Как продюсировать музыку? Отвечает Эмиль Досов

Как продюсировать музыку? Отвечает Эмиль Досов

Что такое мастеринг, сведение, продюсер-гуру, лизинг, биты и другие термины из закулисья мира музыки; каким техническим требованиям нужно придерживаться, чтобы стриминговые сервисы тебя приняли, и почему в Казахстане продюсеры не представлены в классическом понимании.

На эти и многие другие вопросы отвечает композитор, музыкальный продюсер, сооснователь The Buhars, в прошлом — креативный продюсер телеканала Gakku и участник группы Buhar Jerreau — Эмиль Досов.

Эмиль, привет! Расскажи, кто такой музыкальный продюсер и чем он занимается?

Музыкальный продюсер (на английском чаще используется сочетание Record Producer), как не сложно догадаться, занимается производством музыки. В целом под термин могли попадать люди совершенно разных навыков и подходов к созданию материала, но объединяет их то, что итогом их работы является записанная композиция

Я соглашаюсь с теми, кто в настоящее время выделяет условно три типа музыкальных продюсеров. 

Продюсер-гуру, который является чем-то средним между наставником и художественным руководителем. У него есть доступ и подход к талантливым специалистам, которые смогут реализовать его идеи и раскрыть исполнителя. Это люди, которые с виду не делают ничего своими руками, но которые знают каждую деталь в процессе производства. 

Продюсер-автор — второй тип, играющий роль (со)композитора и часто аранжировщика в песенном жанре. Его фокус направлен на создание вокальных и инструментальных партий и качество исполнения при записи. 

И третий тип, который больше всего распространён у нас, — это битмейкеры. Более менее понятная для нас единица, которая сочиняет и собирает целиком электронную подложку под будущий трек. Битмейкеры чаще всего не сильно интересуются, как будет звучать вокал или какой будет текст, и редко принимают участие в сведении материала. 

Многие продюсеры, конечно, совмещают функции и могут находиться где-то между этих трёх крайностей.

Ты говоришь, что продюсер-автор может также выступать и аранжировщиком. Подскажи, а какие различия есть между ними?

Их может ничего и не отличать. Аранжировка в целом входит в обязанности музыкального продюсера или его команды, даже если музыкальный продюсер выступает в формате гуру. Бывают и случаи, когда у артиста уже есть на руках какая-никакая аранжировка неполной готовности, и он обращается к музыкальному продюсеру, чтобы тот внёс изменения, дополнения и свои «специи». 

Так я чаще всего работал с проектами Ерболата Беделхана (экс-продюсер группы Ninety One и руководитель лейбла Juzz Entertainment — прим. ред.). В разных жанрах аранжировка возникает на разных этапах. Для около-хип-хоповых исполнителей она первична и является основой всей композиции, но в других жанрах она возникает уже после появления слов, музыки и иногда даже полной чистовой звукозаписи вокальных партий. 

Так, например, для работы с The Buhars над композицией «Теңіз» был сначала записан весь вокал под метроном и грубо обозначенную гармонию. jeltoksan. фактически должен был при записи представлять в голове всю музыку, которой ещё не было. И только затем я с ребятами приступил к наращиванию слоёв из национальных инструментов. Поэтому место и роль аранжировки в музыкальном продюсировании может варьироваться.

Важно ли начинающему исполнителю найти «своего» продюсера? Может ли работа между продюсером и исполнителем проходить бесконтактно (покупки инструменталов)? И как вы относитесь к таким работам?

Всё зависит от способностей самого музыканта. Во-первых, мы давно находимся в эпохе артистов-продюсеров, где исполнитель является и автором и вполне может самостоятельно перекрывать всю работу музыкального продюсера. Понадобится ему отдельный продюсер только в том случае, если захочется немного расширить рамки и разнообразить репертуар.

Во-вторых, некоторые жанры действительно ограничивают роль человека, который будет подписан после «prod. by» купленным или даже подаренным инструменталом.

У меня нет претензий к рэперам, которые пишут свои песни под тайп биты, берут биты в лизинг или покупают целиком, если они не нарушают ничьих прав. В этих жанрах на передний план всё-таки выходит исполнение, a не продакшен.

Какой путь проходит трек, прежде чем попасть на музыкальные платформы?

Сочинение, запись, сведение: вот три основные составляющие. Внутри них, особенно говоря при сочинении, могут возникнуть другие этапы. Но это детали. Если мы имеем на руках уже сведённый файл и он соответствует стандартам площадок (в первую очередь, это всё ещё требования по громкости), то всё, что происходит с ним дальше, это уже вопрос не к музыкальным продюсерам. 

Есть ещё, правда, этап мастеринга, о котором на протяжении всей жизни я слышу много разговоров, но который, на мой субъективный взгляд, всё меньше и меньше играет роль, благодаря развитию технологий. Впрочем мастеринг скорее используется для того, чтобы слегка поправить bias звукорежиссёров, с которыми и работал музыкальный продюсер. Это просто дополнительные уши, которые вносят незначительные изменения, помогающие песни попасть в нужный формат.

Как пишутся аранжировки к песням?

Как я и уже сказал, она может возникать в любой момент. Для продюсеров-битмейкеров — аранжировка является основной и с неё всё начинается. Я, например, редко так работаю и мне всегда был ближе классический подход продюсеров-авторов. Сначала мелодия, текст, гармония, поиск формы, а аранжировка смещена ближе к концу и даже стоит скорее впритык к этапу сведения. Писать их очень легко — берёшь и пишешь любые партии для любых инструментов так, как того душа пожелает.

Какая подготовка нужна музыканту перед записью в студии?

Кто-то не готовится к записи вообще. Это наша классика. Тут мы имеем всевозможные причины от гениальности перформера, его огромного опыта или, совсем наоборот, – непонимания насколько финальное качество зависит от подготовки. 

Мне нравится подход, когда исполнитель прорабатывает самостоятельно или вместе с музыкальным продюсером все партии, элементы и нюансы перед записью, чтобы сам процесс записи был скорее вещью технической, нежели творческой. Но я, как и многие, совершенно не гнушаюсь сессиями, которые скорее выглядят как джем, импровизация и поиск. И то и другое имеет место.

Часто ли вам как музыкальному продюсеру приходится брать на себя работу по сведению трека?

Лично мне часто. Не могу сказать, что я хороший звукорежиссёр с каким-нибудь там прозрачным коммерческим звуком. Я к этому процессу, если он доверен мне, отношусь как к продолжению композиционной и аранжировочной части. Могу иногда даже в процессе вносить изменения в предыдущие этапы. Иногда ко мне приходят люди именно за «звуком», как это было например с Ninety One или другими Q-pop группами, и мне приходится объяснять, что без вмешательства во всю композицию мой звук не получить. Это нормальный процесс, когда всё немного смешивается и мы имеем достаточно переработанный продукт в конце.

Сколько стоит сделать трек?

От нуля до нескольких миллионов, если не экономить. Опять-таки артисты-продюсеры с домашней студией платят скорее всего только за сведение. В зависимости от жанра и стиля могут взять и эту роль на себя.

Существует ли пресловутая «формула хита»?

Существует однозначно. По крайней мере, на мой взгляд, существует подход к созданию хита, к созданию большого сингла, который будет тебя кормить. Просто эта формула непостоянна, она всегда изменяется и зависит от формата, в котором работает потенциальный хитмейкер.

Не скромный, но очень важный вопрос: сколько зарабатывает продюсер?

Рекорд-продюсер должен зарабатывать много, если его треки имеют успех. Но судя по всему, чтобы это действительно приносило хорошие деньги в Казахстане, тебе придётся взять ещё много других ролей на себя помимо просто производства музыки. Благосостояние локальных музыкальных продюсеров напрямую зависит от всего рынка и развитости культуры звукозаписи.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Стиль
#мода
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
Культура
#кино
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
Ликбез
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
«Время жить»: эмоциональные качели  с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
Культура
#кино
«Время жить»: эмоциональные качели с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски
Культура
#кино
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски