Как прошёл второй Бишкекский международный кинофестиваль и в чём его роль для Центральной Азии

С 11 по 15 июня в столице Кыргызстана состоялся второй Бишкекский международный кинофестиваль. Смотр был приурочен к столетию образования Кара-Кыргызской автономной области. Стоит напомнить, что в предыдущем году темой мероприятия стал 95-летний юбилей писателя Чингиза Айтматова. 

В этом году программа состояла из четырёх категорий, включая международный и Центрально-Азиатские конкурсы, неделю фильмов из Ирана и ретроспективу кыргызской классики. Помимо этого участники могли посетить всевозможные мастер-классы от профессионалов индустрии. Наконец, молодые режиссёры имели возможность презентовать свои готовящиеся фильмы на CAF питчинге, где победитель получал приз в размере 300,000 сом (примерно 1.5 миллиона тенге) на развитие своего проекта.

На этот раз на фестиваль были приглашены специальные гости из 26 стран, среди которых был и кинокритик Ораз Керейбаев. Теперь он делится своими впечатлениями от всего смотра и его развития в контексте Центральной Азии.

Организация и церемония открытия

В сравнении с первым годом фестиваль значительно вырос и потихоньку начинает укрепляться в статусе главного киносмотра Центральной Азии. Это видно и по увеличившемся бюджетам на организацию, и по количеству приглашённых гостей, и по качеству отобранных фильмов. Был заметен и увеличившийся интерес со стороны звёзд Кыргызстана, которые с удовольствием посетили церемонию открытия, проходившую в Национальной филармонии имени Токтогула Сатылганова. В отличие от традиционной красной ковровой дорожки, принятой на большинстве кинофестивалей мира, в Бишкеке уже второй год подряд гостей встречают на небесной (светло-синей).

Перед церемонией в зале зрители могли насладиться музыкальным выступлением фолк-бэнда, исполняющего каверы на известные хиты с использованием народных кыргызских инструментов. Во время открытия публике показали короткое видео, посвящённое многолетней истории развития национального кинематографа, что, конечно же, дало большее понимание иностранным гостям о том, какое кино сегодня снимается в Кыргызстане. Далее ведущие объявили список фильмов, участвующих в смотре, и представили членов жюри. Среди них можно было заметить победителя первого Бишкекского кинофестиваля Шакира Холикова, который в предыдущем году поразил зрителей картиной «Воскресенье».

Центрально-Азиатский конкурс

В этом году Бишкекский кинофестиваль начал обретать более чёткую форму и цель. Если в первый раз фильмы были представлены в международной и национальной программах, то в этом году организаторы решили отказаться от последней и заменить её на смотр фильмов из Центральной Азии. Поэтому теперь у профессионалов из нашего региона появилась ещё одна площадка, где они могут собраться и продемонстрировать достижения своего национального авторского кино. Таким образом в конкурс в этом году вошло 11 картин из Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана. Некоторые фильмы, такие как «Пейіш», уже получили полноценный прокат в стране, в то время как другие («Тұл» и «Error 404») впервые были показаны именно в рамках фестиваля. 

Хотя какие-то ленты оставили крайне негативное впечатление, несколько картин оказались абсолютным открытием как для зрителей, так и для критиков. Среди них следует выделить работу казахстанского режиссёра Асхата Кучинчирекова «Бауырына салу», о котором редакция ‘98mag уже писала ранее, и «Белек» кыргызской постановщицы Дальмиры Тилепбергеновой. Неудивительно, что именно эти две картины получили сразу несколько наград на церемонии закрытия. Что интересно, в номинации за «Лучшую актёрскую работу» победили дети-актёры Ерсултан Ерман из «Бауырына салу» и Жаннат Куручбекова из «Белек». Помимо этого Кучинчереков взял приз за «Лучшую режиссуру», а Тилепбергенова была удостоена «Гран-при». Ещё один фильм, ушедший домой со статуэткой — это новая полнометражная работа казахстанской режиссёрки Шарипы Уразбаевой «Тұл».

Все три победителя строят свои истории вокруг детей и подростков, которые пытаются найти общий язык со своими родителями. Так, молодой герой «Бауырына салу» переезжает к своему отцу после смерти бабушки. Мальчик старается принять отца, который оставил его на воспитание бабушке с дедушкой, ведь это часть казахских традиций. Что интересно, «Белек» тоже частично работает с темой традиций, ведь главная героиня является второй из пяти дочерей в многодетной семье. Отец мечтает о сыне, но из раза в раз у него рождаются девочки. Мать беременна уже в шестой раз и все надеются, что на этот раз будет мальчик. В течение фильма наша героиня пытается понять, почему женщины оказываются настолько притеснёнными и воспринимаются ненужными с момента своего рождения. Наконец, сюжет «Тұл» строится вокруг школьницы, живущей в интернате и мечтающей, чтобы родители забрали её домой. В один день за девочкой всё-таки приходит мать, но, как выясняется, она забирает дочку, чтобы организовать похороны отца. 

Международный конкурс

В международной программе в этом году было представлено всего восемь фильмов. Некоторые из них, такие как «Маленький самурай» и «Ала Качуу», являются копродукциями страны из Центральной Азии с зарубежными продюсерами. Помимо этого в конкурсе можно было посмотреть два российских проекта: «Легенды вечных снегов» постановщика Алексея Романова и «Ангелы не жужжат» Александра Сильвестрова. Проект Романова был удостоен главного приза международного конкурса. Помимо него призы получили казахстанский оператор Азиз Джамбакиев за непальский фильм «Шамабала», Кыргызский режиссёр Мирлан Абдыкалыков за «Ала Качуу» и палестинская актриса Мона Хава за «Если Бог даст сына».

Итог

Бишкекский кинофестиваль взял чёткий вектор на международное развитие, уделяя особое внимание кинематографистам из Центральной Азии. Так как сегодня нет явного фестивального лидера, доминирующего в регионе, Кыргызстан имеет все шансы стать таковым в ближайшие годы. Уже сегодня видно, что на смотр попадают вполне достойные картины, а организация продолжает расти. Остаётся надеяться, что в ближайшем будущем смотр получит возможность открыть зрителям ещё больше картин, как это было в прошлом году с «Воскресеньем» Шакира Холикова и в этом году с «Бауырына салу» и «Белек».

 

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Стиль
#мода
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
Культура
#кино
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
Ликбез
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
«Время жить»: эмоциональные качели  с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
Культура
#кино
«Время жить»: эмоциональные качели с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски
Культура
#кино
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски