Сюжет
История крутится вокруг одинокого чёрного кота, живущего в старой хижине в лесу. Он проводит своё время в поисках пропитания, пока вдруг не случается большой потоп. Спасает его внезапно возникший парусник с капибарой на борту. Вместе животные начинают путешествовать по безлюдному миру, собирая вокруг себя новых спутников: птицу-секретаря, лемура и лабрадора.
Как делали
Режиссёр Гинтс Зилбалодис задумал «Поток» ещё в 2012 году. Тогда 18-летний аниматор снял дебютный короткометражный мультфильм «Вода», рассказывающий про кота, преодолевающего страх океана. Работа над «Потоком» началась в 2019 году, почти сразу после выхода первого полнометражного фильма режиссёра под названием «Таинственный остров».
В общем, аниматоры потратили пять лет на производство картины и закончили за пару дней до премьеры. Зилбалодис затянул продакшн из-за сбора референсов для правдоподобной анимации животных, разработки новых инструментов для анимации воды и перехода на непривычный для анимации Blender — программу для создания компьютерной графики.
Более того, режиссёр сам записал более семи часов саундтрека к фильму, а саунд-дизайнер Гурвал Коик-Галас сам ходил в зоопарк, чтобы записать звуки животных. Звучание капибары пришлось заменить на верблюжье, так как оно совсем не подходило персонажу.
Но прежде всего проблемы в производстве возникли на фоне недостатка бюджета. В 2022 году режиссёр даже представил совсем сырой фильм на Cartoon Movie Forum в Бордо, чтобы получить дополнительное финансирование. В итоге 3,5 млн евро помогли собрать государственные и благотворительные организации сразу трёх стран: Латвии, Франции и Бельгии. Это помогло привлечь к работе больше европейских аниматоров и сократить время производства.
Как будто игра
В интервью IndieWire Зилбалодис объяснил визуальное направление фильма:
Мы хотели создать это захватывающее чувство, когда вы можете почувствовать все эти различные текстуры и элементы в фильме: воду и ветер. Но я не хотел полного реализма, я всё ещё хотел, чтобы это ощущалось как что-то вроде ручной работы или имело несовершенства и своего рода мазки кисти, а цвета были немного натянутыми или немного импрессионистскими.
«Поток» делает всё, чтобы походить на реальный фильм: использует ручную камеру, головокружительную съёмку, нестандартные ракурсы и очень проработанные текстуры. При этом дизайн самих животных остаётся нарочито упрощённым. Особенно выделяется сам кот, которого можно перепутать с Беззубиком из «Как приручить дракона»: те же повадки, мимика и глаза.
Несмотря на стремление Зилбалодиса к реалистичности изображения, внешний вид «Потока» напоминает скорее видеоигру, чем игровой фильм, что определенно играет ему на руку. Зрители уже успели пресытиться чрезмерной приземлённостью CG-ремейков Диснея и повсеместным стилем Pixar, из-за чего даже не особо изобретательный «Дикий робот» выглядит гораздо интереснее «Муфасы» и второй «Головоломки».
На этом фоне «Поток», похожий на игровую кат-сцену, выглядит свежим и даже изобретательным решением. Даже сама сюжетная завязка напоминает синопсис очередной бродилки в открытом мире, претендующей скорее на The Game Awards, нежели на Оскар. Также на игровую природу фильма намекает сюжетная пустота: зрители просто наблюдают, как герои бессвязно перемещаются между рандомными локациями, а сами животные намеренно лишены предыстории.
Жизнь Пи, но без Пи
В интервью Entertainment Voice Зилбалодис поделился:
Я также хотел рассказать историю, которая была бы ясна без диалогов. Я думаю, все понимают, что кошки не любят воду. Вам не нужно это объяснять. Я подумал, что было бы интересно устроить большое наводнение, которое загоняет кошку в эту маленькую лодку с другими животными. Вам не нужны антагонисты. Это история о кошке и природе. Это интереснее, чем просто иметь злодея. Это всё ещё несовершенные персонажи. Ни один из них не злой. В каком-то смысле они все те, с кем себя можно соотнести.
Так как «Поток» основан на истории борьбы со страхом перед океаном, сквозной нитью всего сюжета являются отношения главного героя с водой. Вода одновременно служит как препятствием на пути к самопознанию, так и ключом к нему. Не зря фильм начинается и заканчивается проникновенным взглядом чёрного кота в собственное отражение в луже. Сразу вспоминается тест с зеркалом для определения самосознания у животных. Настоящие кошки, кстати, его не проходят.
Отсутствие диалогов очень идёт фильму, потому что таким образом режиссёр избегает трансляции очевидных истин. Недосказанность помогает зрителю погрузиться глубже в наблюдение за повадками животных и самостоятельно додумать их образ. Зилбалодис лукавит, когда говорит о полном отказе от сходств животных с человеком. Иначе непонятно, как капибара, кот, птица-секретарь и лабрадор способны нормально управлять парусником.
В «Потоке» животные общаются, оставляют колкие замечания и выручают друг друга, из-за чего сосуществование главных героев выглядит не как симбиоз, а скорее как вынужденное товарищество. У каждого свой характер и стремление к гуманизму, и видимо из-за излишней «человечности» все члены экипажа парусника — изгои. Близость к человеческим чувствам и явная архетипичность главных героев позволяют животным естественнее пройти арку персонажа, а зрителям — подключиться к переживаниям героев. Иначе мультфильм выглядел бы как симуляция документального фильма National Geographic.
Библия и экология
Действие фильма происходит в мире без людей, хотя следы былой цивилизации встречаются тут и там: лесная хижина, в которой остались будто ещё совсем свежие рисунки; мегаполисы, служащие величественной солянкой древних городов; китайские кварталы, вышедшие из раскадровок фильмов жанра уся.
Наблюдая за всеми слепками ушедшей архитектуры, можно почувствовать апокалиптическую атмосферу «Потока». А мини-ковчег, на котором рассекают абсолютно разные животные, и потоп планетарного масштаба очевидным образом напоминают историю Ноя, только без самого пророка.
Так как режиссёр выбирает «показывать», а не «рассказывать» историю, то остаётся только догадываться о посыле фильма. Однако тот здоровый, естественный и величественный вид, который приняла Земля в отсутствии людей, звучит красноречивее любых диалогов.
Итог
«Поток» совсем не общается с аудиторией и мало рассказывает о своём мире, истории и героях. Зилбалодис показывает ровно столько, сколько считает достаточным для того, чтобы зритель полюбил милых зверушек и их хилый парусник. Фильм лишён даже внятной концовки, оставляя множество вопросов о лоре: куда делись люди, что происходит с миром, действительно ли в нём существуют пришельцы и почему капибара говорит верблюжьим голосом?
И это ещё одна важная особенность между ним и другими фаворитами Оскара: он не пытается нравоучать и рассказать очередную вечную истину. Фильм идёт всего 85 минут, которые предпочитает потратить на красочные пейзажи и безумные экшн-сцены, нежели на историю.
Даже если картина не выиграет Оскар, она уже оставила след в истории: стала самым кассовым латвийским фильмом и всего лишь третьим мультфильмом в истории Оскара, номинированным на «Лучший иностранный фильм». Поэтому «Поток» может стать новой мечтой для аниматоров со всех стран, где мультипликация остаётся неразвитой частью киноиндустрии.