Is This a JoJo Reference? Да!

На прошлой неделе анонсировали аниме-экранизацию седьмой части «Невероятных приключений ДжоДжо» — «Гонка стального шара». Франшиза Хирохико Араки считается одной из влиятельнейших в истории аниме. Начатая в далёком 1986 году история семьи Джостаров заполонила культурное пространство не только японских отаку, но и модных домов, театров и кино. За почти 40-летнюю историю манга продалась тиражом в 120 млн копий, а аниме массово разлетелось на мемы.

Абулхаир Жусупов рассказывает, как Хирохико Араки создал одну из уникальнейших манг в истории и почему ДжоДжо-мания вышла из под контроля.

С чего всё началось

Kappa Magazine: An Interview with Hirohiko Araki in Italy

Тошиюки Араки родился в 1960 году в городе Сендай. Он с детства читал мангу, особенно его увлекала «Ради любви», написанная Икки Кадживарой и Такуми Нагаясу. Из неё он почерпнул свой стиль: маскулинный дизайн персонажей и комиксовый гротеск. Его отец также увлекался рисованием, что приблизило будущего мангаку к искусству: картины Поля Гогена пробудили в нём интерес к экзотическим ландшафтам и импрессионизму.

Paul Gauguin | The Siesta | The Metropolitan Museum of Art

Юный автор начал писать мангу ещё в школе, отправляя её в манга-журнал. Его работы отвергали, ссылаясь на слабое качество истории и рисунка, но он настойчиво продолжал пробивать издательства, сутками дорабатывая свои комиксы. Лишь в студенчестве он смог выиграть премию Осаму Тэдзуки, отчислившись из университета и вплотную взявшись за ваншот «Покер с оружием» в 1980 году.

Even Proto-Speedwagon is afraid : r/ShitPostCrusaders

Первые работы Араки, взявшего псевдоним Хирохико, по содержанию были похожи на западные зарисовки, напоминавшие скорее анекдоты. Даже в послесловии к сборнику ранних работ автор признавался, что просто подражал любимым фильмам: переворачивал Шерлока Холмса или копировал фильмы с любимым актёром — Клинтом Иствудом. Он строил всю интригу через саспенс, считая его главным оружием для интереса аудитории.

Baoh (JoJo's Bizarre Adventure: All-Star Battle)

Набив руку на плоских сюжетах, в 1984 году Араки впервые берётся за первую сериализацию — «Бао: Посетитель». Сюжет сэйнэн-манги строился вокруг борьбы главного героя, получившего сверхспособности от вируса, со злой организацией. История выделяется брутальной жестокостью, футуристичным сеттингом и минимальной проработкой конфликта. И хотя комикс был холодно встречен читателями и терялся на фоне более традиционных для Shonen Jump проектов, в нём уже были видны очертания стиля Араки: гротеск, гипермаскулинность, характерные позы и странные наряды.

Первый блин комом

Amazon.co.jp: Jojo's bizarre adventure - Saison 1 - Phantom Blood Vol.1 :  Japanese Books

В 1986 году в журнале Weekly Shonen Jump выходит первая глава «Невероятных приключений ДжоДжо: Призрачная кровь». Она рассказывала о молодом британце Джонатане Джостаре и его кровном враге Дио Брандо. От имени протагониста и пошло название «ДжоДжо», а в будущем все главные герои будут иметь «джо» в имени.

Первую часть принято ругать за затянутость, скромный масштаб событий, рваность повествования и недостаточную «бизарность» — термин, которым фанаты характеризуют безумие франшизы. Более того, главный герой из-за своего «идеального» характера выглядит менее убедительным персонажем, чем главный антагонист Дио. Однако на лицо все внешние атрибуты франшизы: если драма — то шекспировская трагедия, если накаченные мужчины — то мускулистые шкафы, если злой план — то обязательно о захвате мира. Эту комичную чрезмерность Араки преподносит без очевидного юмора и под градусом серьёзности, вдохновляясь боевиками 80-х.

Такой китч безотказно работал в боевиках, где аттракционом выступали зрелищные экшн-сцены. «Призрачная кровь» же была готической трагедией, из-за чего гиперболизированную историю сложно воспринимать без иронии. Но для 1987 года манга стала революционной: она больше полагалась на импрессионизм, который в шёнэнах был слабо распространён, а также использовала западные тропы, малознакомые японцам.

Returning Mask (JoJo's Bizarre Adventure) - NamuWiki

В первой же части проявилась и другая черта франшизы — бесконечные отсылки на поп-культуру. Причём Араки, будучи ориентированным прежде всего на западный мейнстрим: вспоминает старые глэм-рок группы и повторяет образы известных музыкантов. Но самым революционным моментом манги стало финальное решение Хирохико убить главного героя, чтобы избавиться от скучного персонажа и шокировать непривычной для шёнэнов концовкой.

Классическая трилогия

Вместе с «Призрачной кровью» в классическую трилогию «ДжоДжо» входят «Склонность к битвам» 1987 года и «Рыцари звёздной пыли» 1989 года. Вторая часть рассказывает о Джозефе Джостаре, внуке Джонатана, и Цезаре Антонио Цеппели, унаследовавшего имя у Led Zeppelin и Юлия Цезаря. Они борются против древних сверхлюдей: ЭйСиДиСи, Карса и Вама.

JoJo's Bizarre Adventure: Battle Tendency (Manga) - TV Tropes

«Склонность к битвам» пропитана духом «Индианы Джонса»: в манге появляются нацисты, ацтеки, древние артефакты, а сам Джозеф был вдохновлён Индианой. Его схожесть с Карсом в виде приверженности к личной выгоде дополнили спорный характер главного героя и авантюрный сеттинг. Однако проблемой второй части стал главный злодей: Карс проигрывал Дио в харизме, мотивации, проработке истории и даже внешнем виде.

JoJo's Bizarre Adventure Cosplay Brings The Vampire Kars Back To Life -  ComicBook.com

Громоздкий дизайн персонажа, вдохновлённый одновременно римскими статуями и буддистскими божествами Конго рикиси, слабо запоминался из-за обилия деталей и общей бесформенности. К этому добавлялось отсутствие внутренних конфликтов и общая вторичность в мотивации. Более того, хоть Карс не выступает абсолютным злом, он не вызывает эмпатии как Дио, ставивший перед зрителем вопрос: зло — качество врождённое или приобретённое.

Араки писал мангу с оглядкой на предшественников, конкурентов и аудиторию: боялся запутать читателей с новой историей, из-за чего сделал Джозефа внешне похожим потомком Джонатана; ввёл сильного женского персонажа, чтобы выделиться на фоне других шёнэн-манг того времени. Это решение оказалось революционным: Лизой Лизой вдохновлены персонажи «Охотника x Охотника», «Наруто» и прочих культовых комиксов журнала Shonen Jump.

JoJo's Bizarre Adventure: Stardust Crusaders (Manga) - TV Tropes

«Рыцари звёздной пыли» стали поворотной точкой в истории франшизы: заканчивается история Дио, появляются стенды и закрепляется внешний вид франшизы. Сюжет, основанный на фильме «Вокруг света за 80 дней», строится вокруг противостояния Джотаро Куджо, внука Джозефа, и Дио Брандо, а местом действия становится весь мир: от Египта до Индии. Тут выяснилась ещё одна черта творческого метода Араки: для исследования он сам ездит в места, которые будут изображены в манге.

Араки всегда переживает, что зрителям не интересно читать его мангу. Из-за этого поменял хамон на более зрелищных стендов, отсылающих к меха — большим человекоподобным роботам. Однако в купе с запоминающимися позами, простыми эффектными репликами и невероятным уровнем пафоса, «Рыцари звёздной пыли» растиражировались на мемы как никакая другая часть «ДжоДжо».

Но революцию в жанре провела не меметичность и помпезность, а стратегический характер экшн-сцен. Многие авторы баттл-шёнэна сталкиваются с проблемой повышения ставок: чтобы удержать интерес зрителя, они вводят более могущественных соперников, но бесконечно продлевать историю не получится, в какой-то момент битвы теряют реализм и сочувствие аудитории. Но Хирохико сделал ставку не на силу, а на ум: распределяя стендов между персонажами, он заставляет героев придумывать стратегию боя, из-за чего даже слабый стенд может победить при правильном использовании.

The DIO walk" | Oh? You're Approaching Me? / JoJo Approach | Know Your Meme

«Рыцари звёздной пыли» — эталонный шёнэн, но не без огрехов. Араки не умел прописывать главных героев: из-за театрального гротеска их качества всегда преувеличены, что создаёт проблему с балансом. И если Джонатан страдал от чрезмерной положительности, Карс — от минимальной спорности, то Джотаро выступает настоящим мэри-сью. Араки вдохновлялся Клинтом Иствудом, от которого взял немногословную стойкость, глубокую убеждённость и бесконечную верность своим убеждениям. Очередная идеализация, помноженная на токсичную маскулинность, вновь оказывается в тени харизматика Дио.

Бизарные эксперименты

JoJo's Bizarre Adventure – “Golden Wind” Episodes Ranked – Matt Has An  Opinion

Араки не хотел прощаться с «ДжоДжо» по очевидным причинам: серия приносит прибыль и славу, а концепт позволяет оставаться в рамках франшизы бесконечно. Но у Хирохико выросли творческие амбиции. Следующие три части — «Несокрушимый алмаз», «Золотой ветер» и «Каменный океан» — кардинально отличались от первой трилогии. Араки все чаще отходил от противостояния очевидного добра с банальным злом, вместо чего предлагал более лихо закрученные сюжеты с более интересным сеттингом. При этом он сохранил жанровую основу: классический детектив, гангстерский боевик и тюремный триллер.

Jojo's Bizarre Adventure: 5 Reasons Why Diamond Is Unbreakable Is The Best  Arc (& 5 Why It's Not)

Сценарно Араки ударился в радикальные эксперименты: перенёс место действия «Несокрушимого алмаза» в Японию, а главного злодея Киру Ёшикагэ сделал типичным сарариманом — офисным клерком, чьи амбиции ограничиваются спокойной жизнью на пенсии, а не захватом целого мира. В «Каменном океане» Джолин — первая главная героиня во франшизе — ставит перед мангакой другой вызов: сделать вменяемого сильного женского персонажа без излишней жертвенности или маскулинности. А Джорно Джованна, потомок Дио и ведущий герой «Золотой ветер», осмысляет нависший с прошлых частей вопрос о врождённости зла и наследственном фатализме, впервые заставляя «ДжоДжо» показать серьёзные драматичные сцены.

Character Spotlight: Jolyne Cujoh | Redbrick TV

Визуально Араки тоже начал экспериментировать: отказался от громоздких накаченных тел, предпочитая им более утончённые и даже андрогинные фигуры, тем самым показывая, что герои перестали быть стоическими божествами и теперь перед нами уязвимые люди. Связь между внутренним и внешним у Хирохико повлияла ещё и на декорации: «Несокрушимый алмаз» и «Каменный океан» ограничиваются одним городом и даже зданием, отражая неамбициозность Джоскэ и Джолин, а Неаполь становится пристанищем благородства и дурной наследственности Джорно.

title.txt — 5e Giorno Giovana build (JoJo's Bizzare Adventure...

Однако проблемы у серии тоже были: «Несокрушимый алмаз» критикуют за филлерность из-за непривычной повседневности; «Каменный океан» называют самой затянутой частью из-за необязательно длинной финальной битвы и новых резких поворотов в сюжете. «Золотой ветер» же остаётся самой безупречной частью франшизы. Араки в ней неожиданно демонстрирует глубину внутренних конфликтов и смелые идеи в дизайне персонажей. Тем самым мангака зафиксировал ключевые сломы в шёнэн-традиции на рубеже веков: усталость от чрезмерной маскулинности, подъём сильных героинь и внедрение современной японской действительности в нарратив.

При этом Араки сохраняет стандарты, заданные «Рыцарями звёздной пыли»: театральный гротеск перетёк уже в откровенный абсурд, а одежда персонажей стала полагаться не только на исторические образы, но и современные модные течения. Вся новая трилогия выходила в 90-е годы и поставила сюжетную и концептуальную точку: после «Каменного океана» вселенная «ДжоДжо» перезагрузилась, а сам журнал переехал с Shonen Jump в его сэйнэн-собрата Ultra Jump, тем самым повысив возрастной ценз.

Стальные шары и джоджоджоджо…

В 2004 году Хирохико Араки перезапускает франшизу, создав альтернативную реальность предыдущих шести частей. Мангака попросил перенести «ДжоДжо» в сэйнэн-журнал Ultra Jump, так как не мог в рамках шёнэн-журнала иллюстрировать крайнюю жестокость, глубокий психологизм и остро-социальные проблемы. С другой стороны, заработав авторитет и лояльность аудитории, 44-летний мангака мог позволить себе свободный график выпуска глав.

JoJo's Bizarre Adventure: Part 7--Steel Ball Run, Vol. 1 | Book by Hirohiko  Araki | Official Publisher Page | Simon & Schuster Canada

Первой частью уже третьей трилогии стала «Гонка стальных шаров» — техно-вестерн о Джонни Джостаре, альтернативной версии Джонатана, и Джайро Цеппели, новой инкарнации Цезаря Цеппели. Они участвуют в скачках с призовым фондом в $50 млн. Противостоит им Фанни Валентайн — президент США, ищущий артефакты с силами стендов, и Диего Брандо — новая версия Дио. Для проработки истории мангака как всегда летал на разведку, где на этот раз познакомился с широкими американскими прериями.

Why Funny Valentine is the BEST Villain in JoJo

Жанровая пародийность сменилась переосмыслением, визуальный гротеск дополнен богатой детализацией и невероятно продуманным дизайном, а химия между персонажами обрастает драматургическими мыщцами. Всё это попало в нерв аудитории нулевых, пресытившихся наивными баттл-шёнэнами и артхаусными сэйнэнами. Размыв границу между добром и злом, Араки окончательно отходит от концепции однозначных злодеев и усложняет метанарративный контекст. Не зря вопросы морали здесь поднимает именно президент США, чья страна в реальности годом ранее снова вторглась в Ирак.

Amazon.com: Jojo's - Jojolion T01: 9782756081557: Araki, Hirohiko, Araki,  Hirohiko: Books

«Джоджолион» — вторая часть новой трилогии — выступает альтернативной версией «Несокрушимого алмаза», где вновь усложняет изначальный сюжет: на этот раз Джоскэ — это не просто случайный родственник Джостаров, а человек, в котором соединились сразу две личности, одной из которых был Кира Ёшикагэ. Мангака размывает вопрос гендерной принадлежности: герой обладает четырьмя тестикулами и крайне андрогинной внешностью. Эта антонимичность маскулинности будто намекает на самоиронию автора: Араки всегда считал своих первых главных героев чрезмерными мужиками, поэтому иронизирует над этим.

The JOJOLands - Volume 4 - JoJo's Bizarre Encyclopedia | JoJo Wiki

В 2023 году началась третья часть новой трилогии — «Земли ДжоДжо». Имя одного из главных героев — Джодио Джостара — снимает все сомнения насчёт мета-иронии франшизы. Эта работа пока самая смелая в библиографии Араки: он делает брата ведущего персонажа трансгендерной женщиной, а самого Джодио — первым антигероем в истории франшизы. Этот момент полностью меняет восприятие «ДжоДжо» как старомодного оплота 80-х.

Аниме и ДжоДжомания

ジョジョ: Kono Dio Da! 『HD』

«ДжоДжо» пытались экранизировать дважды: в первый раз были неудачные OVA-выпуски от студии APPP, а во второй — телевизионные сериалы от David Production. Во второй вариации режиссёры Кэничи Судзуки и Наокацу Цуда стараются передать театральную экспрессивность оригинала: постоянно играют с цветом и светом в кадре и дословно переносят фреймы из манги. При этом малоподвижная анимация эффектнее фиксирует джоджо-позы героев, а детализация рисунка позволяет куда надёжнее передать особые черты дизайна персонажей. Но есть проблема: маниакальное желание подробно адаптировать первоисточник привело к замедлению темпа.

Ora ora ora :v | Jojo bizarre, Jojo's bizarre adventure anime, Jojo's  bizarre adventure 2012

Однако это не помешало франшизе обрести новую аудиторию и разлететься на мемы: фразы вроде «Это я, Дио!» и «За вардо!» стали каноническими для современных отаку, а знаменитая «Ора-ора-ора-ора» Джотаро стала неиронично цитироваться другими аниме. TikTok всё ещё полон трендами с JoJo-позами, а Reddit и 4chan — поисками джоджо-референсов в фильмах, музыке, фото и даже римских скульптурах.

Things To Do In Los Angeles: Anime Riverside 2024: Jojo Pose off  Competition & Super Saiyan Scream-off Competition

Виральность «ДжоДжо» объяснима: старая франшиза с устаревшими клише была адаптирована без изменений из-за чего люди, прежде не видевшие и не читавшие подобные истории, уловили свежее старое дыхание в череде однотипных современных героев. Поэтому наигранный гротеск и маскулинная энергия вкупе с незамысловатыми сюжетами и интересным сеттингом попросту не могут восприниматься не иронично.

古馳Gucci與日本知名漫畫家荒木飛呂彥Hirohiko Araki合作奇幻旅程櫥窗設計| Vogue Taiwan

В итоге общественное помешательство и продуманность визуала привела Араки к небывалой популярности: он пишет мангу для Gucci, выставляется в Лувре и даёт лекции. «ДжоДжо» занимает второе место среди величайших манг в истории по версии Агентства по делам культуры Японии. Франшиза даже стала причиной, по которой в родном городе автора появилась крупная сеть супермаркетов.

Так это был джоджо-референс?

Anything and everything is a JoJo reference. : r/ShitPostCrusaders

«Невероятные приключения ДжоДжо» стали чем-то большим, чем просто аниме. Франшиза с корнями вросла в нашу повседневную жизнь и только глубже будет пускать свои корни. Смотреть без иронии сложно: сюжеты устарели, темы исчерпали себя, а герои часто плоские. Раннему «ДжоДжо» не хватает объёма, а позднему — шарма. С другой стороны, ничего похожего на «ДжоДжо» не появилось до сих пор. История настолько уникальна, что уже ничего не затмит свет хамона, который источает манга Араки.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
«Майнкрафт в кино» — спасательный круг тонущей студии Warner Bros.
Культура
#кино
«Майнкрафт в кино» — спасательный круг тонущей студии Warner Bros.
Память, сайт-специфичность, Kanye West. Выставка F.P.V.21 Barry Kudaiberdy
Город
#события
Память, сайт-специфичность, Kanye West. Выставка F.P.V.21 Barry Kudaiberdy
Казахстанский спектакль попал в программу Festival d’Avignon
Культура
Казахстанский спектакль попал в программу Festival d’Avignon
Год цензуры в Казахстане
Ликбез
#общество
Год цензуры в Казахстане
jeltoksan. «korgasyn» құйғанына бес жыл толды
Культура
#музыка
jeltoksan. «korgasyn» құйғанына бес жыл толды