Сюжет
Сюжетная составляющая сериала в основе своей совершенно незамысловатая. На сына сильнейшей триады Тайваня нападает группа неизвестных, которым он даёт отпор с минимальными потерями – за время драки в духовке подгорел пирог, теперь уже безнадёжно испорченный. Всё это делается с одной единственной целью – выманить главу семьи, наивно заявившегося в дом отпрыска после драки. Там он получает пулю, оказывается в коме, и перед старшим сыном – лучшим киллером среди всех триад – встаёт новая проблема.
Чарльз Сунь (в лице Джастина Ченя), наследный принц Нефритовых драконов, вынужден отправиться в Лос-Анджелес, чтобы защитить мать и брата, которых он не видел уже больше десяти лет. Его мама, Айлин Сунь (в миру Мишель Йео), по заявлению одного из помощников главы триады – главное оружие семьи, которое обеспечивает им практически полную власть на Тайване. Младший брат Чарльза – Брюс, сыгранный Сэмом Соном Ли, – не имеет ни малейшего понятия о том, чем занимается его семья. Он учится в медицинском под чутким контролем мамы и хочет стать актёром импровизационной труппы, выступающей перед небольшими залами.
Это трио из красиво стареющей мамы и двух абсолютно противоположных сыновей вынуждено всеми доступными разрешёнными и запрещёнными методами противостоять новой угрозе и попутно пытаться расследовать, кто же стрелял в их отца, осмелившись объявить войну самим Нефритовым драконам.
Герои
Треугольник, на котором держится основной конфликт сериала, состоит из трёх вышеупомянутых родственников. Проработанные, меняющиеся и очень естественные в своих эмоциях и установках персонажи вообще кажутся главным достоинством сериала. Перед каждым из них стоит задача защитить семью, но каждый понимает её настолько своеобразно, насколько позволяет опыт всей предыдущей жизни.
Старший сын
Прилетевший с далёкого Тайваня Чарльз привык решать всё насилием. Ещё в четырнадцать лет он получил оригинальное прозвище «Chairleg», потому что жестоко убил свою первую жертву ножкой стула. Он уверен в себе, абсолютно холоден во всём, что не относится к делам, почти никто не представляет для него угрозы. Единственная (тайная) страсть наследного принца Сунь – кулинария. По причинам, которые мы не будем раскрывать, чтобы не спойлерить сентиментальный момент, Чарльз когда-то давно обрёл любовь к выпечке. Поэтому между многочисленными убийствами он пытается довести до совершенства простое лакомство из теста и сахара, которое повстречал в Лос-Анджелесе. С первых сцен, где гангстер общается с кем-то с помощью речи, а не кулаков и подручных средств, становится понятно, что одна из ведущих линий сериала – это превращение чёрствого Chairleg в нормального человека, которым он в действительности хотел быть всю жизнь, но такая метаморфоза остаётся под вопросом: возможно ли в принципе стать обыкновенным человеком, если судьба определила для тебя путь сына главы сильнейшей триады?
Младший сын
В этой возможности абсолютно уверен только Брюс – полная оппозиция своего старшего брата. Зажатый, послушный и тихий мальчик, привыкший всегда и во всём слушать маму. Каждое событие вызывает в неокрепшей психике мальчика удивление и даже шок: ещё вчера он боялся рассказать маме о том, что потратил деньги за семестр в медицинском на актёрские курсы, а сегодня ему приходится буквально цепляться за жизнь и быть переговорщиком среди китайских бандитов, язык которых он едва помнит.
Брюс сначала кажется не только инфантильным и закомплексованным, но и эгоистичным. Сверхмаскулинный брат постоянно говорит ему одно и то же: будь мужиком, исполняй долг, защищай семью. Но он, за исключением последнего, не хочет следовать этим правилам. В его мире главным достоянием личности является возможность выбрать собственный путь, отказаться от навязанных свыше – родителями, триадами или социальными установками – идеалов, чтобы прожить единственную жизнь так, как хочется ему. А ему хочется жить простую, мирную жизнь, в которой не надо хвататься за оружие и переживать за жизнь близких. В упорстве по этому вопросу и нежелании тащить на себя внезапно свалившийся груз гангстерской жизни постепенно проявляется его мужество и решимость – вторая важнейшая линия «Братьев Сунь».
Мама Сунь
Милая и приветливая женщина, которая слишком опекает уже взрослого Брюса, оказывается самым интересным героем всей истории. Она тверда, когда надо быть твёрдой, мягка, когда ей это выгодно, расчётлива, своевольна и неприлично умна для неприметной домохозяйки.
Героиня Мишель Йео оказывается серым кардиналом почти всего происходящего на экране – на любое действие в сериале у неё есть план, а при нарушении плана А непременно найдётся план Б. В один из моментов это даже иронически обыгрывается, когда Айлин после полного провала всего проекта своей жизни вдруг заявляет, что не знает, что делать дальше. Однако и к этому она оказывается готова.
В её образе есть почти всё, что нужно для главной героини сложной картины – трагическая судьба, несчастный брак, вынужденное положение хранителя всех секретов семьи, разрывающееся между двумя детьми сердце и очень-очень китайское умение не подавать вид, что её всё это беспрестанно гложет. Айлин на протяжении всего сериала пытается воспитывать обоих сыновей, но в конце-концов показывает им, как соединить то, чем каждый из них «дышал» всю свою жизнь – делать собственный выбор и вместе с тем стойко принимать судьбу.
Жанровый синкретизм
В первых сериях складывается впечатление, что авторы сериала плохо понимали, что они вообще хотят снять – ситком, гонконгский боевик или семейную драму. Замысел становится понятен только к середине шоу: создатели добивались пересечения всех трёх, чтобы на сложившихся кругах Эйлера продемонстрировать зрителю что-то совершенно новое.
При этом восьмисерийный формат позволяет им чётко разделить «Братьев Сунь» на две половины. Первая часть сериала кажется комедией, причём ориентированной на подражательный юмор. Некоторые шутки кажутся буквально заимствованными из мультфильмов, ориентированных на детей – например, когда встретившие Чарльза полицейские посреди университетского кампуса на секунду отвлекаются и синхронно поворачивают голову в сторону шума, а когда возвращают взгляды на преступника, то его уже нигде нет. Нужно искать заново. Похожая ситуация и с некоторыми персонажами второго плана – в первых сериях братья встретят наркоторговку Мэй, которая выглядит и ведёт себя как Харли Куин, всё время прыгая с вычурно милого общения на угрозы и наоборот.
Однако со временем накал страстей сильно вырастает – сокращается количество юмора, сцены драк становятся менее пародийными (в начале сериала они напоминают насмешку над всем жанром уся, хотя и сделаны с явной любовью к канонам), насилие перестаёт выглядеть весёлым и предстаёт очень проблематичным. У каждого из братьев появляется любовная линия, и обе они, спойлер, закончатся самым драматичным образом, пусть и по-своему. Всё это для того, чтобы вернуть зрителя к одной единственной мысли и основной тематической составляющей – семье. Семью нужно защищать. Семья превыше всего.
Семья
Сюжет в случае «Братьев Сунь» играет малую роль. Хотя он интересен и сам по себе, всё же является лишь служебной единицей, которая позволяет постоянно говорить о семье. Длительное восьмисерийное рассуждение о том, что родителей не выбирают, заканчивается согласием с этой мыслью с одной маленькой корректировкой. Родителей не выбирают, но выбирают отношение к ним.
Из абсолютного авторитета для жены и детей отец Сунь постепенно превращается в того, кто отравляет всю их жизнь. Айлин перестаёт быть гиперопечной тайваньской мамашей и учится новой реальности, где Брюс может сам позаботиться о себе. Сами же братья тоже всё время рефлексируют по этому вопросу. «Родители ошибались в нас обоих» – говорит Брюс Чарльзу и впервые обнимает старшего брата, который прежде не мог решиться на такие нежности. Твердивший всё время о собственном выборе Брюс учится принимать выбор своей мамы, которая решает не разрывать связи с криминальным прошлым. Чарльз, постоянно повторяющий, что воля отца и судьба первичны, а его желания совершенно не важны, отказывается становиться наследником и новым главой Нефритовых драконов.
Во все эти рассуждения завязана рефлексия Байрона Ву – одного из шоураннеров, который в интервью делился проблемами своего прошлого. Режиссёр рассказывает:
«Я всегда любил комедии. Я делал комедийные скетчи в школе. Я занимался импровизационной комедией в колледже. И мои родители совсем не понимали, что это было, или что я должен был с этим делать».
Так что автору сериала сначала пришлось пойти изучать информационные технологии и физику, лишь после этого занявшись творчеством. То есть буквально пройти путь и Чарльза, приняв решение семьи как необходимость, и Брюса, в конце концов решившись на собственный выбор.
Выводы
Несмотря на то, что в трейлерах «Братья Сунь» выглядели как пародия на гонконгский боевик с щепоткой комедии, на поверку они оказались полноценной семейной драмой – рефлексией о том, как случайность рождения влияет на всю нашу дальнейшую жизнь, должны ли мы её менять и что вообще поменять способны. О том, что наши близкие, в каких бы ужасных людей они не превращались, заслуживают и стоят нашей поддержки, потраченных сил и надежд.
Герои, живые и хорошо написанные, продемонстрировали себя главным достоинством всего сериала – каждый из персонажей, даже второ- и третьестепенных, выглядит интересным и занимающим своё место в мире. И это не говоря уже о касте, который подобран в шоу практически идеально: каждый из актёров смотрится в образе максимально естественно.
Разделённый на две равнозначные половины сериал хорошо показывает линию рассуждения о семье и изменения героев с разных сторон. Благодаря этому разделению пародийная комедия с элементами гонконгских боевиков «The Brothers Sun» постепенно превращается в действительно милую и трогающую сердце историю «The Brother’s Sun».