Казахстанские фильмы, вышедшие в январе: плохие и очень плохие ленты

Отечественное кино сейчас популярно как никогда. Тем не менее, качество большинства фильмов оставляет желать лучшего. Речь тут идёт даже не о сценарии, съёмке или актёрской игре, а об идеях, которые казахстанские режиссёры и сценаристы транслируют в общество. 

Наш кинокритик Ораз Керейбаев сходил на четыре ленты января (чтобы вам не пришлось) и теперь делится своим мнением о них.

«Ұялам, но үй алам»

Картина, от которой хочется биться головой об кресло. 

В начале фильма зрителям заявляется вполне понятная проблема — семья с четырьмя детьми ютится в маленькой съёмной квартире в Алматы и мечтает о собственном жилье. Однако денег, да и желания, на ипотеку у наших героев нет, поэтому Айжан уговаривает своего мужа Сырыма подать на фиктивный развод, чтобы после получить бесплатно квартиру от государства. Сырым долго противится, но из большой любви к жене соглашается на афёру. Естественно, ситуация быстро выходит из-под контроля, когда Айжан начинает врать соседям и друзьям, что причиной развода послужили постоянные избиения мужа, его алкоголизм и лудомания. 

Мужчину начинают осуждать знакомые, ему приходится ночевать в машине и украдкой бегать в квартиру пока соседи не видят. История набирает обороты в социальных сетях и семейная драма наших героев становится национальным достоянием, а Сырым — главным врагом всех женщин. Тем не менее, мы, как зрители, видим всю картину и понимаем, что все публичные обвинения Айжан и общественное порицание несправедливы. Да и большинство инфлюенсеров, освещающих ситуацию, по сюжету просто хотят нажиться на скандале. 

 

 

В итоге авторы выставляют Сырыма жертвой, а Айжан эгоисткой, способной предать мужа ради квартиры. Более того, мужчина показан практически святым человеком, готовым простить жену даже после всех манипуляций и обвинений.

Таким образом режиссёр Абдусаид Тулегенов через свою картину смеётся над домашним насилием. Хотя такая проблематичная мораль фильма скрывается за всевозможными шутками и неким happy-end-ом, параллели между «Ұялам, но үй алам» и положением с домашним насилием в стране очевидны. Такое кино существует и даже активно продвигается в отечественном прокате, а значит обществу придётся пройти ещё долгий путь, пока жертвы насилия прекратят быть объектом насмешек.

«Мне тебя обещали»

Ещё одна картина, которую хочется ругать за продвигаемые идеи. 

«Мне тебя обещали» основан на реальных событиях, которые произошли в Мангистауской области в 2010 году. Тогда из тюрьмы в Актау сбежала группа террористов, которые затем вступили в перестрелку съёмочной площадке казахстанского фильма. Хотя большинство бежавших не пережило перестрелки, двум террористам удалось скрыться от органов власти 

На месте трагедии по сюжету картины оказалась актриса по имени Таира. Находясь в шоке, девушка отправляется к старшему брату, который построил зону отдыха на берегу Каспийского моря. Единственным постояльцем заведения оказывается загадочный европейский орнитолог Мариус. Таира влюбляется в молодого человека, однако вскоре выясняет, что Мариус также является радикальным мусульманином, приехавшим в регион, чтобы спасти бежавших террористов. Он не хочет впутывать девушку в свою миссию, но та оказывается готова покинуть страну и уехать с мужчиной в зону боевых действий. 

В конце Таира выясняет, что Мариус убил её брата, отчего ей также приходится убить своего возлюбленного. Но делает она это с большими сомнениями, а после и вовсе плачет над его телом.

В течение всего фильма Мариус показывается как очень чуткий и образованный человек, который не желает зла никому, если только на него не напали первым. Он разбирается в искусстве, любит животных и заботится о нашей героине. В двух сценах, где он убивает своих врагов, авторы дают понять, что мужчина не был инициатором боя. Таким образом режиссёр и сценаристы будто бы оправдывают его действия. Точно также, когда Таира узнаёт об истинных намерениях Мариуса, герой рассказывает о том, как давным давно его родители, работавшие в «Красном кресте» на Ближнем Востоке, были жестоко убиты западными военными. 

В итоге фильм не пытается осуждать Мариуса, вместо этого рисуя на экране портрет идеального героя-любовника. Более того, Таира, которая в начале фильма боится общаться с людьми из-за пережитого ужаса, спокойно соглашается бросить свою жизнь и уехать с мужчиной. Такой сюжет напоминает работу Тимура Бекмамбетова «Профиль» (2018), но там режиссёр вполне однозначно показал, что под видом харизматичного военного скрывается безжалостный террорист. В «Мне тебя обещали», к сожалению, такого не происходит. 

«Жыным сол 2: Тайные желания»

Ненужный сиквел безыдейного оригинала.

В конце первой ленты простой банковский работник Досбол дарует свободу джину по имени Жасмин. Между двумя картинами герои успевают пожениться и уже в новом фильме мы наблюдаем за семейной жизнью персонажей. Так, Жасмин пытается привыкнуть к тому, что она теперь обычный человек, а Досбол отчаянно старается найти ещё один кувшин с джином, чтобы решить все свои финансовые проблемы. 

Когда персонаж Рамазана Амантая всё-таки находит джина, мужчина начинает вести себя невероятно надменно, что никак не вписывается в образ доброго парня, показанного в оригинальной картине. Когда джин начинает ревновать мужчину к Жасмин, он стирает Досболу память. После джин и вовсе исчезает из фильма, а сюжет сосредотачивается на попытках девушки вернуть память своему мужу. В конце Досбол вспоминает Жасмин благодаря невероятной силе любви. 

Как вы могли понять из описания сюжета, логика в событиях «Жыным сол 2» отсутствует также, как и номинальный антагонист джин отсутствует во второй половине фильма. Вместо хоть сколько-нибудь продуманного сценария нам подсовывают набор гэгов, где персонаж Амантая постоянно злится, ругается и дерётся. Всё это приправлено упоминаниями пробок в Алматы, скандалов вокруг Торегали Тореали и вечных казахстанских кредитов. Смотря на это, возникает ощущение, что «Жыным сол 2» — это не фильм, а неудавшийся бенефис Рамазана Амантая.  

«Бишарашки 2»: Общага»

Удобоваримое кино с Жаном Байжанбаевым и Асель Сагатовой.

Закончим список наименее плохим фильмом, который всё ещё можно посмотреть в кинотеатрах. Премьера «Бишарашек 2» состоялась в конце декабря, но из-за одновременного выхода с «Дәстүр» и седьмой части «Бизнеса по-казахски» мы не могли обратить внимание на картину раньше. 

Как и в первом фильме, миллионеру Байтемиру и его семье приходится бежать из своего особняка к бедным родственникам. Если в оригинальной ленте персонажи переезжали в аул и знакомились с местным бытом, то в сиквеле действия переносятся в общежитие. В этот раз за Байтемиром никто не охотится, но его собираются посадить за мошенническую схему. Конечно же, герой оказывается ни в чём не виноват, а его семья совместными усилиями помогает ему избежать наказания.

В фильме нет никаких сюрпризов, зато есть нетривиальный юмор, выполненный в сеттинге общежития. По духу «Бишарашки 2» напоминают как оригинальную ленту, так и первую часть «Бизнеса по-казахски». Мораль здесь понятная и относительно хорошо донесена до зрителя. Поэтому «Бишарашки 2» можно назвать вполне приятной, хоть и проходной комедией, на которую можно сходить. 

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Стиль
#мода
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
Культура
#кино
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
Ликбез
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
«Время жить»: эмоциональные качели  с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
Культура
#кино
«Время жить»: эмоциональные качели с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски
Культура
#кино
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски