Слушателям К-Рор, которые следят за индустрией со второго и третьего поколений (искренне порадуемся, если этот текст читают фанаты первого), тейк о том, что мужские группы медленно уступают женским, может немного выбить почву из-под ног. Популярность Psy, BigBang, ЕХО и, конечно, BTS в своё время привлекли огромное внимание к индустрии, однако сегодняшняя картина пополняется новыми красками и медленно, но верно видоизменяется. Об этом говорит Ён Джун, участник группы ТХТ, в подкасте с БэмБэмом из Got7: «Если честно, думаю, что четвёртое поколение сложновато. Мне кажется, мужчина-айдол получает меньше внимания. Я бы хотел, чтобы мужчин-айдолов появлялось всё больше и они становились знаменитыми». Об этом говорят и некоторые цифры и рекорды молодых женских групп, которые пока не могут сместить доминирующего во всех чартах гегемона Чон Гука, но всё чаще обходят в узнаваемости и народной любви своих коллег-ровесников из бойз-бэндов.
Кто-то может подумать, что это не показатель, и треки женских групп и соло-артисток всегда пользовались популярностью в чартах за счёт своих лёгких мотивов (в большинстве своём), но стоит вспомнить, сколько за последние годы появилось амбассадорок люксовых брендов, сколько айдолок возглавило крупные рекламные кампании, и даже возникновение таких феноменов как «Вонёнизм» обращает на себя внимание.
В этом материале мы постараемся найти ответы на вопросы — правда ли женские группы забирают пальму первенства, популярности и лояльности у бойз-бэндов и какие есть у этого причины.
Патриархальный К-Рор
В 2011 году Ли Су Ман, основатель одного из крупнейших агентств в Южной Корее SM Entertainment, заявил, что настало время Hallyu 3.0. По его словам, Hallyu 3.0 — это третья фаза Корейской волны, когда местные компании в индустрии развлечений начинают экспортировать «культурную технологию» Кореи далеко за её пределы.
Культурная технология относится не только к непосредственному контенту K-Рop, но и к самой структуре индустрии, которая привела к рождению того контента, который мы видим сегодня.
Проще говоря, её настоящая глобализация происходит тогда, когда Корея экспортирует не только конечное блюдо под названием К-Рор, но и ингредиенты, и рецепт. Важно не то, где это сделано, а кем это сделано, потому К-Рор — это не просто жанр музыки, а сложная система, которая включает воспитание трейни, создание музыки, маркетинг и брендинг звёзд.
Чтобы отследить тенденции в развитии K-pop, его традиционно делят на временные рамки — поколения. Сегодня их насчитывают пять.
Самой первой айдол-группой в К-Рор принято считать бойз-бэнд H.O.T., который создали SM Entertainment в 1996 году. H.O.T. имели бешеную популярность в Южной Корее, а вскоре их влияние распространилось и на весь регион. Позже дебютировали такие же обречённые на успех бойз-бэнды Sechs Kies, Shinhwa, g.o.d. Конечно, параллельно на музыкальную сцену Халлю ступали и участницы женских групп — зажглись звёзды над S.E.S. (фото 1), Chakra (фото 2), Fin. K.L. (фото 3), однако добиться такого же успеха, как их коллеги, девушки не смогли.
Во втором поколении женских групп стало в разы больше: взошли легендарные Girls’ Generation (фото 4), 2NE1 (фото 5), Wonder Girls (фото 6), KARA (фото 7), f(x), A-Pink и многие другие, однако бойз-бэнды по-прежнему куда быстрее покоряли новых, абсолютно лояльных фанатов. С приходом BigBang в 2006 году понятие фандома взлетело на новый уровень: появились лайтстики и многие другие привычные сегодня атрибуты К-Рор. Второе поколение начинает активнее доминировать в азиатском регионе, а сообщества укрепляются и увеличиваются. В 2012 году весь мир слушает «Gangnam Style», чтобы уже через год нырнуть в новое третье поколение. Дебют ЕХО, а чуть позже и дебют легендарных BTS, которым предстоит через четыре года ворваться с ноги на Запад.
И тут, наконец, гейм-чейнджерами индустрии, где главенствовали бойз-бэнды, становятся TWICE (фото 8), Blackpink (фото 9) и Red Velvet — пожалуй, главные женские группы третьего поколения. Они практически совершили прорыв в K-pop, разрушив убеждение о том, что айдолки не смогут принести приличную прибыль от концертов за рубежом. Фанатки полюбили их образ сильных женщин и пытались на них равняться, а их песни на музыкальных стриминговых платформах регулярно превосходили песни бойз-бэндов.
Тем не менее, это всё ещё тот период, когда бойз-бэнды остаются прибыльнее, потому что именно они привлекают преданных женских поклонниц, жаждущих раскошелиться на альбомы и концерты.
По данным Billboard, в 2019 году BTS заработали около 136 миллиардов вон (117 миллионов долларов США) на продаже билетов, в то время как Touring Data сообщил, что Blackpink заработали 44,2 миллиарда вон (31 миллион долларов).
В четвёртом поколении всё ещё доминируют бойз-бэнды. Stray Kids, ТХТ, ATEEZ, ENHYPEN, ONEUS. Однако ITZY, IVE, (G)I-DLE и конечно aespa продолжают держать марку гёрлз-бэндов. Совсем скоро их популярность взыграет новыми красками, когда придёт пятое поколение и установит новые правила.
Почему так сложилось
Но действительно ли поклонницы-женщины более преданны и готовы тратить больше денег по сравнению с поклонниками-мужчинами? Вопрос доминирования мужчин на рынке комментирует один из экспертов индустрии музыкальный критик Пак Су Джин:
«K-Рop был переполнен артистами-мужчинами в самом начале. Знаменитые мужские группы, такие как Seo Taiji and Boys, дали жизнь новым музыкальным стилям в Корее в начале 1990-х, в то время как певицы практически не имели опоры, так как в прошлом люди считали, что они делают что-то постыдное, далёкое от искусства и творчества».
Поэтому картина сложилась так, что основными потребителями музыки были молодые девушки, и индустрия следовательно была вынуждена развиваться в направлении, которое соответствовало их вкусам. Почти всё (фангудсы, концерты, мерч) было адаптировано под женщин, поэтому они до сих пор доминируют как платёжеспособная аудитория.
Критик Чон Ён Кён говорит: «Женщины-фанатки также склонны собираться вместе на онлайн-платформах или соцсетях, чтобы коллективно стримить клипы и песни. Это чувство связанности друг с другом, как фандома, делает их более преданными и своим любимым исполнителям, побуждая играть более активную роль в своём сообществе».
С точки зрения продаж альбомов женские K-pop-группы могут быть слабее мужских, но они регулярно одерживают верх в цифровом стриминге, в основном потому, что их музыка более лёгкая для прослушивания. Именно их чаще всего включают в заведениях, магазинах и на разных мероприятиях:
«Если мы посмотрим на музыкальные стриминговые платформы, такие как Melon, треки женских групп обычно занимают более высокие места в чартах. Те, кто не очень разбирается в музыке и артистах, обычно предпочитают песни женских групп, поэтому они более привлекательны для широкой публики».
New Girls Power
Действительно, у женских и мужских групп разная целевая аудитория. В то время как бойз-бэнды сосредоточены на формировании глубоких парасоциальных отношений со своими преданными поклонниками, женские группы нацелены на более широкий круг слушателей.
«С появлением стриминговых сервисов стало ненужным покупать физические альбомы, чтобы слушать музыку, а это значит, что те, кто это делают, делают это из лояльности, — считают эксперты. — Фандомы бойз-бэндов считаются более крепкими, чем фандомы женских групп, и это видно по цифрам. Но что меняется, так это то, что продажи альбомов женских групп выросли за последние два года, особенно у относительно молодых групп, таких как (G)I-DLE и aespa, которые нравятся как их поклонникам, так и обычным слушателям».
Фактически, «Girls — The 2nd Mini Album» группы aespa (фото 10) стал седьмым по величине продаваемым корейским альбомом в 2022 году с 1,8 миллиона проданных копий по всему миру. Это был первый альбом женской группы, который распродался тиражом более миллиона альбомов в течение недели после релиза и всего через два года после дебюта группы. «After LIKE» группы IVE (фото 11) стал 10-м по величине продаваемым альбомом в Корее с 1,61 миллиона альбомов.
По словам Ким Джин У, старшего научного сотрудника Circle Chart, успех женских групп можно объяснить изменением их общего имиджа.
Женские группы в 2010-х годах — такие как Girl’s Day, Sistar, AOA, Nine Muses, After School — придерживались женственной, сексуальной концепции, которая в основном привлекала мужскую аудиторию. Новые группы придерживаются так называемой «girl crush»-энергии, привлекательной для женщин-поклонниц.
Burning Sun и Тэ Иль
Другим поворотным событием следует называть кейс клуба Burning Sun и скандал с бывшим участником NCT Тэ Илем. Сексуализированное насилие нередко мелькает в новостных сводках корейских медиа, посвящённых индустрии развлечений. Примерно с той же периодичностью, что и некрологи.
Однако Burning Sun — это скандал немыслимого масштаба. Подробнее мы рассказывали тут. Burning Sun — название клуба, исполнительным директором которого был экс-участник BigBang Сынри. За закрытыми дверями клуба цвели проституция, сексуализированное насилие, наркоторговля и коррупция сотрудников полиции. В чатах завсегдатаев клуба числилось большое количество знаменитостей, в том числе Чон Чжун Ён (Drug Restaurant), Чжон Хён (CNBLUE), Чхве Чжон Хун (F.T. Island) и другие.
По информации из документального фильма ВВС, посвящённому Burning Sun, периодически Сынри лично появлялся в клубе, чтобы выступить в качестве диджея. Это был завуалированный способ поиска жертв для VIP-клиентов. Большинство посетительниц клуба во время таких мероприятий были фанатками Сынри. С их наплывом, приходили и посетители-мужчины, «заказывая» понравившихся девушек. Их накачивали наркотиками и после отводили в специальные комнаты.
Новый громкий секс-скандал с участием айдола не заставил себя долго ждать. В конце лета этого года экс-участника группы NCT Тэ Иля обвинили в групповом изнасиловании с отягчающими обстоятельствами. Он всё ещё находится под следствием, но если вину докажут, то Тэ Илю грозит как минимум семь лет лишения свободы, как максимум — пожизненное заключение.
Как и скандал клуба Burning Sun, который является крупнейшим скандалом в истории корейской индустрии развлечений, кейс Тэ Иля разрушает невинный образ популярных айдолов и доверие фанатов.
Корейцы больше не хотят быть айдолами
Новости о сексуализированном насилии в индустрии вряд ли позитивно влияют на рост бойз-бэндов в качестве объекта стэнерства. Однако и среди молодых людей всё меньше тех, кто мечтает дебютировать в качестве айдола.
Сложная система подготовки не обещает, что все усилия окупятся и трейни смогут выступать на сцене. Стажёры проходят в среднем от трёх до пяти лет суровых тренировок и должны яростно бороться за шанс дебютировать, даже если он и космически маленький. Но даже если успех свершился, жизнь айдолов представляет собой сложный психологический путь, в котором нужно отказаться от публичной личной жизни и свободной трансляции своего мнения по поводу множества тем.
Уже приходят сообщения от K-pop агентств о трудностях в поиске стажёров-мужчин, как по количеству, так и по качеству, поскольку многие молодые люди теперь предпочитают становиться инфлюенсерами или ютуберами — они потенциально предлагают большую прибыль и большую свободу действий.
«Примерно два-три года назад количество стажёров-мужчин сократилось более чем на 30%. В группе стажёров менее 10 мальчиков из 30 человек», — заявил изданию Korea Herald представитель местного музыкального лейбла.
Однако поддержка идеального образа 24/7 — не единственная причина снижающегося количества стажёров. Некоторые эксперты связывают это с отсутствием устойчивости у бойз-бэндов и необходимостью проходить военную службу.
«Для айдолов прохождение обязательной военной службы имеет решающее значение. Стажёры думают о том, как долго они смогут поддерживать свою карьеру после увольнения из армии. В большинстве случаев они теряют поклонников и не могут продолжить свою карьеру. BTS (фото 12) и Seventeen (фото 13) — исключительные случаи, — сказал инсайдер индустрии. — Более того, нужны новые успешные бойз-бэнды, на которые молодые стажёры могли бы равняться. Ни одна мужская группа K-pop не достигла такого успеха, как BTS. Стажёры знают это и не готовы жертвовать своей молодостью ради неопределённости».