«Ғашығым» — кыргызский ромком, способный довести до слёз

На прошлой неделе в Казахстане состоялась премьера кыргызской романтической комедии «Ғашығым» Манаса Халдарова. В Кыргызстане фильм вышел в прокат ещё в феврале, получив восторженные отзывы зрителей и собрав внушительную кассу по всей стране. Однако трогательная картина об искренней любви пока не смогла сыскать такого же интереса у нашей публики. 

О том, почему «Ғашығым» заслуживает вашего внимания и как лента переизобретает традиционные жанровые тропы фильмов про 1990-е рассказывает кинокритик Ораз Керейбаев.

Сюжет

Хотя большая часть сюжета «Ғашығым» разворачивается в 1994 году, фильм начинается с продолжительной экспозиции в реалиях современного Бишкека: зрителей знакомят с милой пожилой парой и их бытом. Однако семейная идиллия Максата и Айсулу рушится, когда у мужчины обнаруживается смертельная болезнь, требующая дорогостоящей операции. Не желая продавать дом и обрекать детей на бедную жизнь, Максат отказывается от лечения. Пока родственники пытаются вразумить героя, внучка Максата решает спросить у него, как он познакомился с Айсулу. Тот начинает рассказ.

Именно в этот момент фильм переносится в 1990-е, включающие в себя все традиционные атрибуты, ассоциируемые с тем временем: жвачку Love is…, эфиры Анатолия Кашпировского и песни Аллы Пугачёвой. Среди этого калейдоскопа ностальгических красок бродит молодой Максат — бедный студент, недавно переехавший в большой город. Однажды в попытках заступиться за друга, на которого напали местные ребята с района, парень случайно знакомится с Айсулу — прилежной девушкой из уважаемой семьи полицейского. По всем законам жанра наш герой влюбляется в незнакомку, в то время как та не проявляет интерес к мужчине. Хотя зрителю не составит труда предсказать финал этой истории, путь к их семейной идиллии окажется куда более неожиданным и душераздирающим, чем может показаться на первый взгляд.

Идейный наследник «Пейіш»

Режиссёр «Ғашығым» Манас Халдаров — ученик кыргызского мэтра Руслана Акуна, известного нашему зрителю по «Салам, Нью-Йорк», «Сәлем, Европа!» и «Пейіш». Акун также выступил в фильме в качестве одного из сценаристов и продюсеров. Поэтому влияние известного постановщика на «Ғашығым» очевидно. Это проявляется не столько в рассказанных историях, сколько в переходящем способе повествования. 

Чаще всего сюжеты Акуна (и теперь уже Халдарова, совместно снявшего с ним три проекта) строятся вокруг привлекательных, практически идеальных, но слегка наивных героев, которые идут против непреодолимых обстоятельств, но в итоге одерживают победу. Тут можно вспомнить и пожилую пару из «Сәлем, Европа!», и протагониста «Пейіш», и идеалистов-друзей из прошлогоднего сериала Халдарова «Миллионеры из общаги». 

Теперь этот же троп используется в «Ғашығым». Почти все ситуации, в которые попадает Максат в течение фильма, активно манипулируют зрителями, надавливая на самые низменные чувства. К примеру, в одной сцене нам показывают маленького мальчика, работающего целыми днями, чтобы помочь тяжело больной матери. И чем дольше идёт фильм, тем больше создатели продолжают выбивать из публики слезу. В итоге аудитория в зале так или иначе   проникается историей и начинает тихонько пошмыгивать, попутно потягиваясь за салфетками. 

Несмотря на то, что манипуляция в кино почти всегда приводит к отторжению со стороны зрителей, у Руслана Акуна и Манаса Халдарова каждый раз получается обмануть систему. В то время как другие фильмы пытаются скрыть какую-либо манипуляцию, будто стесняясь своих же решений, «Ғашығым» честно и смело заявляет с первых кадров, что публику будут доводить до слёз. Это проявляется в подборе тем, постоянной игре на ностальгии и героях-идеалистах. Всё это в совокупности должно выглядеть пошло, но именно прямолинейное, насыщенное и бескомпромиссное использование таких приёмов побуждает публику всецело принять манипуляцию, а не сопротивляться ей.

Иная романтизация 90-х

Фильмы о криминальных 1990-х уже давно вошли в ДНК кино на территории всего постсоветского пространства. Тропы таких историй изобретали, переосознавали, рушили и к ним же возвращались вплоть до сегодняшних дней. Чаще всего, под «романтизацией 90-х» в этих лентах понимают романтизацию насилия. Даже вышедший в прошлом году казахстанский хит «Заманback» построил весь сюжет на вечном желании вернуться (в этом случае физически) в те самые бандитские времена. 

Этим «Ғашығым» тоже выделяется среди собратьев по жанру, вынося на первый план не криминальные разборки, а искреннюю историю любви простого парня и прилежной студентки. Хотя бандиты в этом мире присутствуют, их линия остаётся второстепенной и в какой-то степени даже игнорируется героями. Вместо стереотипных перестрелок и поножовщин авторы предлагают новому поколению зрителей посмотреть на 1990-е куда шире, чтобы мы смогли заново влюбиться в атрибутику того времени и по-новому услышать любимые песни наших родителей. В этом смысле «Ғашығым» действительно делает что-то новое в жанре, романтизируя 90-е не как эпоху рэкетиров, а как время молодости и свободы.

Недостаток бюджета 

Основная проблема «Ғашығым» — это небольшой бюджет картины. Особенно сильно дешевизна проекта бросается в глаза в открывающих сценах фильма, происходящих в наше время. Нехватка ракурсов, света и художественной насыщенности в начале ленты с лёгкостью могут оттолкнуть зрителя, пришедшего в кинозал. А излишняя экспозиция, которая вливается публике в первые минуты, только усугубляют ситуацию. Подобными проблемами с финансированием страдали и другие проекты Акуна и Халдарова, включая «Сәлем, Европа!» и «Миллионеры из общаги». 

Конечно, ситуация значительно выправляется, когда события ленты переносятся в 1990-е, где дешевизна уже обусловлена не только нехваткой бюджета, но и духом времени. Да и зритель довольно быстро привыкает к недостатку кадров и скудности уникальных стилистических решений. А когда фильм снова возвращает зрителей в 2020-е, на отсутствие денег и другие шероховатости закрываешь глаза, на которых уже давно наворачиваются слёзы.

 

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Согласие, нежность, стоны: почему женщинам нравится аудиоэротика
Ликбез
#общество
Согласие, нежность, стоны: почему женщинам нравится аудиоэротика
Как прошла крупнейшая IT-конференция Kolesa JunDay’25
Город
#события
Как прошла крупнейшая IT-конференция Kolesa JunDay’25
Идём на выступление Sadraddin на Red Bull Jukebox
Город
#события
Идём на выступление Sadraddin на Red Bull Jukebox
«Японский Бэкхем» — кто такой Хидетоши Наката
Ликбез
#истории
«Японский Бэкхем» — кто такой Хидетоши Наката
Тейлор Свифт на футболках в «Эль Классико»
Ликбез
#общество
Тейлор Свифт на футболках в «Эль Классико»