Масааки Юаса — главный визионер аниме-индустрии

Недавно Масааки Юаса основал новую аниме-студию — «ame pippin». Режиссёр известен по «Человеку-дьяволу: Плаксе» и «Пинг-понгу», в которых удивил весь мир своим нестандартным стилем: сверхпластичной анимацией, отброшенными анатомическими нормами в рисунке и безумными сюжетами. В 2013 году он вместе с продюсеркой Чхве Ын-ён уже запускал другую аниме-студию — Science Saru, сделавшую «Дандадан» и «Человека-Дьявола: Плаксу». Пять лет назад Юаса ушёл оттуда и теперь строит новое будущее аниме-индустрии в компании больших корпораций.  

Абулхаир Жусупов погружается в мир Масааки Юасы, чтобы понять, чем так уникален режиссёр, как он стал главным современным аниме-творцом и зачем ему новая студия.  

Неуверенность  

Science Saru co-founder Masaaki Yuasa announces new anime studio | Polygon

Масааки Юаса родился в 1965 году в Фукуоке — одном из самых крупнейших городов Японии. Он с детства любил смотреть аниме и читать мангу, и даже сам рисовал. Сверстники и семья его постоянно хвалили, поэтому будущий режиссёр продолжал творить вплоть до средней школы. В 12 лет, когда ему казалось, что пора перерасти своё увлечение, он увидел «Космический линкор Ямато» — первый в истории полнометражный аниме-фильм, ознаменовавший начало золотого века аниме. Самого Юасу больше привлекала известность в СМИ, которую получили создатели картины.  

Голодный до внимания Юаса поступил на художественный факультет Университета Кюсю Сангё. Он переживал, что не сможет прокормить себя анимацией, поэтому выбрал более безопасный и разносторонний вариант. Беспокойство было безосновательным: после окончания учёбы Масааки устроился в маленькую новообразованную студию Ajia-Do, где до конца 80-х работал фазовым аниматором, то есть заполнял анимацию между ключевыми кадрами.  

Малооплачиваемая рутинная работа, где важно уметь точно рисовать и подстраиваться под рисунок режиссёра, не подходила абстрактному стилю Юасы. Он считал, что недостаточно хорош, чтобы преуспеть в анимации, и уже собирался уходить из студии, но его остановили основатели Ajia-Do — Осаму Кобаяси и Цутому Сибаяма. Они видели перспективу в молодом даровании, поэтому дали ему рисовать ключевую анимацию.  

В 90-е Юаса закрепился в статусе одного из самых перспективных аниматоров поколения: рисовал раскадровки для безумно популярной «Малышки Маруко», режиссировал анимацию в культовом «Син-тяне» и даже успел поставить целый эпизод в малоизвестной OVA (Original Animation Video — аниме, вышедшее на домашних носителях) «Ракугокан». Именно доверие и хвалебные отзывы коллег помогли юному дарованию поверить в себя и продолжать рисовать. В 29 лет Масааки покидал Ajia-Do уже в статусе восходящей звезды индустрии.  

Референсы  

Меня вдохновляет множество вещей, которые я вижу, слышу, обоняю и трогаю в повседневной жизни… Я часто черпаю вдохновение даже из очень скромных визуальных эффектов: рекламы, отрывка из фильма, движения из аниме, а также безымянных цветов и трав, цветущих на дороге, облаков, звёзд и лун в небе… Моё скромное желание при создании аниме — чтобы рядовые образы, разговоры и сцены были сублимированы в произведения искусства», — Масааки Юаса в интервью Animation World Network.

Масааки Юаса часто рассказывает о своих любимых аниме, повлиявших на его визуальный стиль и сторителлинг. Помимо «Космического линкора Ямато», он вспоминает «Люпен III: Замок Калиостро» Хаяо Миядзаки и «Галактический экспресс 999» Ринтаро. Любовь к космооперам разделяла тогда вся Япония, но важно другое: Юаса всегда делает акцент на кинематографичность своих картин. Эту особенность он как раз-таки унаследовал у Миядзаки, Ринтаро и Лэйдзи Мацумото. Примечательно, что «Космический линкор Ямато» ставил не аниматор, а режиссёр игрового кино — Тосио Масуда.  

Space Battleship Yamato (1977) - Backdrops — The Movie Database (TMDB)

Сюрреализм и невероятную пластичность анимации Юаса почерпнул из работ Тэкса Эйвери — создателя «Looney Tunes», Поля Гримо — отца французской анимации, и Сальвадора Дали. Пристальное внимание к западной мультипликации выделяет Масааки на фоне по большей части изолированной индустрии. Он настолько привержен западному подходу анимации, что в качестве лога студии Science Saru («science» с английского — наука, «saru» с японского — обезьяна) с ходячей обезьяной использовал за референс известное интро студии Disney с Микки Маусом за рулём корабля.  

При этом он не раз признавался в любви к Го Нагаю — великому мангаке, создавшему «Мазингера» и «Человека-дьявола». Восхищение автором отложило отпечаток на его сюжетах, ставших мрачными и авангардными, а в 2018 году режиссёр и вовсе снял ремейк «Человека-дьявола» под названием «Плакса». 

Made a 4K wallpaper since I couldn't find one in good quality. Hope you like it! : r/DevilmanCrybaby

В карьере Юасы всегда имели значение коллеги, не раз спасавшие и создававшие трамплины для его карьеры: Синъитиро Ватанабэ, режиссёр «Самурая Чамплу», дважды приглашал Масааки в свои проекты и помог отточить характерные особенности стиля; гендир Studio 4°C Эйко Танака подарила ему дебют с фильмом «Игры разума»; Масао Маруяма, основатель студии Madhouse, вернул его из артхаусного забвения в мейнстрим; Чхве Ын-ён станет сооснователем Science Saru.  

Визуальный язык Юасы

Масааки Юаса известен прежде всего визуальным стилем, далёким от мейнстримных эстетических конвенций. Это проявлялось ещё в «Син-тяне», где простота рисунка и сюжетов позволяла экспериментировать с формой. С течением карьеры всё отчётливее виднелись главные характерные особенности его уникального киноязыка: особое отношение с цветом в кадре, намеренная примитивизация рисунка, преобладание выразительности форм над анатомической и физической достоверностью, сверхпластичность анимации. 

В «Сказе о четырёх с половиной татами» с первых секунд видно, как Юаса легко видоизменяет окружающую реальность, подстраивая её под эмоции и чувства самого героя. Экспрессионизм режиссёра выражен в выборе преимущественно кислотной палитры, создающей тревожное ощущение. Вокруг главного героя, желающего провести свою студенческую юность как можно веселее, Масааки жонглирует не только цветами, но и текстурой, раз за разом внедряя новые паттерны. При этом он сохраняет анти-детальный аскетизм, ограничиваясь в дизайне персонажей парой чёрточек для очень условного обозначения частей лиц и элементов одежды. 

«Сказ о четырёх с половиной татами» можно назвать ультимативной энциклопедией юасовского киноязыка. Благодаря аскетичному дизайну и условным фонам режиссёр даёт больше пространства для анимационной выразительности, при этом сохраняя японскую традицию — лимитированного количества кадров. Похожий подход он применял ещё в своей дебютной картине «Игры разума», которую можно назвать одним из радикальнейших проявлений юасовской психоделики. 

Преобладание формы над содержанием — частый объект критики Юасы со стороны недовольных зрителей. Режиссёр отлично работает с авангардными идеями, совмещающими высокорейтинговую жестокость и абстрактный сеттинг. Когда же дело касается более приземлённых проектов, вроде «Гибели Японии 2020», его стиль кажется неуместным, нелепым и лишним. И хотя он ставит перед собой цель приблизить аниме к игровому кино путём использования цветокора, радикальных ракурсов и сверхподвижной камеры, у него не всегда получается удержать баланс между чрезмерно выразительным рисунком и драматичной историей. 

Эксперименты с анимацией

Масааки Юаса постоянно экспериментирует с самой анимацией. Он не стесняется использовать любые подручные технологии для создания нужных ему ощущений у зрителя, при этом всегда очень бережно подходит к передаче смыслов оригинала. Из-за этого его анимация даже 20-летней давности выглядит актуально и живо, несмотря на постоянную ограниченность как трудовых, так и финансовых ресурсов. 

В 1995 году Синъя Охира, один из интереснейших аниматоров Японии, пригласил Масааки Юасу срежиссировать анимацию для десятого эпизода OVA-сериала «Хаккэндэн: Легенда о псах-воинах». Сжатые сроки не позволяли двум талантам разгуляться, из-за чего анимация выглядит более безжизненно, чем в других их работах. Но благодаря невероятной для такого проекта постановке, в которой грубый рисунок и радикальные ракурсы Охиры переплелись с тревожной неестественностью анимации Юасы, отдельный эпизод всё ещё вспоминают в числе величайших серий в аниме-индустрии. Так как Масааки работал в основном с комедиями, «Хаккэндэн» стал первым проектом для режиссёра, где ему требовалось вписываться в рамки строгого реализма. 

Rewatch] Mind Game — Movie Discussion : r/anime

В 2004 году вышел его дебютный полнометражный фильм — «Игры разума», рассказывающий о неудачливом парне, попавшем в передрягу с якудза. Изначально провальный проект студии Studio 4°C был тепло встречен критиками по одной причине: глубокая синергия визуального повествования и содержания оригинала. Юасу лично позвала Эйко Танака, гендир компании, так как он был единственным доступным артхаусным аниматором. В условиях максимальной экономии Масааки работал над фильмом два года и создал художественную мини-революцию: совмещал ротоскопирование, компьютерную 3D-графику и рисованную анимацию. Он считал, что с источником, полным жёсткого контента, запрещённым цензурой местного кинопроката, надо обойтись соответствующе строго. 

Спустя 10 лет Юаса поставил «Пинг-понг» — одно из главных спортивных аниме в истории. Режиссёр сотворил очередную мини-революцию, применив в некоторых сценах flash-анимацию — отрисовку векторных кадров в программе Adobe Flash. Она более ограниченная, чем традиционная рисованная анимация, так как не предусматривает текстур объектов и сама заполняет промежуточные кадры в ключевой анимации. Но Масааки использовал преимущества векторов, прежде всего автоматизированность и скорость отрисовки, чтобы добавить персонажам перспективу при движении кадра. Подобная техника требует понимания, где и в каких местах можно применить векторную анимацию, чтобы зрительский глаз не увидел фальши, но для кропотливого аниматора это не станет проблемой. 

В возрасте уже 55 лет Юаса снимает один из своих добрейших и личных проектов — «Руки прочь от кинокружка». История трёх школьниц, решивших создать аниме, регулярно перемешивает фантазии главной героини и реальность. Чтобы визуально отделить вымысел от действительности, автор оригинальной манги выполнил все несуществующие элементы в акварельном стиле. Но так как акварель делает изображение более плоским и менее подвижным, ему пришлось создать с нуля новую технологию, совмещающую 3D-моделирование и ручные акварельные рисунки. В итоге Масааки показал, насколько интереснее и гибче могут быть средства выразительности в руках талантливых аниматоров.

Нестандартность сюжетов

INU-OH Trailer Reveals Masaaki Yuasa's Period Musical Anime Film

Истории Масааки Юасы невозможно поместить в рамки зрительского кино: он часто отказывается от привычной структуры повествования, переводя действия либо в поток сознания, либо в нелинейную хронологию действия. Но режиссёр не был бы великим, если бы его интересовала только форма нарратива. Большую часть его работ занимают сюжеты, поднимающие важные остросоциальные вопросы к японскому и общемировому обществу, а также осмысляющие современный контекст.

В 2001 году Юаса впервые написал сценарий и выступил продюсером. Авангардная короткометражка «Кошачий суп», основанная на одноимённой сюрреалистичной манге Тиёми Хасигути, вышла спустя три года после самоубийства авторки. Его сюжет рассказывает о семье кошек, живущих в жестоком мире, где Бог и Смерть — материальные существа. Главными героями выступает семья по-детски нарисованных кошек, что создаёт когнитивный диссонанс: милые зверушки творят жуткие вещи. И чтобы передать замысел мангаки, Юаса сохраняет отталкивающие мейнстримного зрителя детали: отсутствие диалогов и повествование в виде потока сознания.

ねこぢる草

«Кошачий суп» рисовал мрачный портрет среднестатистической японской семьи, добавляя в него аллюзивные оттенки на проблемы ксенофобии, патриархального уклада жизни и расслоения общества. Метафорика манги переплеталась с социальным контекстом начала «потерянного десятилетия», когда Япония из второй экономики мира стала скатываться к статусу вымирающего государства. Юаса понимал глубину и многослойность подтекстов первоисточника, поэтому переиначил упрощённое повествование манги.

Переход вымышленных вещей в материальную плоскость — одна из главных тем творчества Юасы: в «Руки прочь от кинокружка!» главная героиня постоянно выпадает из реальности в яму собственных фантазий; в «Кайба» память буквально становится физически ощутимым товаром; в «Четыре с половиной татами» главный герой меняет реальность, чтобы продлить свою юность. Но это не единственные интересующие его истории: в 2006 году он снимет «Когти зверя» — романтический триллер о любви монстра и человека, в 2014 — спортивное аниме про настольный теннис, в 2022 — фэнтезийный мюзикл о периоде Сэнгоку.

Зачем новая студия

Masaaki Yuasa Establishes New Animation Studio ame pippin - MyAnimeList.net

Из-за специфичности стиля Юаса до 39 лет не мог пробиться в полноценную режиссуру. Для сравнения: Мамору Хосода дебютировал в 32 года, а Хаяо Миядзаки — в 30 лет. Поэтому «Кошачий суп», например, он сам спродюсировал. Привычка брать всё в свои руки не покидает Масааки всю карьеру. В 2013 году режиссёр сам начинает сбор средств на Kickstarter для производства «Пинка в сердце» — психоделического полнометражного фильма, пародирующего «Ромео и Джульетту» Шекспира. В этот же год, вместе с Чхве Ын-ён, с которой работал над «Когтями зверя», он открыл аниме-студию Science Saru.

Большая часть руководящей работы была за Чхве, в то время как Юаса был лицом бренда и продвигал его как субподрядчика во всех своих проектах. В 2017 у Science Saru было уже два своих фильма — «Весенняя ночь коротка» и «Лу за стеной», получивших множество наград и одобрение критиков. С этого момента студия только росла, а проектов и амбиций становилось всё больше. Масааки и Ын-ён создали новую большую величину в аниме-индустрии, полноценно конкурирующую с Madhouse, Mappa и Trigger.

TOHO acquires animation studio Science Saru - Animation World

В 2020 году Юаса ушёл с поста президента студии, чтобы взять перерыв от непрерывной работы на протяжении последних семи лет. Он передал все полномочия Чхве Ын-ён, которая изначально и предложила мэтру основать Science Saru. В 2021 году вышел последний фильм Юасы — «Ину-О», рассказывающий историю дружбы между слепым игроком на биве и изуродованным вокалистом. С тех пор студия сменила вектор развития: сосредоточилась на более мейнстримных историях и работе с разными аниме-режиссёрами. В 2024 году контрольный пакет акций купила TOHO — одна из самых больших японских кинокорпораций.

Было видно, что самим Science Saru было тесно работать в рамках фильмографии одного конкретного режиссёра. А сам Юаса давно стремился создать студию вроде той, что основал для себя Мамору Хосода. В середине февраля 2025 года режиссёр создал студию ame pippin в сотрудничестве с крупными дистрибьюторами: ASMIK Ace, Aniplex и CoMix Wave Films. Как он сам объяснил, он не хотел больше задумываться о поиске финансирования и продвижении своих проектов. Масааки хочет сосредоточиться на экспериментах в анимации, что в Science Saru было невозможно сделать.

Итог

Adventure Time" Food Chain (TV Episode 2014) - IMDb

Масааки Юаса — один из главных режиссёров мировой анимации, давно вышедший за рамки аниме. Его уникальный стиль стал визитной карточкой, а для многих наличие его имени в титрах автоматически подразумевает высокое качество самого фильма или сериала.

В этом году Юасе исполняется 60 лет. Он начал режиссёрскую карьеру всего 20 лет назад, но каждым своим произведением он, если не менял индустрию, то показывал её безграничные возможности.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Eve — главный строитель современной японской поп-музыки
Культура
#музыка
Eve — главный строитель современной японской поп-музыки
Почему стоит сходить на выставку Катерины Никаноровой?
Город
#события
Почему стоит сходить на выставку Катерины Никаноровой?
Злые женщины против системы: как злодейки захватывают исэкаи
Культура
#кино
Злые женщины против системы: как злодейки захватывают исэкаи
ГРУМИНГ: ЧТО ВЫ ОБЯЗАНЫ ЗНАТЬ?
Ликбез
#общество
ГРУМИНГ: ЧТО ВЫ ОБЯЗАНЫ ЗНАТЬ?
Искусство Алматы: что посмотреть в марте
Город
#события
Искусство Алматы: что посмотреть в марте