напряжение «DRAMA» безоговорочно напоминает его трек 2017 года «무제(無題) (Untitled, 2014)». Клип к песне же наполнен метафорами — Джи Ён как будто борется с тем, чтобы стать заводной фигурой в музыкальной шкатулке. Я снова вижу здесь образ, который отсылает нас к его бесконечной борьбе с беспощадной корейской индустрией развлечений.
«I don’t know why can’t we be drama-free
More than just a minute, I keep asking myself
What the hell am I doing in this…?»
Пятый трек, «Ibelongiiu», знаменует собой начало второй половины альбома, которая пришлась мне по вкусу намного больше, чем первая. Это песня, в которой Джи Ён откровенно говорит своему объекту любви, что он принадлежит только ему. Личная жизнь Джи Ёна всегда была под пристальным вниманием прессы и общественности, поэтому его песни о любви — для меня всегда немного приоткрытые двери, которые столь умелый сторителлер раскрывает настолько, насколько хочет сам.
Интересно, что эта песня следует сразу после «Drama», пропитанной чувством изоляции и одиночества. «Ibelongiiu» переносит нас от боли к надежде. Здесь так много знакомой джидрэгоновской энергии, которая напомнила мне своим оптимистическим настроением трек «1 Year» из культового альбома «Heartbreaker».
«Where the hell we at? Must be heaven
It’ll never split, no matter what happens
You and I, the two of us become one, love as our witness (I belong to you)»
Фото: Vogue Korea
«Take Me» — шестой трек, который продолжает любовное настроение Джи Ёна. Песня, как и весь альбом, во многом вдохновлена поп-музыкой, а гитарные и барабанные партии вызывают ностальгию по его пластинке 2013 года «Coup D’etat». Take Me — это такой классический GD-звук, напомнивший мне микс моих любимых «Blue» и «Who You». Что-то вроде ню-диско с классным гитарным соло!
«On this starry night, my heart is trembling inside
I’ll give it all to you, babe
Come a little closer, take my hands
I’ll give myself to you»
Седьмой трек под названием «Bonamana» показался мне самым сложным на альбоме, несмотря на всю минималистичность. Мы слышим акустическую гитару, навязчивый гармонический оборот, но куда больше внимания притягивает гортанный голос Джи Ёна, его произношение и ритм, способный в какой-то момент и вовсе увлечь в некое состояние транса.
Читая лирикс, я не ожидала встретить там скандальную строчку, будто сказанную шёпотом: «How about having a little fun behind your man’s back?». История про тайные и запретные отношения действительно так и напрашивается на это мрачное настроение, напряжение, угрозу и ожидание, когда же натянутая струна всё-таки лопнет. Попробуйте послушать трек в наушниках — это особенный опыт, а «Bonamana» — пока что моя любимая песня на альбоме.
«Is my brain weird? No doubt, obviously
She ain’t got no problems? Alright, you and me are the same»
Фото: Vogue Korea
Последний трек, завершающий «Übermensch», — это отдающий синтипоп-звучанием «Gyro-Drop». Символично, что альбом, значимую часть которого Джи Ён исполнил вокально, заканчивается его рэп-исполнением. «Gyro-Drop» тоже не отказывается от небольшой провокации: «Ride me like a carousel, spin me like a ferris wheel». Непонятно только, зачем цензурить слово «Fuck». Прости, Джи Ён-а, но не впечатлило.
New voice
G-Dragon никогда не был тем, кто соответствует ожиданиям общества. Он не боялся идти наперекор и, несмотря на множество обвинений и скандалов, остаётся любимчиком нации, чьё возвращение ждали особенно трепетно.
«Übermensch» стал ещё одним шагом в путешествии Джи Ёна, в его исследовании самого себя, в стремлении себя преодолеть, стать сильнее — стать Сверхчеловеком. Мы всё это можем прочитать в его строках и услышать в новом «голосе», который он тщательно препарировал на протяжении почти десяти лет. Пластинка получилась очень личной, человечной, полной интересных историй.
Несмотря на то, что мои впечатления от альбома не слишком соответствуют ожиданиям, мне совсем не грустно. Мы не слышали его так долго, что строить ожидания всерьёз было ошибкой, «Übermensch» — это новое прочтение Джи Ёна, его состояние сегодня, его самоощущение, которым он смело и честно поделился. А честность — это моя самая любимая часть его музыки.