Четверо в лодке, не считая собаки: как «Поток» стал главным фаворитом Оскара

Одним из самых внезапных фаворитов оскаровской гонки стал мультфильм «Поток». Латвийская картина аниматора Гинтса Зилбалодиса обставила «Дикого робота» и вторую «Головоломку» на «Золотом глобусе» в анимационной номинации, а теперь борется на Оскаре сразу в двух категориях: «Лучший анимационный фильм» и «Лучший фильм на иностранном языке».

Абулхаир Жусупов рассказывает, как «Потоку» удалось стать триумфатором наградного сезона.

Сюжет

Flow' Review: A Cat's Life - The New York Times

История крутится вокруг одинокого чёрного кота, живущего в старой хижине в лесу. Он проводит своё время в поисках пропитания, пока вдруг не случается большой потоп. Спасает его внезапно возникший парусник с капибарой на борту. Вместе животные начинают путешествовать по безлюдному миру, собирая вокруг себя новых спутников: птицу-секретаря, лемура и лабрадора.

Как делали

Режиссёр Гинтс Зилбалодис задумал «Поток» ещё в 2012 году. Тогда 18-летний аниматор снял дебютный короткометражный мультфильм «Вода», рассказывающий про кота, преодолевающего страх океана. Работа над «Потоком» началась в 2019 году, почти сразу после выхода первого полнометражного фильма режиссёра под названием «Таинственный остров».

В общем, аниматоры потратили пять лет на производство картины и закончили за пару дней до премьеры. Зилбалодис затянул продакшн из-за сбора референсов для правдоподобной анимации животных, разработки новых инструментов для анимации воды и перехода на непривычный для анимации Blender — программу для создания компьютерной графики.

Более того, режиссёр сам записал более семи часов саундтрека к фильму, а саунд-дизайнер Гурвал Коик-Галас сам ходил в зоопарк, чтобы записать звуки животных. Звучание капибары пришлось заменить на верблюжье, так как оно совсем не подходило персонажу.

Но прежде всего проблемы в производстве возникли на фоне недостатка бюджета. В 2022 году режиссёр даже представил совсем сырой фильм на Cartoon Movie Forum в Бордо, чтобы получить дополнительное финансирование. В итоге 3,5 млн евро помогли собрать государственные и благотворительные организации сразу трёх стран: Латвии, Франции и Бельгии. Это помогло привлечь к работе больше европейских аниматоров и сократить время производства.

Как будто игра

Annecy Festival Prizewinner 'Flow' Sells Worldwide for Charades

В интервью IndieWire Зилбалодис объяснил визуальное направление фильма:

Мы хотели создать это захватывающее чувство, когда вы можете почувствовать все эти различные текстуры и элементы в фильме: воду и ветер. Но я не хотел полного реализма, я всё ещё хотел, чтобы это ощущалось как что-то вроде ручной работы или имело несовершенства и своего рода мазки кисти, а цвета были немного натянутыми или немного импрессионистскими.

«Поток» делает всё, чтобы походить на реальный фильм: использует ручную камеру, головокружительную съёмку, нестандартные ракурсы и очень проработанные текстуры. При этом дизайн самих животных остаётся нарочито упрощённым. Особенно выделяется сам кот, которого можно перепутать с Беззубиком из «Как приручить дракона»: те же повадки, мимика и глаза.

CFF: Flow | Showtimes and Tickets

Несмотря на стремление Зилбалодиса к реалистичности изображения, внешний вид «Потока» напоминает скорее видеоигру, чем игровой фильм, что определенно играет ему на руку. Зрители уже успели пресытиться чрезмерной приземлённостью CG-ремейков Диснея и повсеместным стилем Pixar, из-за чего даже не особо изобретательный «Дикий робот» выглядит гораздо интереснее «Муфасы» и второй «Головоломки».

На этом фоне «Поток», похожий на игровую кат-сцену, выглядит свежим и даже изобретательным решением. Даже сама сюжетная завязка напоминает синопсис очередной бродилки в открытом мире, претендующей скорее на The Game Awards, нежели на Оскар. Также на игровую природу фильма намекает сюжетная пустота: зрители просто наблюдают, как герои бессвязно перемещаются между рандомными локациями, а сами животные намеренно лишены предыстории.

Жизнь Пи, но без Пи

Flow, un mundo que salvar, estreno 24 de enero - FilaSiete

В интервью Entertainment Voice Зилбалодис поделился:

Я также хотел рассказать историю, которая была бы ясна без диалогов. Я думаю, все понимают, что кошки не любят воду. Вам не нужно это объяснять. Я подумал, что было бы интересно устроить большое наводнение, которое загоняет кошку в эту маленькую лодку с другими животными. Вам не нужны антагонисты. Это история о кошке и природе. Это интереснее, чем просто иметь злодея. Это всё ещё несовершенные персонажи. Ни один из них не злой. В каком-то смысле они все те, с кем себя можно соотнести.

Так как «Поток» основан на истории борьбы со страхом перед океаном, сквозной нитью всего сюжета являются отношения главного героя с водой. Вода одновременно служит как препятствием на пути к самопознанию, так и ключом к нему. Не зря фильм начинается и заканчивается проникновенным взглядом чёрного кота в собственное отражение в луже. Сразу вспоминается тест с зеркалом для определения самосознания у животных. Настоящие кошки, кстати, его не проходят.

CEEA Talks: Gints Zilbalodis about FLOW “I'd prefer to be a capybara” - CEE

Отсутствие диалогов очень идёт фильму, потому что таким образом режиссёр избегает трансляции очевидных истин. Недосказанность помогает зрителю погрузиться глубже в наблюдение за повадками животных и самостоятельно додумать их образ. Зилбалодис лукавит, когда говорит о полном отказе от сходств животных с человеком. Иначе непонятно, как капибара, кот, птица-секретарь и лабрадор способны нормально управлять парусником.

В «Потоке» животные общаются, оставляют колкие замечания и выручают друг друга, из-за чего сосуществование главных героев выглядит не как симбиоз, а скорее как вынужденное товарищество. У каждого свой характер и стремление к гуманизму, и видимо из-за излишней «человечности» все члены экипажа парусника — изгои. Близость к человеческим чувствам и явная архетипичность главных героев позволяют животным естественнее пройти арку персонажа, а зрителям — подключиться к переживаниям героев. Иначе мультфильм выглядел бы как симуляция документального фильма National Geographic.

Библия и экология

Flow' review: The most breathtaking cat video in history : NPR

Действие фильма происходит в мире без людей, хотя следы былой цивилизации встречаются тут и там: лесная хижина, в которой остались будто ещё совсем свежие рисунки; мегаполисы, служащие величественной солянкой древних городов; китайские кварталы, вышедшие из раскадровок фильмов жанра уся.

Наблюдая за всеми слепками ушедшей архитектуры, можно почувствовать апокалиптическую атмосферу «Потока». А мини-ковчег, на котором рассекают абсолютно разные животные, и потоп планетарного масштаба очевидным образом напоминают историю Ноя, только без самого пророка.

Так как режиссёр выбирает «показывать», а не «рассказывать» историю, то остаётся только догадываться о посыле фильма. Однако тот здоровый, естественный и величественный вид, который приняла Земля в отсутствии людей, звучит красноречивее любых диалогов.

Итог

Flow (review) - Cinerama Film

«Поток» совсем не общается с аудиторией и мало рассказывает о своём мире, истории и героях. Зилбалодис показывает ровно столько, сколько считает достаточным для того, чтобы зритель полюбил милых зверушек и их хилый парусник. Фильм лишён даже внятной концовки, оставляя множество вопросов о лоре: куда делись люди, что происходит с миром, действительно ли в нём существуют пришельцы и почему капибара говорит верблюжьим голосом?

И это ещё одна важная особенность между ним и другими фаворитами Оскара: он не пытается нравоучать и рассказать очередную вечную истину. Фильм идёт всего 85 минут, которые предпочитает потратить на красочные пейзажи и безумные экшн-сцены, нежели на историю.

Даже если картина не выиграет Оскар, она уже оставила след в истории: стала самым кассовым латвийским фильмом и всего лишь третьим мультфильмом в истории Оскара, номинированным на «Лучший иностранный фильм». Поэтому «Поток» может стать новой мечтой для аниматоров со всех стран, где мультипликация остаётся неразвитой частью киноиндустрии.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Искусство Алматы: что посмотреть в феврале
Город
#события
Искусство Алматы: что посмотреть в феврале
«Eusexua» от FKA Twigs: будущее поп-музыки теперь в Y2K, и это нормально
Культура
#музыка
«Eusexua» от FKA Twigs: будущее поп-музыки теперь в Y2K, и это нормально
Что происходит с «Домом на Барибаева, 36»?
Город
Что происходит с «Домом на Барибаева, 36»?
KazakhYuvelir отметили международный день ювелира
Город
#события
KazakhYuvelir отметили международный день ювелира
Что смотреть в феврале
Культура
#кино
Что смотреть в феврале