Сакура. Иц май лайф
Иц э гуд муви эбаут гангстерс.
Алматы 1990-х. Криминальные группировки делят между собой трассы, районы и заводы. Сюжет фильма крутится вокруг противостояния между местным бандитом Сакурой и русским авторитетом Князем. Конфликт очень быстро принимает уровень международного значения, в который оказываются втянуты правоохранительные органы и представители других криминальных образований. Это приводит к массовым перестрелкам, многочисленным предательствам и неожиданным плот-твистам. Попутно с гангстерскими разборками зрителям показывают любовную линию Сакуры, готового завязать с бандитской жизнью ради девушки Мадины. Всё это сочетание классических жанровых образов и тропов создает динамичный гангстерский боевик о лихих девяностых Казахстана.
«Сакуру» хочется хвалить за многое, начиная от операторской работы Азамата Дулатова, который ранее снимал фильм «Қаш», и заканчивая эффективным использованием каждой сцены для продвижения сюжета и раскрытия персонажей. Если говорить о камере, то она всегда дополняет происходящие на экране действия. Так, после одной из перестрелок мы наблюдаем длинную непрерывную сцену, снятую с ручной камеры в тёмном помещении. Такой подход позволяет нам прочувствовать переживания Сакуры в реальном времени, давая возможность ненадолго стать участником событий.
Что интересно, буквально через пару минут дрожащая камера сменяется статичным планом, чтобы показать сцену похорон. Кадр оказывается полностью заполнен горюющими людьми, рисуя образ единой массы, несущей тело на кладбище. Подобные эпизоды захватывают дух в первую очередь из-за операторской работы.
Конечно, как и с любым проектом про 90-е возникает вопрос о романтизации бандитской жизни. Тут режиссёр Санжар Омаров попытался выдержать баланс, показав очень эффектную жизнь криминальных группировок, но вместе с этим наказав практически каждого персонажа, замешанного в криминальных деяниях.
Помимо разговора о пагубности бандитской жизни, «Сакура» поднимает темы поиска национальной идентичности после развала СССР. Делается это через казахский и русский языки. Так, конфликт между Сакурой и людьми Князя возникает когда один из персонажей начинает грозно требовать от Сакуры говорить «по-человечески», а не по-казахски. Также частично отсутствие романтического интереса Мадины к бандиту Манке также связано с тем, что он говорит исключительно на казахском языке. Такие эпизоды и идея о защите казахстанцев перед иностранными захватчиками в виде Князя во многом говорят не столько о событиях 1990-х, сколько о сегодняшних постколониальных реалиях.
Жездуха
Картина понравится фанатам оригинального сериала, но не более.
«Жездуха» — это наиболее традиционная казахстанская комедия. Фильм продолжает события оригинального сериала и по наполнению мало чем отличается от ещё одного 20-минутного эпизода. На этот раз персонажи выбираются из привычных условий Шымкента на север Казахстана в деревню Будущее. Делают они это чтобы бесплатно получить дом и деньги от государства. Но, как оно обычно бывает в подобных комедиях, выделенные средства к себе уже успел прибрать коррумпированный аким. Теперь героям предстоит вывести чиновника на чистую воду, а также разобраться с собственными финансовыми и личными проблемами.
Тут стоит сказать, что «Жездуха» больше напоминает набор скетчей из «Жайдармана», нежели полноценную картину. Работа юмористической труппы шита белыми нитками, служащими для перехода из одной комедийной зарисовки к другой. При этом создатели проекта расстреливают аудиторию шутками буквально каждую минуту, используя весь свой юмористический потенциал. Поэтому хотя бы парочка гэгов найдёт отклик даже в самом угрюмом зрителе. Тем не менее, процентное соотношение нетривиального юмора к банальным второсортным приколам оставляет желать лучшего.
Что касается поднятых тем, то «Жездуха» на манер большинства современных казахстанских комедий говорит вообще обо всём, начиная от традиций и бытовых проблем и заканчивая коррупцией, правительством и шутками над знаменитостями. При этом интересно наблюдать за тем, как авторы комедийных фильмов критикуют акимов и провалы в образовавшейся системе, скрывая такие темы в бесконечном потоке гэгов.
Подытожив, хочется сказать, что «Жездуха» рассчитан на свою огромную преданную аудиторию (в среднем у каждой серии 7-8 миллионов просмотров), но не на стороннего зрителя. Если вы не знакомы с проектом, то фильм вам вряд ли понравится. Если же вы любите этот интернет-сериал, то скорее всего вы уже сходили на картину в кино.
Қашан үйленесің
Незамысловатый фильм для свидания.
Ещё одно жанровое кино, вышедшее в преддверии дня святого Валентина. Романтическая комедия режиссёра Медета Калибекова рассказывает историю молодого бедного парня Ерлана, отчаянно влюблённого в девушку Баян. Он всячески пытается привлечь её внимание, но героиня никак не замечает ухажёра. Всё это продолжается до тех пор, пока Ерлан не остаётся присматривать за своими племянниками, которые случайно знакомятся с той самой Баян. Мужчина врёт, что это его дети и у героев наконец завязывается дружба. Однако вскоре Ерлан понимает, что не хочет основывать отношения с Баян на лжи, что приводит к целому ряду моральных дилемм и комедийных эпизодов.
«Қашан үйленесін» — это очень простая стерильная картина. В ней нет никаких интересных жанровых находок или экспериментов. Лента длится всего 70 минут, но даже этот хронометраж в итоге ощущается растянутым. Тем не менее, простота фильма также играет проекту на руку, ведь зритель точно знает чего ожидать от ленты. «Қашан үйленесін» рассказывает классическую историю любви, добавляя туда всё те же знакомые зарисовки семейного быта и в меру чудаковатых работников полиции. Поэтому картина подойдёт для непринуждённого похода на свидание, но, как и в случае с «Жездухой», культурной ценности в ней практически нет.
Адам и Алма
Авторское кино с одной мыслью на весь фильм.
Закончим список не жанровой картиной «Адам и Алма» режиссёра Аскара Узабаева, известного по фильмам «Бақыт» и «Келинка тоже человек». Лента рассказывает о бизнесмене Адаме, который решает продать участок покойного отца, чтобы расплатиться с долгами. Когда он приезжает осмотреть территорию, герой встречает двух незнакомцев — молодую девушку Алму и уже пожилого мужчину Сашу. Они годами приглядывают за местной территорией, выращивая на ней яблони. В течение фильма мужчина проникается любовью к яблокам, прощает своего почившего отца и заводит романтические отношения с Алмой.
К сожалению, фильм сплошь и рядом состоит из банальных сценарных решений, считываемых буквально с первых минут. При этом сюжет движется до ужаса медленно, заставляя зрителя скучать и ждать наступления следующей сцены. Что касается каких-либо подтекстов, то невнятные параллели с библейскими мотивами читаются быстро и толком ни к чему не приводят. Другая тема картины – это ненависть к отцу и попытки простить его. Эту идею авторы тянут с начала и до конца фильма, делая её чуть ли не единственной мотивацией главного героя. При этом героя наделили всего одной эмоцией, поэтому наблюдать за постоянными рыданиями Адама касательно его детских травм быстро утомляет.
«Адам и Алма» имел все шансы на успех. Так, помимо именитого постановщика в команду был привлечён оператор Азиз Жамбакиев, известный по «Урокам гармонии» и недавно отметившийся с фильмом «Шамбала» на Берлинале. Тут стоит отметить, что многие кадры действительно цепляют глаз (особенно контраст красных яблок с белым снегом), но даже они не способны удержать интерес зрителя.