Сюжет
Фильм открывается видом казахстанской степи, вдали которой виднеются ветряные установки. В пустынный кадр въезжают Адемока (Адема Ержанова), сидящая на детском красном автомобиле, и водитель, с трудом тянущий игрушечную машину. Во всех смыслах яркий образ 15-летний девочки сразу же добавляет жизни композиции, подчёркивая инаковость главной героини. Такими приёмами Ержанов с первых секунд даёт понять, что его картина будет полна театральных условностей и допущений. Далее Адемока садится рисовать сцену, которую мы только что видели на экране. Но её идиллию прерывает приезд миграционной полиции. Как мы выясним из последующих сцен, протагонистка картины — иммигрантка, пытающаяся получить образование в Казахстане, чтобы остаться жить в стране и стать великим драматургом.
На своём пути девочка встретит ещё одного мечтателя — учителя литературы, а по совместительству бездомного алкоголика Ахава (Данияр Алшинов). Мужчина решает помочь Адемоке с поступлением в университет. Так, получив взятку, преподаватель отдаёт героине фальшивый аттестат и начинает готовить её к вступительным экзаменам. На протяжении всего фильма Ахав читает ей лекции об искусстве, цитируя величайших европейских классиков. Его начитанность явно контрастирует как и с внешним неопрятным видом, так и с низменным желанием получить финансовую выгоду от Адемоки.
В течение фильма девочке постоянно встречаются различные неприятные люди, начиная от пограничников, продолжая местными авторитетами, и заканчивая главой приёмной комиссии — Камунаром Исаевичем (Болат Калымбетов). Тем не менее, Ержанов показывает, что в стране всё ещё есть порядочные граждане, образцово выполняющие свою работу. К примеру, школьная инспекторша, сыгранная Асель Садвакасовой, находит пункт в законодательстве, позволяющий Адемоке требовать право на обучение. Однако ни помощь девушки, ни уроки Ахава не смогли бы привести героиню к успеху, если бы не главная особенность девочки — её талант. В итоге, картина оказывается социальным высказыванием, в котором постановщик говорит о человеческом упорстве и возможности побороть систему.
Противостояние системе
Любой поклонник Ержанова знает, что действия абсолютного большинства картин режиссёра разворачиваются в выдуманном ауле Каратас. В зависимости от сюжета, село может представлять из себя и военный полигон из «Штурма», и вестерновский фронтир из «Голиафа». В случае с «Обучением Адемоки», однако, постановщик решает наконец уехать из полюбившейся нам деревни на границу страны. Этот ход открыл автору больший спектр творческих возможностей, позволив ему отойти от привычных перестрелок и жестоких потасовок, и вместо этого полностью сконцентрироваться на литературе и дружбе Ахава и Адемоки.
Стоит отметить, что главная идея (фильмов Ержанова) о противостоянии человека системе всё ещё присутствует в этом фильме. Просто здесь она выполнена в более детской манере. Что интересно, Ержанов всё также говорит о важных социальных проблемах, скрывая их за умиротворяющей музыкой композитора Сандро ди Стефано и подкупающими своей наивностью персонажами. Среди обсуждаемых тем можно выделить проблему иммиграции, коррупцию и нескончаемую бюрократию. Главной идеей же становится отсутствие интереса общества к искусству. Эта индифферентность присутствует и в сознании молодого поколения, предпочитающего, по мнению Ержанова, изучать IT и английский, и в понимании чиновников, упёршихся в «советское» восприятие искусства.
На контрасте с ними всеми выступает Ахав, чьё имя отсылает к герою «Моби Дика», а поведение напоминает Дон Кихота, вечно воюющего с мельницами (недаром первый кадр картины включал в себя ветряные установки). Для мужчины, как и для протагонистов предыдущих фильмов Ержанова, такой мельницей становится система, выстроенная для разрушения отдельного человека.
Разговор о кино
Конечно, «Обучение Адемоки» — это, в первую очередь, разговор об искусстве. Но множество отдельных элементов фильма заставляют задуматься, что картина отражает нынешнее положение казахстанского кинематографа, критикуя его и мечтая о скорейшем развитии индустрии. Так, конфликт ленты крутится вокруг нежелания Камунара Исаевича принять Адемоку в университет. По словам главы комиссии, её чужеродность будет только мешать сложившейся системе, так как никто не захочет читать комиксы подростка. Вместе с этим, Камунар отказывается признавать Ахава как равного себе, ведь его самопальный подход к искусству неприятен мужчине.
Смотря на это, хочется провести параллель между университетской комиссией и всевозможными фондами, финансирующими казахстанское кино. Сам же Камунар (с его говорящим именем) олицетворяет прагматичный и традиционалистский подход к кино. На контрасте, Ахав напоминает представителя поколения Адильхана Ержанова — начитанного и насмотренного творца, признанного во всём мире, но практически неизвестного в родной стране. Наконец, Адемока — это режиссёр нового поколения, являющегося своего рода чужаком в сложившейся индустрии. Поэтому вопрос о том, сможет ли девочка поступить в университет превращается в диалог о будущем казахстанского кино.
Конечно, с данной интерпретацией можно легко поспорить. Однако помимо основного сюжета в фильме есть несколько эпизодов, указывающих на диалог картины о казахстанском кино. Тут и камео Санжара Мади, исполнившего роль популярного учителя информатики и английского. В своей единственной сцене он стоит в дорогом костюме, попивая кофе и исполняя танцы из тиктока. Всё это, конечно же, завлекает наивных школьников. Его антиподом в данном эпизоде выступает неопрятный Ахав Данияра Алшинова. Выбор известного актёра на столь маленькую роль наталкивает на мысль, что персонаж Мади — это собирательный образ коммерческого казахстанского кино, на которое люди рады идти из-за популярных тем и знакомых лиц. И снова же, противопоставленный ему Алшинов — это воплощение авторских фильмов, которые практически никто не смотрит.
На схожие мысли наталкивают и другие камео в картине. Тут можно вспомнить появление известной актрисы Асель Садвакасовой и кинокритика Карима Кадырбаева (он сыграл продюсера исторической драмы). Наконец, рисунки Адемоки напоминают не столько живопись, сколько раскадровки к фильму, который она смотрит вместе со зрителем.
Инаковость
Одним интересным приёмом фильма стало решение режиссёра снимать всю картину в открытых пространствах. Если эпизод ленты по сюжету происходит в здании, то Ержанов и его команда просто выносят столы и стулья на улицу. Возможно, такой художественный приём был связан с пандемией коронавируса, которая отражена в отдельных сценах картины. Эта условность напоминает другие работы больших художников, таких как Ларса фон Триера и его «Догвилль».
Однако у столь необычного подхода может быть и другое прочтение, ведь Адемока — это аутсайдер, не вписывающийся в выстроенную систему. Поэтому она и проводит весь фильм снаружи. И только в конце, когда комиссия принимает девочку в университет, ей позволяют войти в здание. Таким образом, она больше не воспринимается как чужеродный элемент. Что примечательно, Ахав в этот момент остаётся снаружи, как бы подчёркивая свою инаковость. Тем не менее, он выполнил поставленную цель, подарив девочке билет в жизнь. Поэтому конец фильма наталкивает на мысль, что рано или поздно количество таких Адемок только увеличится. Это даёт надежду на светлое будущее казахстанского искусства, и кинематографа в частности.
Вывод
«Обучение Адемоки» — это не идеальная картина. Кто-то может покритиковать работу за продолжительные монологи Ахава, а кто-то за простоту сюжета. Несмотря на это, кино имеет огромное количество достоинств, которые можно редко встретить в национальных проектах. Например, лента даёт возможность зрителям поговорить о целом спектре социальных проблем через понятную историю. Красивые пейзажи и съёмки во время заката также порадуют взгляд публики. А яркие образы того же Камунара Исаевича и учеников школы запомнятся надолго. Наконец, остроумный юмор Ержанова, построенный на контрасте различных ментальностей жителей нашей страны, позабавит отечественного зрителя.
«Обучение Адемоки» следует смотреть, чтобы поближе познакомиться с казахстанским авторским кино и начать диалог об искусстве и его роли в современном обществе.