Сюжет
Хотя большая часть сюжета «Ғашығым» разворачивается в 1994 году, фильм начинается с продолжительной экспозиции в реалиях современного Бишкека: зрителей знакомят с милой пожилой парой и их бытом. Однако семейная идиллия Максата и Айсулу рушится, когда у мужчины обнаруживается смертельная болезнь, требующая дорогостоящей операции. Не желая продавать дом и обрекать детей на бедную жизнь, Максат отказывается от лечения. Пока родственники пытаются вразумить героя, внучка Максата решает спросить у него, как он познакомился с Айсулу. Тот начинает рассказ.
Именно в этот момент фильм переносится в 1990-е, включающие в себя все традиционные атрибуты, ассоциируемые с тем временем: жвачку Love is…, эфиры Анатолия Кашпировского и песни Аллы Пугачёвой. Среди этого калейдоскопа ностальгических красок бродит молодой Максат — бедный студент, недавно переехавший в большой город. Однажды в попытках заступиться за друга, на которого напали местные ребята с района, парень случайно знакомится с Айсулу — прилежной девушкой из уважаемой семьи полицейского. По всем законам жанра наш герой влюбляется в незнакомку, в то время как та не проявляет интерес к мужчине. Хотя зрителю не составит труда предсказать финал этой истории, путь к их семейной идиллии окажется куда более неожиданным и душераздирающим, чем может показаться на первый взгляд.
Идейный наследник «Пейіш»
Режиссёр «Ғашығым» Манас Халдаров — ученик кыргызского мэтра Руслана Акуна, известного нашему зрителю по «Салам, Нью-Йорк», «Сәлем, Европа!» и «Пейіш». Акун также выступил в фильме в качестве одного из сценаристов и продюсеров. Поэтому влияние известного постановщика на «Ғашығым» очевидно. Это проявляется не столько в рассказанных историях, сколько в переходящем способе повествования.
Чаще всего сюжеты Акуна (и теперь уже Халдарова, совместно снявшего с ним три проекта) строятся вокруг привлекательных, практически идеальных, но слегка наивных героев, которые идут против непреодолимых обстоятельств, но в итоге одерживают победу. Тут можно вспомнить и пожилую пару из «Сәлем, Европа!», и протагониста «Пейіш», и идеалистов-друзей из прошлогоднего сериала Халдарова «Миллионеры из общаги».
Теперь этот же троп используется в «Ғашығым». Почти все ситуации, в которые попадает Максат в течение фильма, активно манипулируют зрителями, надавливая на самые низменные чувства. К примеру, в одной сцене нам показывают маленького мальчика, работающего целыми днями, чтобы помочь тяжело больной матери. И чем дольше идёт фильм, тем больше создатели продолжают выбивать из публики слезу. В итоге аудитория в зале так или иначе проникается историей и начинает тихонько пошмыгивать, попутно потягиваясь за салфетками.
Несмотря на то, что манипуляция в кино почти всегда приводит к отторжению со стороны зрителей, у Руслана Акуна и Манаса Халдарова каждый раз получается обмануть систему. В то время как другие фильмы пытаются скрыть какую-либо манипуляцию, будто стесняясь своих же решений, «Ғашығым» честно и смело заявляет с первых кадров, что публику будут доводить до слёз. Это проявляется в подборе тем, постоянной игре на ностальгии и героях-идеалистах. Всё это в совокупности должно выглядеть пошло, но именно прямолинейное, насыщенное и бескомпромиссное использование таких приёмов побуждает публику всецело принять манипуляцию, а не сопротивляться ей.
Иная романтизация 90-х
Фильмы о криминальных 1990-х уже давно вошли в ДНК кино на территории всего постсоветского пространства. Тропы таких историй изобретали, переосознавали, рушили и к ним же возвращались вплоть до сегодняшних дней. Чаще всего, под «романтизацией 90-х» в этих лентах понимают романтизацию насилия. Даже вышедший в прошлом году казахстанский хит «Заманback» построил весь сюжет на вечном желании вернуться (в этом случае физически) в те самые бандитские времена.
Этим «Ғашығым» тоже выделяется среди собратьев по жанру, вынося на первый план не криминальные разборки, а искреннюю историю любви простого парня и прилежной студентки. Хотя бандиты в этом мире присутствуют, их линия остаётся второстепенной и в какой-то степени даже игнорируется героями. Вместо стереотипных перестрелок и поножовщин авторы предлагают новому поколению зрителей посмотреть на 1990-е куда шире, чтобы мы смогли заново влюбиться в атрибутику того времени и по-новому услышать любимые песни наших родителей. В этом смысле «Ғашығым» действительно делает что-то новое в жанре, романтизируя 90-е не как эпоху рэкетиров, а как время молодости и свободы.
Недостаток бюджета
Основная проблема «Ғашығым» — это небольшой бюджет картины. Особенно сильно дешевизна проекта бросается в глаза в открывающих сценах фильма, происходящих в наше время. Нехватка ракурсов, света и художественной насыщенности в начале ленты с лёгкостью могут оттолкнуть зрителя, пришедшего в кинозал. А излишняя экспозиция, которая вливается публике в первые минуты, только усугубляют ситуацию. Подобными проблемами с финансированием страдали и другие проекты Акуна и Халдарова, включая «Сәлем, Европа!» и «Миллионеры из общаги».
Конечно, ситуация значительно выправляется, когда события ленты переносятся в 1990-е, где дешевизна уже обусловлена не только нехваткой бюджета, но и духом времени. Да и зритель довольно быстро привыкает к недостатку кадров и скудности уникальных стилистических решений. А когда фильм снова возвращает зрителей в 2020-е, на отсутствие денег и другие шероховатости закрываешь глаза, на которых уже давно наворачиваются слёзы.