Как «Обучение Адемоки» Адильхана Ержанова говорит о казахстанском кино

В отечественном прокате наконец состоялась премьера новой картины Адильхана Ержанова — «Обучение Адемоки». Работу над фильмом завершили ещё в конце 2020 года, но в связи с пандемией, ленту перенесли с запланированного 2021 года на октябрь 2022-го, когда её показали на международном кинофестивале в Варшаве. Там проект получил приз жюри NETPAC. Спустя более года странствий по различным мировым смотрам, «Обучение Адемоки» добралось до казахстанских кинотеатров. 

Так о чём говорит Адильхан Ержанов в своей новой работе? Чтобы ответить на этот вопрос, наш кинокритик Ораз Керейбаев посмотрел «Обучение Адемоки» и решил поделиться своим мнением о ленте и неожиданным прочтением картины.

Осторожно! В статье присутствуют спойлеры!

 

Сюжет

Фильм открывается видом казахстанской степи, вдали которой виднеются ветряные установки. В пустынный кадр въезжают Адемока (Адема Ержанова), сидящая на детском красном автомобиле, и водитель, с трудом тянущий игрушечную машину. Во всех смыслах яркий образ 15-летний девочки сразу же добавляет жизни композиции, подчёркивая инаковость главной героини. Такими приёмами Ержанов с первых секунд даёт понять, что его картина будет полна театральных условностей и допущений. Далее Адемока садится рисовать сцену, которую мы только что видели на экране. Но её идиллию прерывает приезд миграционной полиции. Как мы выясним из последующих сцен, протагонистка картины — иммигрантка, пытающаяся получить образование в Казахстане, чтобы остаться жить в стране и стать великим драматургом. 

На своём пути девочка встретит ещё одного мечтателя — учителя литературы, а по совместительству бездомного алкоголика Ахава (Данияр Алшинов). Мужчина решает помочь Адемоке с поступлением в университет. Так, получив взятку, преподаватель отдаёт героине фальшивый аттестат и начинает готовить её к вступительным экзаменам. На протяжении всего фильма Ахав читает ей лекции об искусстве, цитируя величайших европейских классиков. Его начитанность явно контрастирует как и с внешним неопрятным видом, так и с низменным желанием получить финансовую выгоду от Адемоки.

 

В течение фильма девочке постоянно встречаются различные неприятные люди, начиная от пограничников, продолжая местными авторитетами, и заканчивая главой приёмной комиссии — Камунаром Исаевичем (Болат Калымбетов). Тем не менее, Ержанов показывает, что в стране всё ещё есть порядочные граждане, образцово выполняющие свою работу. К примеру, школьная инспекторша, сыгранная Асель Садвакасовой, находит пункт в законодательстве, позволяющий Адемоке требовать право на обучение. Однако ни помощь девушки, ни уроки Ахава не смогли бы привести героиню к успеху, если бы не главная особенность девочки — её талант. В итоге, картина оказывается социальным высказыванием, в котором постановщик говорит о человеческом упорстве и возможности побороть систему. 

Противостояние системе

Любой поклонник Ержанова знает, что действия абсолютного большинства картин режиссёра разворачиваются в выдуманном ауле Каратас. В зависимости от сюжета, село может представлять из себя и военный полигон из «Штурма», и вестерновский фронтир из «Голиафа». В случае с «Обучением Адемоки», однако, постановщик решает наконец уехать из полюбившейся нам деревни на границу страны. Этот ход открыл автору больший спектр творческих возможностей, позволив ему отойти от привычных перестрелок и жестоких потасовок, и вместо этого полностью сконцентрироваться на литературе и дружбе Ахава и Адемоки. 

Стоит отметить, что главная идея (фильмов Ержанова) о противостоянии человека системе всё ещё присутствует в этом фильме. Просто здесь она выполнена в более детской манере. Что интересно, Ержанов всё также говорит о важных социальных проблемах, скрывая их за умиротворяющей музыкой композитора Сандро ди Стефано и подкупающими своей наивностью персонажами. Среди обсуждаемых тем можно выделить проблему иммиграции, коррупцию и нескончаемую бюрократию. Главной идеей же становится отсутствие интереса общества к искусству. Эта индифферентность присутствует и в сознании молодого поколения, предпочитающего, по мнению Ержанова, изучать IT и английский, и в понимании чиновников, упёршихся в «советское» восприятие искусства. 

На контрасте с ними всеми выступает Ахав, чьё имя отсылает к герою «Моби Дика», а поведение напоминает Дон Кихота, вечно воюющего с мельницами (недаром первый кадр картины включал в себя ветряные установки). Для мужчины, как и для протагонистов предыдущих фильмов Ержанова, такой мельницей становится система, выстроенная для разрушения отдельного человека. 

Разговор о кино

Конечно, «Обучение Адемоки» — это, в первую очередь, разговор об искусстве. Но множество отдельных элементов фильма заставляют задуматься, что картина отражает нынешнее положение казахстанского кинематографа, критикуя его и мечтая о скорейшем развитии индустрии. Так, конфликт ленты крутится вокруг нежелания Камунара Исаевича принять Адемоку в университет. По словам главы комиссии, её чужеродность будет только мешать сложившейся системе, так как никто не захочет читать комиксы подростка. Вместе с этим, Камунар отказывается признавать Ахава как равного себе, ведь его самопальный подход к искусству неприятен мужчине. 

 

Смотря на это, хочется провести параллель между университетской комиссией и всевозможными фондами, финансирующими казахстанское кино. Сам же Камунар (с его говорящим именем) олицетворяет прагматичный и традиционалистский подход к кино. На контрасте, Ахав напоминает представителя поколения Адильхана Ержанова — начитанного и насмотренного творца, признанного во всём мире, но практически неизвестного в родной стране. Наконец, Адемока — это режиссёр нового поколения, являющегося своего рода чужаком в сложившейся индустрии. Поэтому вопрос о том, сможет ли девочка поступить в университет превращается в диалог о будущем казахстанского кино. 

Конечно, с данной интерпретацией можно легко поспорить. Однако помимо основного сюжета в фильме есть несколько эпизодов, указывающих на диалог картины о казахстанском кино. Тут и камео Санжара Мади, исполнившего роль популярного учителя информатики и английского. В своей единственной сцене он стоит в дорогом костюме, попивая кофе и исполняя танцы из тиктока. Всё это, конечно же, завлекает наивных школьников. Его антиподом в данном эпизоде выступает неопрятный Ахав Данияра Алшинова. Выбор известного актёра на столь маленькую роль наталкивает на мысль, что персонаж Мади — это собирательный образ коммерческого казахстанского кино, на которое люди рады идти из-за популярных тем и знакомых лиц. И снова же, противопоставленный ему Алшинов — это воплощение авторских фильмов, которые практически никто не смотрит. 

 

На схожие мысли наталкивают и другие камео в картине. Тут можно вспомнить появление  известной актрисы Асель Садвакасовой и кинокритика Карима Кадырбаева (он сыграл продюсера исторической драмы). Наконец, рисунки Адемоки напоминают не столько живопись, сколько раскадровки к фильму, который она смотрит вместе со зрителем.

 

Инаковость

Одним интересным приёмом фильма стало решение режиссёра снимать всю картину в открытых пространствах. Если эпизод ленты по сюжету происходит в здании, то Ержанов и его команда просто выносят столы и стулья на улицу. Возможно, такой художественный приём был связан с пандемией коронавируса, которая отражена в отдельных сценах картины. Эта условность напоминает другие работы больших художников, таких как Ларса фон Триера и его «Догвилль».

 

Однако у столь необычного подхода может быть и другое прочтение, ведь Адемока — это аутсайдер, не вписывающийся в выстроенную систему. Поэтому она и проводит весь фильм снаружи. И только в конце, когда комиссия принимает девочку в университет, ей позволяют войти в здание. Таким образом, она больше не воспринимается как чужеродный элемент. Что примечательно, Ахав в этот момент остаётся снаружи, как бы подчёркивая свою инаковость. Тем не менее, он выполнил поставленную цель, подарив девочке билет в жизнь. Поэтому конец фильма наталкивает на мысль, что рано или поздно количество таких Адемок только увеличится. Это даёт надежду на светлое будущее казахстанского искусства, и кинематографа в частности.

Вывод

«Обучение Адемоки» — это не идеальная картина. Кто-то может покритиковать работу за продолжительные монологи Ахава, а кто-то за простоту сюжета. Несмотря на это, кино имеет огромное количество достоинств, которые можно редко встретить в национальных проектах. Например, лента даёт возможность зрителям поговорить о целом спектре социальных проблем через понятную историю. Красивые пейзажи и съёмки во время заката также порадуют взгляд публики. А яркие образы того же Камунара Исаевича и учеников школы запомнятся надолго. Наконец, остроумный юмор Ержанова, построенный на контрасте различных ментальностей жителей нашей страны, позабавит отечественного зрителя. 

«Обучение Адемоки» следует смотреть, чтобы поближе познакомиться с казахстанским авторским кино и начать диалог об искусстве и его роли в современном обществе.

 

 

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Стиль
#мода
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
Культура
#кино
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
Ликбез
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
«Время жить»: эмоциональные качели  с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
Культура
#кино
«Время жить»: эмоциональные качели с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски
Культура
#кино
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски