Сюжет
Однажды Усаги Цукино — четырнадцатилетняя неряшливая школьница — натыкается на чёрную кошку. Та рассказывает ей, что девушка избрана стать воином, борющимся за добро и справедливость. Усаги становится супергероиней, встречает таких же подруг со сверхспособностями, а также Такседо Маска, в которого сразу же и влюбляется.
Сай-фай
Наоко Такэути была с детства заворожена космосом: ходила в кружок по астрономии, читала мангу Лэйдзи Мацумото — одного из основоположников сай-фая в аниме. Но мангака не была первой, кто хотел совместить космос и сёдзё: в 1975 году в манге «Их было одиннадцать» Мото Хагио первой перенесла место действия девичьей манги в космос, а шестью годами позднее Масахиро Сибата сделала главным героем космических сражений девушку.
Такэути смогла переизобрести космическую тематику в манге: она убрала высокотехнологичные корабли, галактические империи и межпланетарные дрязги, уйдя от типичных тропов научной фантастики, ставшей в аниме-индустрии преимущественно мужским жанром. Вместо этого мангака сплела тему космоса и греко-римскую мифологию, при этом заимствуя элементы астрологии. Например, Сейлор Плутон, одна из героинь «Сейлор Мун», заявлена как «Хранительница Ада» и приходится дочерью местному Хроносу.
Но «Сейлор Мун» нельзя назвать полностью космическим фэнтези: Такэути часто использует технологии, переплетая их с магией и делая из своей манги техномагическое городское фэнтези. Легендарную трансформацию героинь в сейлоров стоит воспринимать не как полумифическое превращение в божеств, но как около-кибернетическое перевоплощение путём использования различных гаджетов: ручек, диадем, жезлов или кристаллов. Мангака использует наработки киберпанковского трансгуманизма, что отразилось в том числе на аниме: вся атмосфера сериала построена не столько вокруг привычной визуальной эстетики фэнтези или даже рядового сёдзё, сколько вокруг более мягких атрибутов киберпанка.
Портрет Японии
Как и любое культовое произведение, «Сейлор Мун» рисует портрет Японии через призму автора, благодаря чему даёт зрителям понимание, о чём думала и мечтала «страна восходящего солнца» ещё 30 лет назад. Именно собственный жизненный опыт Такэути помог манге и аниме выстроить многослойный сеттинг, делая вкрапления японской мифологии и современного быта в космо-техно-фэнтези.
Такэути позаимствовала концепцию у «Super Sentai» — японского шоу об отряде супергероев, получивших силы от магических гаджетов. Главными атрибутами предка «Могучих рейнджеров» было распределение персонажей по цветам и система «злодея недели», то есть противостояния с эпизодическим антагонистом. Но вместо того, чтобы бездумно использовать тропы японского телевидения, мангака раскрывает злодеев, идейно противопоставляя их героиням.
«Сейлор Мун» также позаимствовала у Такэути её опыт работы мико — служительницей синтоистских храмов в Японии. Мангака подрабатывала в юношестве, проводя религиозные обряды и исполняя ритуальные танцы. Это нашло отражение в мифологии её истории: героиня Сейлор Марс ходит в католическую школу, при этом сама придерживается синтоизма, благодаря чему умеет колдовать и предсказывать будущее.
Образ воинственных японских девушек в матросках выбран не случайно: японская женская школьная форма в основном состоит из сэра-фуку (с японского — «одежда моряков»). В этом можно увидеть как использование знакомых силуэтов для большей ассоциации аудитории с главными героинями, так и метафорическое высказывание о борьбе подростков за своё место в мире. Более того, если в реальном мире разная цветовая гамма между униформами вызывает враждебность, так как японские школьники и школьницы вынуждены постоянно конкурировать между собой, то в мире Такэути призывает всех девушек объединяться.
Феминизм
Самая неоднозначная часть мета-повествования «Сейлор Мун» — феминистический нарратив. Такэути внесла огромный вклад в развитие женской манги и дестигматизацию женской субъектности в консервативной японской поп-культуре. Однако сама манга и особенно аниме выглядят по большей части морально устаревшими слепками прошлого из-за огромного количества стереотипов, так или иначе продвигаемых самой франшизой.
Показ женской сексуальности — одна из главных спорных тем в «Сейлор Мун». С одной стороны, Такэути не следует привычным тропам мэйлгейза, нагружая оголение женского тела смыслами и подтекстами: перевоплощение героинь становится символом обретения силы и свободы, а под конец манги трансгрессивные образы Усаги на самом деле фиксируют её взросление. Но сложно при этом забыть о том факте, что мангака часто заигрывает с сексуальностью четырнадцатилетних девушек.
При проработке образов героинь Наоко Такэути вдохновлялась работами Тьери Мюглера — известного модельера, известного склонностью к утрированной женственности и агрессивной сексуальности. Более того, Такэути вдохновлялась коллекциями Dior, Chanel и многих других домов высокой моды, которые экспериментировали с силуэтом женского тела. Подобная проработка дополняет визуальное повествование манги: если поначалу Усаги носила большое количество детских аксессуаров, намекавших на её незрелость и сумбурность, то впоследствии её аутфиты стали более минималистичными, элегантными, что вновь показывает взросление героини.
Но упор Такэути на женственность и сексуальность, а также встраивание героинь в рамки патриархальной модели, в которой женщина обязательно хочет сыграть свадьбу, найти мужчину и родить ребёнка, идёт вразрез даже с самыми старыми феминистическими посылами. Поэтому немудрено, что японские и западные критики расходятся во мнении, действительно ли «Сейлор Мун» можно считать феминистическим высказыванием в полной мере. Ведь, с одной стороны, авторка манги была первой в сёдзё-среде, кто дала японским школьницам силы бороться со злом и зафиксировала действительные желания многих японских школьниц, но не предлагает новых ролевых моделей, меняющих общественное представление о роли женщины в обществе.
За рубежом
«Сейлор Мун» начала не только очередной аниме-бум по всему миру, но и распространила отаку-культуру на Западе. Поначалу прогрессивные идеи Наоко Такэути, более привычные для японской аудитории, в США были восприняты в штыки: на фоне эпидемии СПИДа и ВИЧ, ассоциировавшихся в медиа с ЛГБТ-персонами, наличие лесбийской пары — Сейлор Уран и Сейлор Нептун — стало поводом для консервативных активистов отменить трансляцию аниме-экранизации. Но так как шоу пользовалось огромной популярностью у молодёжи, дистрибьюторы просто вырезали из фильмов романтическую линию девушек, а сюжетно озвучили их как сестёр.
«Сейлор Мун» также была одним из первых аниме, которое транслировали в Казахстане: в разное время его показывали на КТК, НТК, Рахат ТВ, 31 канал, Shahar TV, ТРК ТАН и МИГ. В отличие от американской версии, в русскоязычном варианте оставили романтическую линию девушек, но сделали из Сейлор Уран парня. Но даже несмотря на все препоны, франшиза начала первый аниме-бум в СНГ: появились аниме-фесты, наполненные косплеями на воительниц в матросках, а отсылки на культовое превращение встречаются даже в стендапе.
«Сейлор Мун» сильно повлияла на синтез моды и аниме-культуры в общественном восприятии: именно после неё и не менее культовых «Невероятных приключений ДжоДжо» люксовые и массовые бренды стали проводить коллаборации с тайтлами. У самой франшизы была лимитированная коллекция от Jimmy Choo.
Влияние
Легче перечислить вещи, на которые «Сейлор Мун» не повлияла. Потому что Наоко Такэути запустила целый новый жанр — махо-сёдзё, ставший синонимом отаку-культуры. Аниме о девочках-волшебницах были и до неё: «Ведьма Салли» выходила в далёкие 60-е. Но если до появления Усаги Цукино на страницах сёдзё-журналов таких историй было меньше десяти, то после неё — сотни. Более того, манга определила то, как именно будет выглядеть жанр: школьницы с огромным количеством аксессуаров в традициях западного городского фэнтези объединяются и борются со злом.
Японцы до сих пор вспоминают «Сейлор Мун»: включают мангу в топы для чтения на карантине, массово продолжают делать фан-арты, покупать диски с новыми фильмами и даже создают целые музейные выставки с сотнями экспонатов. Если пройтись по улицам Токио, то лицо Усаги Цукино можно будет встретить десятки раз, даже на поверхности люков. Ни один современный аниме-фестиваль не обойдётся без девушек в матросках и мини-юбках.
Более того, феномен махо-сёдзё вышел за пределы только японского контекста: появились «Винкс», «Чародейки» и даже «Тотали Спайс» можно считать продолжением тренда, заданного «Сейлор Мун». Причём каждое из этих шоу не просто использует концепцию манги Такэути, но и все её главные атрибуты: культовое перевоплощение, разделение на цветовую гамму и формат «злодея недели». А режиссёр Зак Снайдер явно вдохновлялся эстетикой франшизы при создании «Запрещённого приёма», одевая своих героинь в матроски.
Многие западные социологи связывают «Сейлор Мун» с подъёмом Girl Power в 90-е, так как видят в борьбе Усаги и подруг тренд на проактивных главных героинь. И это важный пример того, как разная зрительская оптика расставляет акценты: если для европейской и американской аудитории манга и аниме выглядят как очевидное феминистическое высказывание о женской силе и единстве, то для японцев франшиза стала очередной розовой мечтой, которой можно увести взгляд от надвигающейся экономической катастрофы.