Сюжет
Маомао — помощница аптекаря из квартала красных фонарей, проданная похитителями в императорский дворец. Полгода она трудилась как обыкновенная служанка, пока до неё не дошёл слух, что у детей обеих наложниц императора резко ухудшилось состояние.
Несмотря на нежелание влезать в неприятности, Маомао анонимно помогает матерям, о чём узнаёт служащий во дворце Жэньши. Он решает использовать острый ум молодой аптекарки, чтобы и дальше решать местные медицинские проблемы, а заодно распустить клубок заговоров против правителя страны.
Четыре первоисточника
«Монолог фармацевта» изначально выходил в формате веб-новеллы на сайте Shosetsuka ni Naro (с японского — «стань новеллистом») — японском аналоге Wattpad — в 2011 году. Всего за год интернет-роман Нацу Хюги обрёл большую популярность, привлёкшую внимание редакторов из издательства Shufunomoto. Сначала его подразделение Ray Books выпустило один том, а спустя три года другой лейбл издательства Hero Bunko начал печатать полноценное ранобэ — лёгкую новеллу, направленную преимущественно на молодую аудиторию.
Умеренный успех книги привёл к закономерной манга-адаптации, но у «Монолога фармацевта» сложилась нестандартная ситуация: в 2017 году права на создание манги по отдельности получили игровая корпорация Square Enix и печатный конгломерат Shogakukan. Несмотря на то, что главная героиня — молодая девушка, а главный герой — бисёнэн (с японского — «красивый юноша»), оба издателя отправили историю в сэйнэн-журналы, аудиторию которых обычно представляют мужчины от 18 лет.
В Big Gangan, принадлежащей Square Enix, сценарист Ицуки Нанао и иллюстратор Nekokurage делают акцент на взаимоотношениях главных героев и ярком проработанном рисунке, а в Monthly Sunday Gene-X, выпускаемой Shogakukan, сама авторка Нацу Хюга и художник Мидори Курата предпочитают детективную составляющую и сдержанный визуальный стиль.
К началу трансляции аниме-сериала общий тираж обеих манг и ранобэ превысил 27 млн копий, а сейчас насчитывает более 38 млн. Такой объём продаж сделал «Монолог фармацевта» второй самой успешной ранобэ-франшизой в истории, уступив лишь «О моём перерождении в слизь». Этого успеха не случилось бы без аниме-адаптации, увеличившей продажи манги и книг до 9 млн копий всего за семь месяцев показа не телевидении.
Нетипичный сеттинг
Медицинский процедурал — необычный жанр в аниме-индустрии. Среди подобных тайтлов вспоминается только научпоп-сериал «Клетки за работой» — история о буднях лимфоцитов и эритроцитов, нарисованных в виде людей. «Монолог фармацевта» же выглядит скорее как детектив, затрагивающий средневековые представления о здоровье человека с щепоткой криминального расследования. Маомао выходит на рандеву с примитивными болезнями и выкручивается с помощью понятных DIY-лекарств, выгодно выделяющих сериал на фоне «Доктора Хауса», полного слишком редких болезней и терминов, непонятных для простого обывателя.
На первый взгляд «Монолог фармацевта» создаёт ощущение историчности, но китайский антураж — лишь условность. Хотя декорации сериала напоминают стереотипный Китай, а дворец императора — Запретный город в Пекине, в самом аниме ни разу не упоминают название страны или имя реальных исторических персон. Лишь пестрота и образ нарядов, проработанные до мелочей декорации, а также огнестрельное оружие намекают, что место действия вдохновлено Династией Мин.
Несмотря на нетипичный сеттинг, «Монолог фармацевта» остаётся японским мейнстримным произведением. Для юмористических сцен дизайн персонажей переходит в чиби-форму — упрощённый стиль рисунка с маленьким телом и большой головой. В проработке характеров героев Нацу Хюга полагается на привычные японские архетипы: в сериале появляются бисёнэны — женственные красивые юноши; кудере — внешне безэмоциональные женские персонажи; и другие.
Образцовая главная героиня
Создатели отмечали, что при написании сценария и проработке визуального стиля опирались на все четыре источника. Дизайн персонажей был унаследован у рисунка иллюстратора Nekokurage, любимого за проработанный и детальный дизайн персонажей и фонов, красочные развороты и до ощутимого трогательную химию между Маомао и Жэньши. При работе над характером главной героини, создатели сериала опирались больше на ранобэ, так как в нём особенно были подчеркнуты острый ум, брезгливость и детское любопытство главной героини.
Непоколебимый характер аптекарки выделяет её на фоне пассивности наложниц и остальных женщин-слуг, оправданной историческим контекстом. Он также демонстрирует крепкое чувство справедливости и сострадания, драматургически необходимые главной героине. Но большую часть сюжета Маомао пытается скорее подстроиться под предлагаемые обстоятельства, а не «ломает колесо», что отличает её от более привычных примеров «сильных женских персонажей».
Героиня осознаёт предел своих возможностей, поэтому сдержана в эмоциях, соблюдает субординацию и проявляет минимальную инициативу. Только медицина или откровенное вредительство выбивают её из душевного равновесия: она без ума от редких ингредиентов для лекарств и ядов, испробованных на собственном теле. Мазохизм, помешательство, чересчур сдержанный характер и додумывание за других добавляют персонажу необходимой глубины и реализма.
Кропотливое производство
«Монолог фармацевта» — камерное аниме с большим количеством диалогов, поэтому не предусматривает масштабного экшена или живописных сцен. По этой причине режиссёр Норихиро Наганума сосредоточился на уникальных микродвижениях персонажей, глубокой проработке фонов и концептуальном симбиозе музыки и содержания сериала.
Фокус на движениях героев был необходим, чтобы наделить каждого из персонажей отличительным языком тела, характеризующим его личность и выделяющим на фоне других персонажей. Благодаря организованному продакшну, нехарактерному для производства аниме, актёры озвучивания записали все свои сцены до создания финальных версий. Это позволило аниматорам подправить тайминг в анимации и в некоторых сценах даже использовать ротоскопинг — покадровую перерисовку движений реального человека. Такой подход позволил создать идеальное соответствие между игрой актёров и нарисованных персонажей.
Весь ключевой персонал первого сезона работал над полнометражными фильмами крупных франшиз. Подобные проекты анонсируют обычно на волне популярности основного сериала, поэтому от работников требуется повышенное качество рисунка и анимации в крайне сжатые сроки. Опыт работы с такими картинами помог режиссёру и команде снять первый сезон всего за год-полтора. Сам Наганума из-за спешки взял на себя общий сценарий целого сезона и раскадровки. Несмотря на горящие дедлайны, режиссёр, например, требовал от художников фонов по 10 вариантов освещения задних планов, проработанных до самых незначительных мелочей: от узора на шторах на третьем плане до мелкой резьбы по дереву тумбочек, показанных всего дважды за сезон.
Музыку для сериала писали сразу три композитора: Кевин Пенкин, Ариса Окэхазава и Сатору Косаки. Перед ними стояла задача не просто создать разнообразный саундтрек с китайскими мотивами под определенные ситуации, а ещё и тематически разделить между локациями: в сценах в борделе слышны индийские мотивы, праздная и наоборот интимная музыка, а во дворце — сдержанная и с обилием китайских музыкальных инструментов. Важным символом для Норихиро Наганумы были цветы, контекстуально подобранные под отдельные эпизоды и имеющие свою собственную музыкальную тему.
Что ожидать от второго сезона
Предстоящие события второго сезона в ранобэ были интереснее и закрученнее тех, что показаны в первом. За производство по прежнему отвечает студия OLM и анимационное подразделение TOHO — одной из крупнейших киностудии. В этот раз на производство сезона выделили чуть меньше года, поэтому главный режиссёр делегировал большую часть обязанностей своему ассистенту Акинори Фудэсаке, фактически повысив до полноценного постановщика. Для протеже Наганумы продолжение «Монолога фармацевта» станет режиссёрским дебютом.
Вывод
«Монолог фармацевта» — это уникальное аниме, привлёкшее большое внимание к китайскому сеттингу и медицинским процедуралам. Несмотря на завязку и заявленные темы, сериал прежде всего делает акцент на человеческих взаимоотношениях, кивая в сторону любых костюмированных драм. Популярность франшизы выходит далеко за пределы аниме-сообщества: Министерство здравоохранения Японии использует на своих постерах главную героиню, местное отделение Красного Креста участвует в коллаборациях с сериалом, а фарм-компании строят полноценные рекламные кампании вокруг главной героини .
Маомао не участвует в больших баталиях и не строит масштабные козни по свержению императора. Она — приспособленка, пытающаяся выжить и получать удовольствие от жизни в предлагаемых обстоятельствах. Подобный прагматизм, последовательность в действиях и уникальные черты характера сделали её главным женским персонажем в аниме-индустрии последних лет. Потому что, в отличие от других героев, она не требует ничего от зрителя, а просто показывает, что достаточно оставаться самой собой, любить своё дело и понимать собственные пределы.