Сюжет «Сорвиголовы» от Netflix
Мэтт Мёрдок стал слепым из-за несчастного случая в детстве. Но благодаря отсутствию зрения все остальные его чувства усилились в разы. Будучи выходцем из Адской Кухни — неблагополучного района в Манхэттене, где царит преступность и бедность — Мэтт решает стать адвокатом, защищающим интересы тех, кто не может позволить себе юридические услуги. Но ночью он использует свои сверхспособности, чтобы восстанавливать справедливость другим методом: ловит преступников, одеваясь в костюм и называясь Сорвиголовой.
Почему сериал Netflix стал культовым
Первый сезон «Сорвиголовы» вышел в 2015 году и был одним из первых эксклюзивных сериалов Netflix. Оригинальный комикс имел огромную фанбазу, поэтому внимание аудитории к первому сериалу киновселенной Marvel было на пике. Ещё более многообещающими выглядели трейлеры, неожиданно показавшие супергероику приземлённой, жестокой и без пафоса планетарных масштабов.
Сериал выгодно отличался на фоне провального фильма 2003 года с Беном Аффлеком: он был циничным, развивал действие в пределах одного конкретного района и имел невероятный уровень постановки и визуальной проработки. «Сорвиголова» подхватил всё лучшее, что было у сериального наследия первой половины 10-х: минималистичный стильный опенинг, максимальную реалистичность экшена, внимание к развитию взаимоотношений персонажей и их химии, а также уязвимость главных героев.
«Сорвиголова» довёл до предела общий кинотренд на реалистичную супергероику: Мэтт Мёрдок не обходился без серьёзных повреждений и моральных дилемм большую часть экранного времени, а главный антагонист Уилсон Фиск выступал как уязвимый и жадный до внимания мужчина, а не токсично-маскулинный образец из комиксв и мультсериалов. Подобные попытки были у Marvel и в кино, но сериал отбросил позитив основных фильмов и сосредоточил внимание на безутешном тоне повествования.
Противоречивые герои
В отличие от киновселенной Marvel, к которой «Сорвиголова» относился лишь опосредованно, сериал не создаёт кумиров и богов на экране, а показывает человеческие драмы маленьких людей. Этому благоволит формат нарратива: треть хронометража мы наблюдаем за деятельностью адвокатской конторы «Мёрдок, Нельсон и Пейдж», которые посвящают всё рабочее время бытовым кейсам обычных людей из Адской Кухни, столкнувшихся с насилием, грабежом и прочими «благами» Нью-Йорка.
Однако сценарий построен так, что весомую часть зрительского внимания занимает история становления и падения Уилсона Фиска, построившего огромную криминальную империю. В отличие от явного источника вдохновения — Тони из «Клана Сопрано» — Фиск не показан образцом мужской силы и авторитета. Исключая его высокий статус, Кингпин остаётся сломленным человеком с явными психологическими проблемами: у него ярко выраженное обсессивно-компульсивное расстройство, нарциссизм, неумение управлять гневом и отчётливые травмы из детства. Но куда более цельным персонажем его сделала трогательная любовная линия с Ванессой, обнажившая человечную сторону злодея.
Благодаря подобной проработке характера героя, Фиск и Мёрдок убедительно противопоставляются друг другу как антонимичные сущности одних и тех же амбиций. Это делает их противостояние ещё более интересным сразу на нескольких слоях смыслов: буквальном — герой и злодей, идеологическом — разные подходы к исцелению города, метафорическом — борьба закона и порядка. И в том числе благодаря отражению Сорвиголовы в Кингпине зрители могут увидеть больше противоречивости самого Мёрдока, периодически оказывающегося бессильным перед собственной яростью.
Ещё одним ярким примером противоречивости героев стал Каратель — ветеран войн в Ираке и Афганистане, ставший линчевателем после убийства его семьи в ходе перестрелки банд. Фрэнк Касл много и жестоко убивает и активно выступает против полиции и всей правоохранительной системы, при этом его история и харизма заставляют сочувствовать ему несмотря ни на что. Неоправданная кровожадность сочетается с подкупающей честностью, и даже монолог во время суда вызывает одновременно страх, уважение и боль.
Критика современности
Выход «Сорвиголовы» удачно совпал с политическим кризисом в США, возникшим под конец правления Барака Обамы. Сериал не выступает открыто против конкретных личностей, но активно критикует саму Америку второй половины 10-х. Так, например, сам Мэтт Мёрдок проговаривает вслух, что система не справляется, полицейских недостаточно, и обществу нужны герои. В это же время Уилсон Фиск пользуется недостатками правоохранительных органов, чтобы с успехом развивать свой криминальный бизнес вновь и вновь.
Сорвиголова — это не только адвокат и мститель в маске, но и католик. И кризис веры оказывается главной внутренней проблемой Мёрдока на протяжении всего сериала. Как и Штаты, остающиеся страной с огромным количеством религиозных людей, герой пытается продолжать верить в Бога, несмотря на всю жестокость и несправедливость, происходящую вокруг. Этим «Сорвиголова» подкупает рядового зрителя Америки: он не критикует религию, а честно ведёт диалог со зрителем об её месте в жизни человека.
Все внешние атрибуты «Сорвиголовы» показывают портрет Штатов не в лучшем свете: Адская кухня обнажает грязь улиц и разгул преступности, наличие линчевателей — ненадёжность правоохранительной системы и отсутствие веры в неё среди горожан, а персонаж Карателя — это антипатриотический манифест ветерана войны, потерявшего доверие к собственной стране. При этом верность городу Мёрдока и Фиска отражает искреннюю любовь к неидеальной родине, требующей исцеления.
Сюжет «Рождённого заново»
Мэтт Мёрдок вместе с друзьями решили закрыть адвокатскую фирму, сам Сорвиголова снял костюм после того, как перешагнул черту — убийство. И пока он начинает строить новую жизнь вне злосчастной Адской кухни, Уилсон Фиск решает стать мэром Нью-Йорка и изменить город к лучшему легальными методами. Его главная цель — избавить улицы от линчевателей, среди которых оказывается Гектор Айяла — супергерой с прозвищем «Белый тигр», случайно убивший полицейского в уличной потасовке.
Что общего между сериалами Disney+ и Netflix
В 2018 году Кевин Файги объявил о закрытии сериала на Netflix и переносе всех супергероев в Киновселенную Marvel. Так, Мэтт Мёрдок появляется в фильме «Человек-паук: Нет пути домой» и сериале «Женщина-Халк», а Уилсон Фиск — в сериалах «Эхо» и «Соколиный глаз». Как показали первые серии сериала «Рождённый заново», создатели решили сделать мягкий перезапуск — оставить уже имеющуюся сюжетную линию, но создать совершенно новое шоу.
Актёрский состав остался тем же, а также анонсировано возвращение Карателя в исполнении Джона Бернтала. Но чтобы развить историю в отрыве от наследия Netflix и сделать её более доступной для зрителя, незнакомого с прошлым проектом, шоураннер проекта Дарио Скардапейн поступательно избавляется от персонажей оригинала: Карен Пейдж переехала в Сан-Франциско, Фогги Нельсон убит, а оставшиеся персонажи не вспоминают события прошлого.
Однако создатели сохранили самое важное в сериале: бескомпромиссную жестокость и глубокий психологизм героев. Уилсон Фиск остался уязвимым и трогательным, отправившись на парную психотерапию с Ванессой, а Мэтт Мёрдок, несмотря на все попытки оставить своё прошлое в маске, снова срывается и избивает негодяев. Marvel не так часто прибегает к показу крови и убийств, из-за чего даже знакомые с «Сорвиголовой» зрители удивлены представленным контентом.
Актуальная повестка
Нельзя рассматривать «Рождённого заново» вне сегодняшнего политического контекста США. Создатели буквально проводят параллели между Уилсоном Фиском и нынешним президентом Америки Дональдом Трампом: оба постоянно говорят о величии города и страны, настаивают на слабости предыдущих лидеров, критикуют «фриков» на улицах и делают громкие популистские заявления. Более того, их аудитория тоже совпадает: портрет избирателя Фиска повторяет стереотипное представление о трампистах. Даже аргументация в пользу выбора Фиска напоминает слоганы Трампа: сильный лидер, успешный бизнесмен, «настоящий мужчина».
В это же время Мэтт Мёрдок демонстрирует общие пораженческие настроения демократов и либералов по всему миру: он сомневается в собственных ценностях и не может решить, стоит ли ему дать шанс системе выправить положение или бороться против неё. Закономерным выводом его размышлений стала фраза: «Система выбрала того, кого она заслуживает». Этот комментарий будто дан не только избранию Фиска, но и победе Трампа.
Что не так с новым сериалом
Несмотря на попытки сохранить дух оригинального сериала, «Рождённый заново» имеет совершенно отличающийся визуальный стиль. Это отражается и в обилии компьютерной графики в первом эпизоде, и в выборе более нейтрального цветокора. Поэтому сериал потерял эффект приземлённости и реализма, к которому стремился Стивен ДеНайт — шоураннер сериала на Netflix. В пилотной серии постановка приземлённых уличных драк выглядела неубедительно: удары потеряли вес, а кадр — самобытность.
Почему «Рождённому заново» стоит дать шанс
Несмотря на проблемы с визуальной аутентичностью, новый «Сорвиголова» всё ещё впечатляет как уровнем постановки, так и смелостью в критике современной Америки. Этому способствует природа самого главного героя, раздираемого любовью и ненавистью к своему городу. Более того, за основу новой арки взят один из лучших комиксов Marvel — Born Again Фрэнка Миллера.
Если же вам не нравился оригинальный сериал, то «Рождённому заново» тоже есть что предложить: Дарио Скардапейн рассказывал, что хотел сделать в сериале меньше самокопаний и больше действия. Это уже видно по первым трём сериям: несмотря на часовой хронометраж эпизодов, они ощущаются быстрее и динамичнее, чем прошлые три сезона «Сорвиголовы».