Сюжет
В центре сюжета «Слова пацана» знакомая до боли история честного и неглупого школьника Андрея. Он хорошо учится, играет на пианино и говорит по-английски. Единственная проблема – живёт он в Казани 80-х, улицы которой кишат преступными группировками, состоящими преимущественно из его ровесников. Сам Андрей в уличной иерархии «чушпан», то есть ходит сам по себе и заступиться за него некому, поэтому хулиганы вымогают у него деньги, а за отказы избивают.
Так продолжается, пока Андрей не знакомится с Маратом, учеником параллельного класса, который «мотается» с группировкой «Универсам». Андрея приставляет к Марату завуч, чтобы он подтянул ему английский. Ребята быстро находят общий язык и вместо уроков английского Марат учит Андрея быть пацаном: драться, воровать шапки и стоять за себя. Вскоре и сам Андрей «пришивается» к Универсаму, очень быстро принимая и перенимая их ценности.
Вселенная пацанов
Одна из главных причин успеха сериала – реалистичный и живой мир, наполненный всеми возможными отсылками к тому временному периоду, в который разворачивается действие. Спотыкаясь об исторические неточности, режиссёр широкими мазками малюет романтичные восьмидесятые с красными галстуками комсомола, школьницами в фартуках, видеопроигрывателями, старшими братьями, вернувшимися из Афгана, и «Ласковым маем» из каждого утюга. Он, не стесняясь, романтизирует горбачёвский СССР, делая его гораздо привлекательней современной потерянной и безликой России.
Казань Крыжовникова тоже основана на реальных событиях. Вперемешку с выдуманными звучат настоящие названия районов и группировок, а в осовремененной речи проглядывается уличный жаргон тех лет. Но в юных криминальных лицах слишком много Геклберри Фина, чтобы прочесть там будущих убийц и насильников, поэтому и сама Казань больше похожа на криминальный Хогвартс, где на смену Гриффиндору и Слизерину пришёл Хади Такташ и Универсам.
Страшная криминальная Казань 80-х для главных героев, а вместе с тем и для зрителей, становится запретным миром со своими правилами, героями и врагами, который интересно исследовать.
Рваный монтаж и АИГЕЛ
Помимо ностальгии по СССР и продуманного портрета криминального мира, сериал также подкупает своей формой. В первую очередь, в глаза бросается динамичный монтаж, почти полностью построенный на джамп-катах. За счёт него режиссёр, во-первых, достигает большей динамичности сцен, а, во-вторых, получает эффект документальности происходящего. К тому же такой приём привносит немало визуального юмора в повествование.
Вторая очевидная особенность – саундтрек. «Слово пацана» – очень музыкальный сериал, где большую часть времени играет аутентичная музыка из 80-х. Тут и Цой, и «Мираж», и «Комбинация», и уже упомянутый «Ласковый май». Из ностальгического списка всего два исключения – перепетая Бастой песня «На заре» и песня «Пыяла» группы «АИГЕЛ». Последняя после выхода сериала попала на первые места всех российских музыкальных чартов и мирового чарта Shazam.
Во многом своей формой сериал обязан режиссёру, Жоре Крыжовникову. Крыжовников – очень противоречивая фигура в российском кино. С одной стороны, он автор низкопробных коммерческих комедий, с другой, по-настоящему народный режиссёр, умеющий работать с национальными архетипами. С сомнительной комедией «Самый лучший день» у него соседствует народный хит «Горько!» и неплохой сериал «Звоните ДиКаприо». А его стиль монтажа и умение создавать натуралистичных персонажей было заметно ещё в короткометражных работах «Проклятие» и «Нечаянно».
Улица – это свобода
Один из самых романтичных образов, который сериал доносит до нас через своих героев – это образ улицы. Улица – это и справедливый Вова Адидас, который даже в рэкете не возьмёт лишнего, и пацаны с Универсама, которые всегда придут на помощь, и дискотеки в ДК со светомузыкой. Но, самое главное, улица – это свобода. Свобода от навязанных комсомолом галстуков, от уроков пианино, от безденежья и скучной униженной жизни работника завода.
Однако ругать за это сериал могут только те, кто его не досмотрел, ведь в конечном счёте и улица оказывается неспособна выстроить для своих жителей понятную систему ценностей. Когда любовь одного из главных героев насилуют, а его старшего брата публично ставят на колени и заставляют извиняться, становится ясно, что уличное братство иллюзорно, а его правила бессмысленны и жестоки.
И это, пожалуй, лучшее, что может сделать режиссёр, – не просто наказать героев смертью или детской колонией, но показать им всю непоследовательность и дикость их собственных идеалов. В каком-то смысле «Слово пацана» – это приговор конформизму, которым пропитаны не только комсомол, милиция или школа, но и уличные группировки с их понятиями, иерархией и правом толпы.
Почему сериала боятся?
Сериал уже предложили к запрету сразу в трёх странах – в Казахстане, Украине и России. В Украине его называют российской пропагандой, в России — западной, а в Казахстане его обвиняют в романтизации преступной жизни и насилия. Скорее всего такому отношению сериал обязан той обстановке, которая сложилась в мире.
В России его боятся из-за привлекательности анархических настроений, выраженных в уличных группировках. Несмотря на то, что российская власть сама не чурается пацанских понятий, сейчас во врагах у неё все, кто не подчиняется официальной линии власти. Вероятно, этим вызван и переснятый финал, в котором Вову Адидаса убивает не очередной бандит, а милицейский. Изменили и судьбу Марата – после своего вступления в комсомол и сотрудничества с милицей он всё-таки находит насильника Айгуль. Таким образом создатели задним числом прикручивают к сериалу мораль о благе государства, наказывающем бандитов и поощряющем чушпанов.
В Украине популярность сериала тоже вызвала понятное осуждение у представителей власти и общественности. Всё-таки «Слово пацана» – это российский сериал, снятый на государственные деньги, и идеологическое зерно в нём тоже присутствует. Пацаны на районе популярно объясняют, что американцы – плохие, ведь они духам ракеты поставляли, а на школьной доске красуется тема «Герой нашего времени» и дата – 24 февраля. К тому же вполне понятные опасения вызывает и эстетизация СССР, вызывающая у зрителей ностальгические чувства.
В Казахстане больше всего разговоров о том, что сериал может заставить подростков снова сбиваться в группировки и идти бить всех несогласных. Однако такие опасения могут вызвать разве что недоумение, весь отечественный рынок и без того переполнен сериалами о преступниках всех мастей – от гопников до закладчиков. Если «Слово пацана» чем-то от них и отличается, так это привлекательными персонажами, которым хочется сопереживать. Но сделаны они такими скорее для того, чтобы на их примере можно было красноречивее заявить о пагубности этого пути.
Вывод
«Слово пацана» – это хорошо поставленный сериал с живыми персонажами и захватывающим сюжетом. Местами он выглядит непоследовательным и даже скомканным, но всегда справляется со своей задачей и не оставляет зрителя равнодушным.
Действительно важным и интересным «Слово пацана» делают даже не его качества, а те бурные обсуждения, которые он создаёт вокруг себя. Романтизация бандитизма, токсичная маскулинность, последствия войны и неприкаянные дети – всё это есть в сериале. Возможно, создатели не всегда находят правильные ответы, но гораздо ценнее поставленные вопросы.