«Частые побочные эффекты»: паранойя, бэд-трип, экоактивизм

На Adult Swim вышел новый мультсериал — «Частые побочные эффекты». Параноидальное психоделичное драмеди рассказывает о микологе, открывшем гриб-панацею, и его бывшей однокласснице, работающей в фармацевтической компании. Шоу было впервые представлено на анимационном фестивале в Анси, а после выхода успело получить 100% свежести на Rotten Tomatoes.

Абулхаир Жусупов разбирается, чем примечательны «Частые побочные эффекты» и почему не стоит проходить мимо него.

Сюжет

Common Side Effects': Adult Swim's Mike Judge-Produced Animation

На выступлении главы Reutical Pharmaceuticals появился хеклер, обвиняющий корпорацию в опасных выбросах на её заводе в Перу. Как выяснила Фрэнсис, работающая в компании, возмутителем спокойствия был её бывший одноклассник Маршалл. Он сообщил ей, что обнаружил гриб «Голубой ангел», исцеляющий любой недуг. Позже они выяснят, что Reutical и правительство США состоят в сговоре, намеренно уничтожая грибы и среду их обитания, и что на самого Маршалла объявили охоту с целью устранения.

Как создали

Conspiracy Theories Are So Exciting': Common Side Effects Creators Tease Comedy

В 2019 году Bandera Entertainment — анимационная студия, специализирующаяся на мультсериалах для взрослых — позвала Джозефа Беннета и Стива Хэйли создать новое анимационное шоу. Оба автора были в меру известны, благодаря номинациям и победам на телевизионной премии Эмми: Беннет выстрелил с «Царством падальщиков», а Хэйли — как один из сценаристов «Офиса» и продюсеров «Вице-президента».

Хэйли и Беннет хотели создать сатирический триллер на манер братьев Коэн, в частности на «После прочтения сжечь». Однако существенную часть вдохновения сценаристы черпали из «Адаптации» Спайка Джонза и Чарли Кауфмана — эксцентричной комедии о ботанике Джоне Лароше, похищенном индейцами для выращивания орхидей, используемых при создании наркотиков. Так, персонаж Маршалла почти напрямую списан с Лароша.

Сценаристов давно интересовала медицинская тема, а в особенности влияние грибов на сознание. Поэтому при создании «Голубого ангела» они вдохновлялись работами миколога Пола Стэметса, химика Альберта Хофманна и этноботаника Ричарда Эвана Шультеса. С другой стороны, Хэйли признаётся, что на них повлияла история Марии Сабины — народной целительницы, использовавшей псилоцибиновые грибы в своих ритуалах.

Как выглядит

Adult Swim Announces 'Common Side Effects' Series Premiere | Animation World Network

За анимацию отвечала студия Green Street Pictures, с которой Беннет работал над «Царством падальщиков». Как это принято в западной анимации, весомую часть производства студия отдала на аутсорс, в том числе партнёрской студии Le Cube, находящейся в Аргентине.

Однако, в отличие от выдающегося проработанного арта «Царства падальщиков», «Частые побочные эффекты» наследуют эстетику «Царя горы» 1997 года, созданного Майклом Джаджем и Грегом Дэниелсом — основателями Bandera Entertainment. Это выражено прежде всего в анатомии персонажей, сохраняющей реализм, но делающей части тела до нелепого диспропорциональными.

Видно, как Беннет и Хейли вдохновлялись инди-андеграундой анимацией 90-х, наследуя визуальный код и саркастическую интонацию. Однако вместо того, чтобы слепо подражать тому же Джаджу, создатели совмещают ностальгию тех лет с новой эстетикой: используют фильтры для сканов фонов, мета-отсылки на другие произведения и имитацию приёмов игрового кино в режиссуре.

Отсылки

Common Side Effects | Collider

«Частые побочные эффекты» полны отсылок на современную поп-культуру, но не акцентируют на них внимание. Это даёт непогруженным людям возможность быть в контексте произведения, не ознакамливаясь с историческим багажом вдохновений и мета-нарратива. Однако куда интереснее становится смотреть, зная, что из себя представляют персонажи помимо их сюжетной функции.

Например, яркий дуэт агентов из Управления по борьбе с наркотиками — это явная отсылка на «Криминальное чтиво» и «Молчание ягнят»: Копано напоминает Джулса Винфилда, а Харингтон визуально похожа на Джоди Фостер, что отсылает к Кларисе Старлинг. Более того, любовь Копано к самурайским фильмам снова намекает на Квентина Тарантино.

С другой стороны, Беннет и Хейли отсылают на события и факты из реальной жизни. Так, например, слив токсичных отходов корпорацией Reutical Pharmaceuticals напоминает о похожей проблеме в Хайдерабаде — городе в Индии, в воды которого местные фармацевтические компании долгое время сливали отходы. Более того, речь главы компании прямо отсылает к цитате Артура Саклера, чей семейный бизнес создал опиоидную эпидемию в США:

Лучше у меня будут жидкие волосы, чем толстые коронарные артерии.

Экологический комментарий

Common Side Effects' review: Adult Swim thriller delivers - Los Angeles Times

В интервью Screen Rant Стив Хэйли рассказывал, что они с Беннетом разгоняли идею сериала, желая «создать что-то, что будет существовать в нашей реальности». Как оказалось, нет ничего более реального, чем наплевательское отношение больших корпораций к экологии Земли.

Поведение Reutical — это характеристика всех транснациональных компаний современности: производство в более дешёвой и малоинтересной широкой общественности стране, чьи ресурсы можно эксплуатировать вновь и вновь. Поэтому производство в Перу, чьи воды и земли загрязняет «биг фарма», не удивляет, а констатирует печальный факт. В Казахстане похожая проблема была с отелем Rixos в Актау, чьи отходы погубили более 800 птиц в озере Караколь.

Отсутствие какой-либо реакции со стороны правительства Соединённых Штатов или Перу на работу корпорации тоже показательна: равнодушие власти к преступной деятельности корпораций покупается налоговыми отчислениями и влиянием. Так, например, компания Nestle вносит огромный вклад в экономику Индонезии, являясь одним из крупнейших закупщиков пальмового масла, но ценой этого стали большие площади вырубленных лесов.

Заговор или сговор

Common Side Effects' on Adult Swim Isn't What You Think It Is —Review

Глобальный сюжет сериала построен в том числе на сговоре Reutical и властей США по поводу уничтожения грибов «Голубой ангел». Как заявляют сами герои, открытие чудодейственной панацеи может погубить не просто весь фармрынок, но и само человечество. Однако понятно, что прежде всего компания не хочет терять доход от лекарств, не так эффективно лечащих травмы и болезни людей.

Подобный конфликт интересов часто приводится как пример во множестве теорий заговоров, связанных с фармкомпаниями: их обвиняют в популяризации депрессии ради продаж антидепрессантов; в изобретении ВИЧ и коронавируса для продажи антиретровирусных препаратов и вакцин; сокрытии лекарств от рака и прочих неизлечимых заболеваний, так как иначе это уменьшит количество постоянных покупателей. У всего этого, кстати, нет подтверждений.

Однако у параноидального настроения создателей есть и реальная сторона: фармацевтические компании не раз подрывали доверие к ним. Purdue Pharma подкупала первых врачей и обучала торговых представителей, чтобы продвигать оксикодон как обезболивающий препарат без риска зависимости, хотя на самом деле препарат вызывал тяжелейшую зависимость, из-за чего в Штатах уже 30 лет продолжается опиоидная эпидемия. Более того, в 21 веке почти каждый год большие корпорации обвиняются в продвижении не по назначению и даче взяток.

Особенно актуально сериал выглядит спустя пять лет после начала коронавирусной пандемии, вызвавшей новый бум конспирологических теорий. Однако впервые большое внимание к деятельности фармкомпаний вызвала книга «Вся правда о лекарствах: мировой заговор фармкомпаний» Бена Голдарка в 2012 году. Она рассказывает об ошибочных методах клинических исследований новых препаратов, сокрытии негативных результатов тестов и прочих манипуляциях «биг фармы», вводящих в заблуждение врачей и всё человечество.

Психодел и персонажи

Common Side Effects' creators went to great lengths for their conspiracy | Polygon

Параноидальный триллер о заговоре фарминдустрии, где главным макгаффином выступает гриб, не мог обойтись без психоделичных сцен. Однако сериал не спешит раскрывать их истинный смысл, а лишь делает кривым зеркалом переживаний персонажей. Само альтернативное измерение, в которое перемещаются существа, съевшие «Голубого ангела», выглядит чудаковато, ведь его главные обитатели — маленькие белые человечки, отсылающие то ли к белкам, то ли к лейкоцитам.

Как и триповые похождения, сами герои тоже чудаки, не наносящие вреда: Маршалл хоть и выступает радикально против Reutical и правительства, на деле оказывается адекватным пацифистом, желающим избавить людей от боли и подарить «Голубого ангела» всему человечеству. Фрэнсис же хоть и выступает работницей «биг фармы» и отъявленной карьеристкой, в душе остаётся сомневающимся человеком, требующим в первую очередь положительных результатов в спасении жизней.

Common Side Effects: The Cure for the Common Adult Swim Show

Благодаря их тандему, «Частые побочные эффекты» выходят из рамок однобокой сатиры и задают куда более интересные вопросы зрителю: действительно ли панацея — безоговорочное благо? В чём ценность человеческой жизни, если она перестаёт быть бесценной? Как держать баланс между борьбой против системы и созданием анархии? Действительно ли диарея лучше запора? Жаль только, что подобные вопросы остаются открытыми в сериале.

«Частые побочные эффекты» — вещь штучная даже в век расцвета взрослой анимации. Сериал порой чересчур торопит события, из-за чего настоящего раскрытия многих персонажей зрители так и не увидят. Однако куда важнее то, как шоу с добрым сарказмом пытается дискутировать о реальных проблемах, говоря на языке большинства.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
«Питер Пэн: Кошмар в Нетландии» — Marvel от мира трэш-хоррора
Культура
#кино
«Питер Пэн: Кошмар в Нетландии» — Marvel от мира трэш-хоррора
Нематериальное в материальном. О коллективной выставке «Полотно»
Город
#события
Нематериальное в материальном. О коллективной выставке «Полотно»
«Охота за книгами — часть работы»: история трёх уникальных букинистических Алматы
Ликбез
#истории
«Охота за книгами — часть работы»: история трёх уникальных букинистических Алматы
Как «Поднятие уровня в одиночку» изменило аниме
Культура
#кино
Как «Поднятие уровня в одиночку» изменило аниме
«Не умирай»: история миллионера-фанатика, который хочет жить вечно
Культура
#кино
«Не умирай»: история миллионера-фанатика, который хочет жить вечно