«Біз екеуміз»
«В джазе только девушки» с Дауреном Сергазиным
Начнём список со смешного и незатейливого фильма от режиссёра Ернара Нургалиева. В послужной список постановщика входят чуть ли не все главные отечественные комедии последних лет, включая и первую часть успешной трилогии «Брат или брак», и полюбившийся казахстанским критикам «Умри или вспомни», и две ленты «Келінжан». Поэтому от «Біз екеуміз» можно было ожидать полуторачасовой набор смешных шуток, объединённых вполне условной историей.
Сюжет «Біз екеуміз» строится вокруг лудомана Дарына, который оказывается должен абсолютно всем, включая и местного криминального авторитета Каната. В попытках избежать наказания мужчина переодевается в женщину, называется Сандугаш и устраивается работать сиделкой к богатой пожилой женщине и её внучке Маржан. Естественно, главный герой влюбляется в молодую девушку.
Фильмы про переодевания мужчину в женщину в попытках скрыться от долгов уже давно вошли в историю мирового кино. Среди них классические ленты «В джазе только девушки» (в одной из сцен Нургалиев чуть ли не дословно цитирует ленту Билли Уайлдера), «Тутси» или «Дом большой мамочки». Поэтому от фильма сюрпризов ждать не стоит, ведь сюжет до ужаса вторичен и нужен лишь для создания юмористических ситуаций, в которые попадают герои. Тем не менее, юмор в проекте вызывает не просто лёгкий смех, а заставляет зал истерически хохотать во время просмотра.
Во многом это заслуга Даурена Сергазина, который смог достоверно вжиться в роль Сандугаш. Но главная звезда картины — это Ерболат Алкожа, сыгравший Каната. Его каменное лицо и небрежная подача текста создаёт контраст с эмоциональной игрой других актёров. Поэтому у Алкожи за фильм есть несколько действительно запоминающихся эпизодов, где он умудряется рассмешить зрителя не произнеся ни слова.
«Оттегі»
Захватывающая драма о смерти и поиске семьи
Ещё один громкий фильм апреля — это драматическая картина о бывшем бандите Габите. Криминальный мир давно оставлен позади и теперь главный герой должен разобраться с последствиями такой жизни. Из-за тяжёлой болезни мужчину досрочно выпускают из тюрьмы, но ему приходится постоянно дышать через кислородный баллон и проходить курсы химиотерапии. У него нет денег на лечение, а бывшая жена отказывается брать трубку и огораживает дочь от общения с отцом.
Попутно с историей Габита зрители знакомятся с двумя ребятами из детдома, к которым в учреждение решили заселить пожилых людей из дома престарелых. Герои быстро выясняют, что всё это часть плана неких бандитов, решивших нажиться на уязвимых группах населения. В попытках восстановить справедливость, двое детей объединяются с пожилой парой, чтобы украсть деньги у криминальных авторитетов.
«Оттегі» — это история создания семьи. Все герои фильма – аутсайдеры, оставленные своими любимыми: у одних нет родителей, о других забыли дети. Поэтому они начинают заботиться друг о друге, чтобы хоть как-то выжить в сложившихся обстоятельствах. Такой сюжет редко встретишь в отечественном кино, что несомненно можно записать в плюсы «Оттегі».
Режиссёр Самат Сержанов умело выстраивает драматические моменты, отчего зритель искренне сопереживает Габиту в исполнении Олжаса Абая. Стоит отметить, что Абай, который чаще всего играет в комедийных лентах («Брат или брак», «Таптым-ау сені») отлично справляется с драматической ролью умирающего бандита с золотым сердцем. При этом, юмор в фильме всё ещё присутствует, но шутки не перетягивают на себя внимание, а скорее разряжают серьёзные эпизоды. Наконец, работа цепляет технической составляющей. Оператор Багдат Аргинов, ранее снимавший посредственный, но красивый «Взаперти» и работавший с Алишером Утевым над несколькими проектами, постоянно находит нестандартные способы показать эмоции персонажей на экране.
«Солай болып қалды»
Бытовой сексизм и пляжный волейбол
От неплохих (хоть и далеко не идеальных) картин перейдём к откровенно слабым лентам. К постановщику Тимуру Дулатову есть некий кредит доверия, который он заслужил фильмом «Хотя бы в кино» о коррупционере, осознавшем свою вину и сдавшемся полиции. К сожалению, на этот раз вместо интересного социального комментария «Солай болып қалды» показывает зрителям, что даже если ты ленивый, неспособный прокормить себя сексист, у тебя всё равно всё получится (главное, быть добрым).
Сюжет крутится вокруг мужчины Бахыта, который работает на Шри-Ланке мобилографом у нечистого на руку интернет-коуча. Когда нашего героя увольняют, у него не остаётся денег улететь обратно домой. Волею случая мужчина знакомится с казахстанским тренером по пляжному волейболу, их обоих сбивает мотоцикл и они оказываются в больнице.
По счастливой случайности Бахыта принимают за тренера и перевозят жить в шикарный особняк жить к трём спортсменкам. Далее зрителей ждёт серия гэгов, где Бахыт без всяких стеснений пристаёт к своей подопечной, попутно подшучивая над массажисткой команды из-за её полноты.
В придачу к второсортному юмору идёт и крайне сомнительный посыл. Так, одна из спортсменок в конечном счёте влюбляется в главного героя. Хотя Бахыт к своему почтенному возрасту всё ещё работает мобилографом на побегушках у мошенника. Он не знает, как зарабатывать деньги и при любой возможности предлагает своей команде сбежать из ресторана, не заплатив за счёт. Вместо тренировок он целыми днями спит, потом неумело подбадривает спортсменок, а после отчитывает их за откровенный внешний вид. Авторы очевидно надеются, что зрители смогут отождествить себя со столь проблематичным персонажем, ведь ни в какой момент фильма ни одна из этих черт не осуждается.
«Біздің жігіттер: Афган»
«Неудержимые» с казахским колоритом
Сюжет «Біздің жігіттер: Афган» не имеет абсолютно никакого смысла. В начале фильма разведчик в исполнении Еркебулан Токтара пытается накрыть группу наркоторговцев из Афганистана. Далее КНБ Казахстана решает остановить поставки нелегальных веществ в страну, но с этой миссией могут справиться только трое бывших военных, давно отошедших от дел.
Стариков сопровождает молодой разведчик Токтаp, который на дух их не переносит и относится как к маленьким детям. Последние, правда, вполне заслуживают такого отношения, они постоянно совершают нелогичные поступки, рискуя собственными жизнями.
Фильм пытается заинтересовать зрителя экшеном и искромётным юмором, но ни того, ни другого там не наблюдается. Тут вспоминается сцена, где персонажи прячутся от местного бандита в доме у старого друга-афганца. Главный злодей врывается в здание в поисках героев, переворачивая всё с ног на голову. Однако военные вполне хитро прячутся под дощечками пола. Здесь зритель конечно же вспомнит знаменитый эпизод из «Бесславных ублюдков».
Но «Біздің жігіттер: Афган» не могли выдержать серьёзный тон даже в этом моменте, поэтому друг-афганец при виде страшного антагониста неожиданно обоссывается, а моча начинает стекать из штанов на лицо Токтара. Он дико кривляется, пока мужчины рядом тихо смеются. В целом эта сцена полностью описывает ощущения во время просмотра фильма: людям вокруг смешно, а тебе неприятно.