С чего всё началось
Тошиюки Араки родился в 1960 году в городе Сендай. Он с детства читал мангу, особенно его увлекала «Ради любви», написанная Икки Кадживарой и Такуми Нагаясу. Из неё он почерпнул свой стиль: маскулинный дизайн персонажей и комиксовый гротеск. Его отец также увлекался рисованием, что приблизило будущего мангаку к искусству: картины Поля Гогена пробудили в нём интерес к экзотическим ландшафтам и импрессионизму.
Юный автор начал писать мангу ещё в школе, отправляя её в манга-журнал. Его работы отвергали, ссылаясь на слабое качество истории и рисунка, но он настойчиво продолжал пробивать издательства, сутками дорабатывая свои комиксы. Лишь в студенчестве он смог выиграть премию Осаму Тэдзуки, отчислившись из университета и вплотную взявшись за ваншот «Покер с оружием» в 1980 году.
Первые работы Араки, взявшего псевдоним Хирохико, по содержанию были похожи на западные зарисовки, напоминавшие скорее анекдоты. Даже в послесловии к сборнику ранних работ автор признавался, что просто подражал любимым фильмам: переворачивал Шерлока Холмса или копировал фильмы с любимым актёром — Клинтом Иствудом. Он строил всю интригу через саспенс, считая его главным оружием для интереса аудитории.
Набив руку на плоских сюжетах, в 1984 году Араки впервые берётся за первую сериализацию — «Бао: Посетитель». Сюжет сэйнэн-манги строился вокруг борьбы главного героя, получившего сверхспособности от вируса, со злой организацией. История выделяется брутальной жестокостью, футуристичным сеттингом и минимальной проработкой конфликта. И хотя комикс был холодно встречен читателями и терялся на фоне более традиционных для Shonen Jump проектов, в нём уже были видны очертания стиля Араки: гротеск, гипермаскулинность, характерные позы и странные наряды.
Первый блин комом
В 1986 году в журнале Weekly Shonen Jump выходит первая глава «Невероятных приключений ДжоДжо: Призрачная кровь». Она рассказывала о молодом британце Джонатане Джостаре и его кровном враге Дио Брандо. От имени протагониста и пошло название «ДжоДжо», а в будущем все главные герои будут иметь «джо» в имени.
Первую часть принято ругать за затянутость, скромный масштаб событий, рваность повествования и недостаточную «бизарность» — термин, которым фанаты характеризуют безумие франшизы. Более того, главный герой из-за своего «идеального» характера выглядит менее убедительным персонажем, чем главный антагонист Дио. Однако на лицо все внешние атрибуты франшизы: если драма — то шекспировская трагедия, если накаченные мужчины — то мускулистые шкафы, если злой план — то обязательно о захвате мира. Эту комичную чрезмерность Араки преподносит без очевидного юмора и под градусом серьёзности, вдохновляясь боевиками 80-х.
Такой китч безотказно работал в боевиках, где аттракционом выступали зрелищные экшн-сцены. «Призрачная кровь» же была готической трагедией, из-за чего гиперболизированную историю сложно воспринимать без иронии. Но для 1987 года манга стала революционной: она больше полагалась на импрессионизм, который в шёнэнах был слабо распространён, а также использовала западные тропы, малознакомые японцам.
В первой же части проявилась и другая черта франшизы — бесконечные отсылки на поп-культуру. Причём Араки, будучи ориентированным прежде всего на западный мейнстрим: вспоминает старые глэм-рок группы и повторяет образы известных музыкантов. Но самым революционным моментом манги стало финальное решение Хирохико убить главного героя, чтобы избавиться от скучного персонажа и шокировать непривычной для шёнэнов концовкой.
Классическая трилогия
Вместе с «Призрачной кровью» в классическую трилогию «ДжоДжо» входят «Склонность к битвам» 1987 года и «Рыцари звёздной пыли» 1989 года. Вторая часть рассказывает о Джозефе Джостаре, внуке Джонатана, и Цезаре Антонио Цеппели, унаследовавшего имя у Led Zeppelin и Юлия Цезаря. Они борются против древних сверхлюдей: ЭйСиДиСи, Карса и Вама.
«Склонность к битвам» пропитана духом «Индианы Джонса»: в манге появляются нацисты, ацтеки, древние артефакты, а сам Джозеф был вдохновлён Индианой. Его схожесть с Карсом в виде приверженности к личной выгоде дополнили спорный характер главного героя и авантюрный сеттинг. Однако проблемой второй части стал главный злодей: Карс проигрывал Дио в харизме, мотивации, проработке истории и даже внешнем виде.
Громоздкий дизайн персонажа, вдохновлённый одновременно римскими статуями и буддистскими божествами Конго рикиси, слабо запоминался из-за обилия деталей и общей бесформенности. К этому добавлялось отсутствие внутренних конфликтов и общая вторичность в мотивации. Более того, хоть Карс не выступает абсолютным злом, он не вызывает эмпатии как Дио, ставивший перед зрителем вопрос: зло — качество врождённое или приобретённое.
Араки писал мангу с оглядкой на предшественников, конкурентов и аудиторию: боялся запутать читателей с новой историей, из-за чего сделал Джозефа внешне похожим потомком Джонатана; ввёл сильного женского персонажа, чтобы выделиться на фоне других шёнэн-манг того времени. Это решение оказалось революционным: Лизой Лизой вдохновлены персонажи «Охотника x Охотника», «Наруто» и прочих культовых комиксов журнала Shonen Jump.
«Рыцари звёздной пыли» стали поворотной точкой в истории франшизы: заканчивается история Дио, появляются стенды и закрепляется внешний вид франшизы. Сюжет, основанный на фильме «Вокруг света за 80 дней», строится вокруг противостояния Джотаро Куджо, внука Джозефа, и Дио Брандо, а местом действия становится весь мир: от Египта до Индии. Тут выяснилась ещё одна черта творческого метода Араки: для исследования он сам ездит в места, которые будут изображены в манге.
Араки всегда переживает, что зрителям не интересно читать его мангу. Из-за этого поменял хамон на более зрелищных стендов, отсылающих к меха — большим человекоподобным роботам. Однако в купе с запоминающимися позами, простыми эффектными репликами и невероятным уровнем пафоса, «Рыцари звёздной пыли» растиражировались на мемы как никакая другая часть «ДжоДжо».
Но революцию в жанре провела не меметичность и помпезность, а стратегический характер экшн-сцен. Многие авторы баттл-шёнэна сталкиваются с проблемой повышения ставок: чтобы удержать интерес зрителя, они вводят более могущественных соперников, но бесконечно продлевать историю не получится, в какой-то момент битвы теряют реализм и сочувствие аудитории. Но Хирохико сделал ставку не на силу, а на ум: распределяя стендов между персонажами, он заставляет героев придумывать стратегию боя, из-за чего даже слабый стенд может победить при правильном использовании.
«Рыцари звёздной пыли» — эталонный шёнэн, но не без огрехов. Араки не умел прописывать главных героев: из-за театрального гротеска их качества всегда преувеличены, что создаёт проблему с балансом. И если Джонатан страдал от чрезмерной положительности, Карс — от минимальной спорности, то Джотаро выступает настоящим мэри-сью. Араки вдохновлялся Клинтом Иствудом, от которого взял немногословную стойкость, глубокую убеждённость и бесконечную верность своим убеждениям. Очередная идеализация, помноженная на токсичную маскулинность, вновь оказывается в тени харизматика Дио.
Бизарные эксперименты
Араки не хотел прощаться с «ДжоДжо» по очевидным причинам: серия приносит прибыль и славу, а концепт позволяет оставаться в рамках франшизы бесконечно. Но у Хирохико выросли творческие амбиции. Следующие три части — «Несокрушимый алмаз», «Золотой ветер» и «Каменный океан» — кардинально отличались от первой трилогии. Араки все чаще отходил от противостояния очевидного добра с банальным злом, вместо чего предлагал более лихо закрученные сюжеты с более интересным сеттингом. При этом он сохранил жанровую основу: классический детектив, гангстерский боевик и тюремный триллер.
Сценарно Араки ударился в радикальные эксперименты: перенёс место действия «Несокрушимого алмаза» в Японию, а главного злодея Киру Ёшикагэ сделал типичным сарариманом — офисным клерком, чьи амбиции ограничиваются спокойной жизнью на пенсии, а не захватом целого мира. В «Каменном океане» Джолин — первая главная героиня во франшизе — ставит перед мангакой другой вызов: сделать вменяемого сильного женского персонажа без излишней жертвенности или маскулинности. А Джорно Джованна, потомок Дио и ведущий герой «Золотой ветер», осмысляет нависший с прошлых частей вопрос о врождённости зла и наследственном фатализме, впервые заставляя «ДжоДжо» показать серьёзные драматичные сцены.
Визуально Араки тоже начал экспериментировать: отказался от громоздких накаченных тел, предпочитая им более утончённые и даже андрогинные фигуры, тем самым показывая, что герои перестали быть стоическими божествами и теперь перед нами уязвимые люди. Связь между внутренним и внешним у Хирохико повлияла ещё и на декорации: «Несокрушимый алмаз» и «Каменный океан» ограничиваются одним городом и даже зданием, отражая неамбициозность Джоскэ и Джолин, а Неаполь становится пристанищем благородства и дурной наследственности Джорно.
Однако проблемы у серии тоже были: «Несокрушимый алмаз» критикуют за филлерность из-за непривычной повседневности; «Каменный океан» называют самой затянутой частью из-за необязательно длинной финальной битвы и новых резких поворотов в сюжете. «Золотой ветер» же остаётся самой безупречной частью франшизы. Араки в ней неожиданно демонстрирует глубину внутренних конфликтов и смелые идеи в дизайне персонажей. Тем самым мангака зафиксировал ключевые сломы в шёнэн-традиции на рубеже веков: усталость от чрезмерной маскулинности, подъём сильных героинь и внедрение современной японской действительности в нарратив.
При этом Араки сохраняет стандарты, заданные «Рыцарями звёздной пыли»: театральный гротеск перетёк уже в откровенный абсурд, а одежда персонажей стала полагаться не только на исторические образы, но и современные модные течения. Вся новая трилогия выходила в 90-е годы и поставила сюжетную и концептуальную точку: после «Каменного океана» вселенная «ДжоДжо» перезагрузилась, а сам журнал переехал с Shonen Jump в его сэйнэн-собрата Ultra Jump, тем самым повысив возрастной ценз.
Стальные шары и джоджоджоджо…
В 2004 году Хирохико Араки перезапускает франшизу, создав альтернативную реальность предыдущих шести частей. Мангака попросил перенести «ДжоДжо» в сэйнэн-журнал Ultra Jump, так как не мог в рамках шёнэн-журнала иллюстрировать крайнюю жестокость, глубокий психологизм и остро-социальные проблемы. С другой стороны, заработав авторитет и лояльность аудитории, 44-летний мангака мог позволить себе свободный график выпуска глав.
Первой частью уже третьей трилогии стала «Гонка стальных шаров» — техно-вестерн о Джонни Джостаре, альтернативной версии Джонатана, и Джайро Цеппели, новой инкарнации Цезаря Цеппели. Они участвуют в скачках с призовым фондом в $50 млн. Противостоит им Фанни Валентайн — президент США, ищущий артефакты с силами стендов, и Диего Брандо — новая версия Дио. Для проработки истории мангака как всегда летал на разведку, где на этот раз познакомился с широкими американскими прериями.
Жанровая пародийность сменилась переосмыслением, визуальный гротеск дополнен богатой детализацией и невероятно продуманным дизайном, а химия между персонажами обрастает драматургическими мыщцами. Всё это попало в нерв аудитории нулевых, пресытившихся наивными баттл-шёнэнами и артхаусными сэйнэнами. Размыв границу между добром и злом, Араки окончательно отходит от концепции однозначных злодеев и усложняет метанарративный контекст. Не зря вопросы морали здесь поднимает именно президент США, чья страна в реальности годом ранее снова вторглась в Ирак.
«Джоджолион» — вторая часть новой трилогии — выступает альтернативной версией «Несокрушимого алмаза», где вновь усложняет изначальный сюжет: на этот раз Джоскэ — это не просто случайный родственник Джостаров, а человек, в котором соединились сразу две личности, одной из которых был Кира Ёшикагэ. Мангака размывает вопрос гендерной принадлежности: герой обладает четырьмя тестикулами и крайне андрогинной внешностью. Эта антонимичность маскулинности будто намекает на самоиронию автора: Араки всегда считал своих первых главных героев чрезмерными мужиками, поэтому иронизирует над этим.
В 2023 году началась третья часть новой трилогии — «Земли ДжоДжо». Имя одного из главных героев — Джодио Джостара — снимает все сомнения насчёт мета-иронии франшизы. Эта работа пока самая смелая в библиографии Араки: он делает брата ведущего персонажа трансгендерной женщиной, а самого Джодио — первым антигероем в истории франшизы. Этот момент полностью меняет восприятие «ДжоДжо» как старомодного оплота 80-х.
Аниме и ДжоДжомания
«ДжоДжо» пытались экранизировать дважды: в первый раз были неудачные OVA-выпуски от студии APPP, а во второй — телевизионные сериалы от David Production. Во второй вариации режиссёры Кэничи Судзуки и Наокацу Цуда стараются передать театральную экспрессивность оригинала: постоянно играют с цветом и светом в кадре и дословно переносят фреймы из манги. При этом малоподвижная анимация эффектнее фиксирует джоджо-позы героев, а детализация рисунка позволяет куда надёжнее передать особые черты дизайна персонажей. Но есть проблема: маниакальное желание подробно адаптировать первоисточник привело к замедлению темпа.
Однако это не помешало франшизе обрести новую аудиторию и разлететься на мемы: фразы вроде «Это я, Дио!» и «За вардо!» стали каноническими для современных отаку, а знаменитая «Ора-ора-ора-ора» Джотаро стала неиронично цитироваться другими аниме. TikTok всё ещё полон трендами с JoJo-позами, а Reddit и 4chan — поисками джоджо-референсов в фильмах, музыке, фото и даже римских скульптурах.
Виральность «ДжоДжо» объяснима: старая франшиза с устаревшими клише была адаптирована без изменений из-за чего люди, прежде не видевшие и не читавшие подобные истории, уловили свежее старое дыхание в череде однотипных современных героев. Поэтому наигранный гротеск и маскулинная энергия вкупе с незамысловатыми сюжетами и интересным сеттингом попросту не могут восприниматься не иронично.
В итоге общественное помешательство и продуманность визуала привела Араки к небывалой популярности: он пишет мангу для Gucci, выставляется в Лувре и даёт лекции. «ДжоДжо» занимает второе место среди величайших манг в истории по версии Агентства по делам культуры Японии. Франшиза даже стала причиной, по которой в родном городе автора появилась крупная сеть супермаркетов.
Так это был джоджо-референс?
«Невероятные приключения ДжоДжо» стали чем-то большим, чем просто аниме. Франшиза с корнями вросла в нашу повседневную жизнь и только глубже будет пускать свои корни. Смотреть без иронии сложно: сюжеты устарели, темы исчерпали себя, а герои часто плоские. Раннему «ДжоДжо» не хватает объёма, а позднему — шарма. С другой стороны, ничего похожего на «ДжоДжо» не появилось до сих пор. История настолько уникальна, что уже ничего не затмит свет хамона, который источает манга Араки.