Казахстанские фильмы марта: комедия, альманах и детская драма

Каждый месяц отечественные режиссёры радуют и огорчают зрителей охапками новых картин, начиная от классических комедийных лент и заканчивая экспериментальными авторскими проектами. Некоторые из них заслуживают вашего внимания, а другиевполне можно пропустить.

Чтобы разобраться читайте краткий обзор на казахстанский прокат от кинокритика Ораза Керейбаева.

«Брат или брак 3»

Посредственная комедия, обогнавшая «Дюну» по сборам

 

Начнём с продюсерского проекта Куралай Анарбековой, в котором она снова сыграла роль Гаухар — жены главного героя Айдара. Но сначала вспомним с чего всё начиналось. События первой ленты крутились вокруг попыток Айдара наладить контакт с пятью старшими братьями Гаухар. Тогда картина состояла в основном из КВН-овских гэгов, связанных очень условным сюжетом. К сиквелу количество таких шуток лишь увеличивалось, а сюжет, хоть и пытался поднять социальные темы, в итоге ушёл на второй план, передав всё свободное пространство кривляниям актёров. 

В 2024 году на казахстанские экраны вышла уже третья часть, которая рассказывает несколько практически несвязанных историй, структурно напоминающих скорее очередной эпизод какого-нибудь сериала, чем полноценный фильм. Пытаясь хоть как-то сохранить релевантность своего названия, создатели придумали сюжет о брате-близнеце Айдара по имени Арыстан. Главный герой ищет родственника, а когда находит узнаёт, что Арыстан — это жестокий преступник, отбывающий наказание в тюрьме. Далее юмор строится на контрасте между двумя персонажами.

Чтобы хоть как-то заполнить хронометраж, авторы решают дать Баге — одному из братьев Гаухар — сюжетную линию, в которой он пытается избежать свадьбы со своей девушкой. Ради этого мужчина прикидывается гомосексуалом, чтобы получить визу в США и уехать из страны. Весь юмор строится вокруг того, что Бага профессиональный борец с набором маскулинных черт, которые никак не вписывается в стереотипный образ гомосексуала. 

Суммировав, «Брат или брак 3» по всем параметрам выглядит как необязательная картина, не представляющая никакой художественной ценности. 

«Алматы, я люблю тебя!»

Пять незапоминающихся короткометражек

 

Картина позиционируется как альманах, посвящённый городу Алматы. Однако на деле фильм состоит из пяти короткометражек, которые не имеют общей сюжетной линии, духа, или идеи. События ленты, название которой отсылает к культовому «Париж, я люблю тебя», могли бы произойти не только в Алматы, но и в Астане, и в любом другом большом городе. Авторы практически не тратят времени на то, чтобы хоть как-то полюбоваться красотами города или же использовать их в сюжете своих новелл. Конечно, изредка мы видим пролёты дронов вокруг улицы Розыбакиева, но ничего более создатели предложить не могут. От этого складывается ощущение, что перед нами просто сборник коротких фильмов, которые решили объединить под знаменем общей локации. 

Что касается качества каждой отдельной истории, то они в лучшем случае сносные, но ни одна короткометражка не цепляет зрителя. При этом видно, что авторы стараются надавить на самые низменные чувства публики, показывая натужно милые и слащавые сюжеты. Тут и нарочито грустный сюжет про мальчика сироту, и предсказуемая линия про парня, который опаздывает на вокзал к своей любимой, и наивный рассказ про женщину, которая изобретает казахский фаст-фуд. Всё это приправлено слезовыжимательными моментами: одна героиня не в состоянии заплатить за аренду жилья, а другая попадает в аварию, оставив сына одного. Но при всех попытках вывести зрителя на эмоции, эти сюжеты оказываются настолько вторичны, что ни один герой не остаётся в голове после просмотра. 

«Анашым»

Чуть лучше, чем «Алматы, я люблю тебя!»

 

В этом месяце отечественный прокат выпустил не один, а целых два альманаха. Как и в случае с «Алматы, я люблю тебя!», связь между всеми историями в «Анашым» оказывается максимально натянутой. Тем не менее, «Анашым» показывает всего три короткометражки, отчего у каждого сюжета есть больше экранного времени на раскрытие персонажей. 

Первая новелла рассказывает историю бабушки, живущей в маленьком ауле. Она хочет подключить интернет в своём доме, чтобы у детей и внуков была дополнительная причина навещать её. Для этого героиня просит о помощи своего соседа, а тот обращается к сыну. Вместе герои пытаются наладить связь в деревне, попутно справляясь с локальными проблемами и воюя с местным акимом. Несмотря на всю наивность, именно этот сюжет оказывается наиболее хорошо продуманным и захватывающим. Происходит это за счёт химии между персонажами, которые бескорыстно готовы помочь друг другу ради благого дела. 

Другие две новеллы рассказывают о городской бизнес-вумен, которая приезжает в деревню из города и вспоминает более простую жизнь, и об офисной работнице, которая отчаянно пытается выйти замуж. Оба сюжета оказываются вполне стандартными. Как и в случае с «Алматы, я люблю тебя!», зрители просто увидят знакомые и ничем не выделяющиеся истории. Поэтому, хотя «Анашым» можно похвалить за отдельные моменты, картина не может похвастаться постоянством качества.

«Балашка»

Хорошее кино для детей

 

Как можно понять по трейлеру и крайне удручающему постеру, «Балашка» ориентирован на детскую аудиторию. Картина фокусируется на мальчике Аслане, который попадает во всевозможные передряги. В начале фильма родители главного героя собираются в отпуск и думают с кем оставить сына. После очередной хулиганской выходки отец принимает решение отправить Аслана в деревню, чтобы тот научился ответственности у своего дедушки. По пути отец встречает двух бандитов, застрявших на дороге, и помогает им с бензином. Позже преступники наведываются в дом дедушки Аслана, чтобы попробовать украсть оттуда скотину.

«Балашка» во многом копирует структуру фильма «Один дома». Однако казахстанская картина приходит к сюжету о вражде ребёнка с бандитами лишь в самом конце фильма. Большая часть ленты посвящена общению Аслана с дедушкой, который показывает мальчику прелести сельской жизни. Между двумя героями практически нет конфликта. Зато присутствуют тёплые семейные отношения, которые способны по-настоящему влюбить в себя зрителя. Всё это снято и смонтировано на вполне достойном уровне, а качество шуток находится выше стандартного туалетного юмора. 

Поэтому большая часть фильма напоминает медитативную историю о жизни мальчика с дедушкой в деревне. Тем не менее, ближе к концу авторы вспоминают про бандитов из начала картины и снова вводят их в сюжет, чтобы Аслан, научившись мудростям у дедушки, смог остановить преступников в фирменном стиле Маколея Калкина с казахскими мотивами. Тут качество фильма резко падает, превращаясь в очередной калейдоскоп из физической комедии. Но даже при таком сумбурном финале «Балашку» стоит похвалить за первые две трети картины.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Парадокс Родри: как незаметный герой завоевал «Золотой мяч»
Культура
Парадокс Родри: как незаметный герой завоевал «Золотой мяч»
Увлекающий, убивающий, утомляющий «Ужасающий»
Культура
#кино
Увлекающий, убивающий, утомляющий «Ужасающий»
«Спираль»: неудачная экранизация хоррор-манги Дзюндзи Ито
Культура
#кино
«Спираль»: неудачная экранизация хоррор-манги Дзюндзи Ито
«Казахстан стал для меня открытием»: интервью с фотографом Кэлли Эх
Бизнес
#люди
«Казахстан стал для меня открытием»: интервью с фотографом Кэлли Эх
Почему все смотрят «Ван-Пис» 25 лет спустя
Культура
#кино
Почему все смотрят «Ван-Пис» 25 лет спустя