Репортаж из Кореи: 14-я биеннале в Кванджу

9 июля завершается 14-я биеннале в Кванджу, Южная Корея, под названием «Мягкая и слабая, как вода». Куратор Ли Сук Кён предлагает переосмыслить способность искусства проникать глубоко в индивидуальное и коллективное, что позволяет нам осознанно ориентироваться в сложностях мира.

Биеннале этого года имеет особое значение, ведь она оказалась последней выставкой при жизни казахстанской художницы Бахыт Бубиканой.

Наша авторка Айнура Аханова побывала на биеннале и рассказывает, как оно прошло.


История биеннале

В 1980 году город Кванджу стал местом гражданского неповиновения. Именно в это время произошло знаменитое восстание, во время которого умерло 2 тысячи человек. Оно имело решающее значение для постепенного свержения деспотии и прихода к демократическому режиму, которым Южная Корея славится сегодня.

В 1995 году появилась биеннале, ставшая символом долгой борьбы. В первой выставке приняли участие более 600 художников из 58 стран. Её тема «За пределами границ» подчёркивала значимость космополитизма для страны и её стремление на разрушение любых геополитических преград, что отражается и на последующих выставках по сей день.

«Мягкая и слабая, как вода»

Тема биеннале этого года отсылает к тексту Дао Дэ Цзин: «Нет мягче и слабее здесь воды, но твёрдому не избежать беды». Биеннале прослеживает тонкие подводные течения и неосязаемые силы, действующие во всех человеческих переживаниях – от психологических до социальных и политических.

Биеннале разбросано по всему Кванджу, однако Центральный выставочный зал функционирует как место слияния всех историй, рассказанных художниками по всему городу. 

В этом году художники из разных стран представили свои произведения, включив в них реакцию на кризисы, повлиявшие на многих, это, например, пандемия, экологические проблемы и войны. Силы искусства здесь уподобляются подводным течениям незаметным, но действенным.

Поскольку биеннале пытается понять разные проблемы, которые неизбежно влияют на всю планету и её жителей, как форму «запутанности», она начинается с видеоинсталляции Бухлебезве Сивани, работа, которая отправляется из Кейптауна в Южной Африке и прибывает в Кванджу.

Последняя выставка Бахыт Бубикановой 

14-я биеннале Кванджу для Казахстана имеет особое значение. Ведь она оказалась последней выставкой Бахыт Бубикановой при жизни.

Бахыт представила серию картин, действие которых происходит в помещении, похожем на кабаре Тулуз-Лорес. Ощущение пустоты и незавершенности, которое Бубиканова описывала как «Дух отсутствия», является неотъемлемой частью этих картин. Этот дух есть нечто нематериальное, то, что нельзя «увидеть глазами, услышать ушами, ощутить кожей».

Убирая лишние элементы с картин, выполненных в стиле витиевато-декоративной восточной миниатюры, художница обращает внимание на этот «Дух».

 

Таня Лукин Линклейтер, Аляска

Художница родом из коренных деревень Афогнак и Порт-Лайонс на архипелаге Кадьяк исследует истории, которые влияют на жизненный опыт, структуру принадлежности и передачу знаний коренных народов.

Для 14-й Биеннале в Гвангиу Лукин Линклейтер представляет инсталляцию из шарфов кохком, которые носят представительницы коренных народов Северной Америки, сопровождаемую хореографической документацией движений, созданных коллегой художника Ивани Обен-Мало. Установка шарфов кохком говорит о связях, созданных культурным артефактом между людьми, далекими во времени. Размещённая рядом с окном, выходящим в парк, окружающий Зал биеннале, инсталляция также затрагивает то, как метеорологические факторы, такие как ветер и свет, влияют на мышление коренных народов.

«Цlумихъ» Таус Махачевой



Пока я находилась внутри инсталляции Бахыт, я отчётливо слышала русский язык – за стенкой проигрывалось видео, снятое художницей Таус Махачевой «Цlумихъ», которую поддержал Клуб патронов «Целинного».

В работе затрагивается не только личная история, но и более широкий вопрос о том, кто достоин того, чтобы его запомнили и сделали частью коллективной памяти.

Художница перевоплощается в своего дедушку, советского поэта, и создаёт декорации, вписывая их в естественный ландшафт дагестанского плоскогорья, который стал свидетелем многих поколений людей, живущих здесь. Благодаря этому, индивидуальный и коллективный слои накладываются друг на друга.

«Голоса предков»

Работы Бахыт Бубикановой и Таус Махачевой расположены в отделе под названием «Голоса предков».

Художники в этом узле обращаются к жестоким историям колонизации, пережитым коренными народами в так называемых Новых Светах Америки и Австралии, а также Скандинавии, Африки и Азии, и исследуют знания коренных народов, чтобы представить альтернативные системы знаний. Те, кто унаследовал историю своих предков, проливают свет на насильственное уничтожение общин коренных народов, систематическое уничтожение традиционного образа жизни и насильственную политику ассимиляции, уходящую корнями в национализм.

Хочу отметить работу коллектива женщин-маори «Матаахо».

Коллектив «Матаахо» — это результат сотрудничества четырех женщин-маори, каждая из которых занимается индивидуальной практикой работы с линзами. Для 14-й биеннале в Кванджу коллектив «Матаахо» исследовал современное использование техники ткачества маори с помощью утилитарного материала храповых завязок, которые используются для крепления и переноса тяжёлых грузов на большие расстояния.

Апельсин — это отсылка к богатой железом Паравенуамеа, воплощению пресной воды маори. Ее тело перемещается и меняет цвет от гор к морю, и она несет древнюю жизнь в виде оранжевого биогенного железа, которое проникает в почву, растения и людей. Этот ярко-оранжевый цвет, используемый во всем мире для изготовления спасательных жилетов, является признанием людей, которые работают с этими материалами каждый день.

Премия Пак Со-Бо в размере $100 000

 

Главный приз в размере $100 тыс. в этом году получила сеульская художница Ом Чжон Сун.

В рамках своего проекта она провела перформансы со слабовидящими студентами и создала инсталляцию со слонами, лишёнными хобота. Зрители могут потрогать их, доверившись не зрению, которое является одним из главенствующих органов чувств современного мира, а тактильности. «Странные» слоны ломают границу между нормой и отклонением, создавая возможности для иного восприятия.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Стиль
#мода
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
Культура
#кино
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
Ликбез
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
«Время жить»: эмоциональные качели  с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
Культура
#кино
«Время жить»: эмоциональные качели с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски
Культура
#кино
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски