Мы продолжаем цикл интервью с музыкальными экспертами, в которых отвечаем на вопросы всех, кто хочет связать себя с музыкой или уже это сделал.
На этот раз Шокан Нукушев – со-продюсер The Buhars и музыкальный редактор стримингового сервиса hitter – рассказывает, что такое музыкальный менеджмент и как продвигать свою музыку.
Как бы вы описали свою роль в музыкальной индустрии?
Я — музыкальный редактор в стриминговом сервисе и музыкальный консультант, занимаюсь со-продюсированием проекта The Buhars вместе с Наргиз Шукеновой и Эмилем Досовым.
Какие проекты вас вдохновляют?
Я очень люблю, когда музыка звучит фирменно, не банально. Особенно нравятся проекты с киношным подходом, когда команда музыкальных продюсеров адекватно распределяет силы и роли, и каждый занят своим делом.
Конечно, существуют жанры, в которых достаточно и одного человека. Но если мы говорим о хорошей поп-музыке, роке или даже хип-хопе, то, несмотря на доступность производства, стабильнее работать в команде, так как для одного человека это всегда слишком большой объём работы. Ведь не каждый мелодимейкер способен написать хороший бит, и не каждый битмейкер напишет правильную мелодию (к тому есть текстовики, саунд-дизайнеры, звукорежиссёры).
Какие ключевые тренды и изменения вы наблюдаете в музыкальной дистрибуции и маркетинге в последнее время?
Наверное, здесь не обойдётся без банального упоминания тиктока и правильных хэштегов, да и формата коротких видео в целом. Умелые артисты, например Tanir & Tyomcha, могут записывать кусочки песен и проверять как она пушится. Если заходит хорошо, то записывают полную версию и выпускают на стриминговых сервисах.
Не обязательно поступать именно так, есть разные варианты, как можно презентовать трек в коротком видео, но этот метод позволит сэкономить много энергии.
Какие стратегии и методы музыкальной дистрибуции вы считаете наиболее эффективными для новых и независимых музыкантов?
По маркетинговым стратегиям для дистрибуции, на мой взгляд, больших перемен не наблюдается. Разве что всё больше артистов стали лучше подходить к релизам, «питчить» свои произведения, отправляя музыку на дистрибуцию как минимум за две недели вперед и расписывать маркетинговые планы. Это повышает шансы на попадание трека в рекомендациях, плейлисты, а в некоторых случаях на витрины стриминговых сервисов.
Вся сложность в том, что перечисленные выше инструменты не дают никаких гарантий. Гораздо важнее, как мне кажется, хотя меня можно оспорить, это наличие регулярных «бесспорно хороших песен». Не всем песням суждено быть трендовыми, да и не у всех песен такая цель. Одна из важнейших ценностей хорошей музыки в том, что она помогает приобретать качественную фан-базу.
Фан-база – это как раз то, ради чего применяются инструменты продвижения своей музыки. Важно хорошо понимать своих людей, свою аудиторию и уметь с ней взаимодействовать. Это поможет лучше определиться с тем, какие инструменты будут работать, а какие нет.
Какие музыкальные жанры и стили сейчас наиболее популярны среди потребителей стриминговых сервисов? И как это влияет на вашу работу?
Не знаю насколько это влияет на мою работу, но на вкус однозначно.
Возможно, это взгляд из казахстанского пузыря, но я думаю, что во всём мире растёт запрос на локализацию. И у нас, пусть и не так быстро, но формируется новая хорошая популярная музыка на казахском языке. Я бы привёл в пример артиста Kazybek Kuraiysh как «универсального солдата», попадающего практически во все аудитории. Следом за поп-музыкой можно выделить казахскую независимую (инди) музыку и в какой-то мере казахский хип-хоп.
Важно отметить, что свежая музыка во всех жанрах, хотя не без исключений, на казахском языке выделяется характерной лиричностью. В этом что-то есть.
Какие инструменты и платформы считаются наиболее полезными для артистов и лейблов в продвижении своей музыки на стриминговых сервисах?
Главные инструменты – это креатив и хорошая песня. Здесь на помощь и приходит формат коротких видео, где есть простор для фантазии. Важно, чтобы креативный сюжет был ироничным, лёгким и вызывал у зрителей желание повторить. Также важно демонстрировать самоиронию, юмор и актёрские навыки.
Какие вызовы могут возникнуть при музыкальной дистрибуции, и как вы советуете их преодолевать?
В идеале я бы посоветовал никогда не спешить с релизом, а тщательно продумать все шаги.
Важно подготовить все материалы заранее и только потом подбирать даты, когда и что выходит, потому что здесь много производственных моментов. В процессе редактура неизбежна, а это всегда потеря времени.
И если у вас уже стоит дата, а материалы не готовы, то релиз скорее всего пойдёт не по плану и многое в спешке не реализуется.
Какие советы вы могли бы дать начинающим музыкантам, желающим успешно распространять свою музыку и создавать лояльную аудиторию на стриминговых сервисах?
Я бы рекомендовал понимать и чувствовать контекст времени и места, в котором артист начинает карьеру. Начинающий музыкант в Японии не равно начинающий музыкант в США и не равно начинающий музыкант в Казахстане.
Также как и везде, важно писать отличную музыку и создавать фан-базу, активно взаимодействовать с ней. Социальные сети, короткие видео – это лишь форма. Содержанием же должно быть искреннее желание развиваться вместе со своей аудиторией. Всё остальное приложится.