Сюжет
Тан Чжицзюнь – главный редактор научно-фантастического журнала «Исследование Вселенной», появившегося на свет в 1980-х годах. В настоящее время журнал переживает упадок, а Тан Чжицзюнь стал жалким и унылым холостяком, лишившимся дочери.
Однако он по-прежнему одержим идеей поиска внеземных цивилизаций. Однажды он получает необычный сигнал из глубин Вселенной, собирает таких же, как и он, скитальцев по жизни и вновь отправляется в путешествие на поиски инопланетян.
Психи или идеалисты?
«Кучка психов» – так каждый раз называет их компанию Цинь Цайюн, сотрудница редакции «Исследования Вселенной» и возможно самая осознанная героиня фильма. Она продала коллекционный костюм астронавта Тана, чтобы позволить им поездку и чтобы попытаться спасти его самого. Тан Чжицзюнь до сих пор верит, что «разврат и чревоугодие – это ловушка консюмеризма, факторы, не дающие человечеству эволюционировать» и что единственный способ выйти на новый этап развития – это найти инопланетян.
Сунь Итун, деревенский ненормальный, всегда носит на голове кастрюлю, чтобы лучше получать сигналы из космоса. Он зарабатывает на жизнь, читая стихи собственного сочинения на радиостанции. Нарису – представитель любящей выпить молодёжи, он немного заикается и пускает шары, чтобы заработать денег. Сяо Сяо является самой ярой фанаткой журнала «Исследование Вселенной», её одержимость космосом объясняется тем, что отца, по словам матери, забрали инопланетяне.
Когда таких незаурядных личностей собирает воедино одна цель, их коллективная ненормальность уходит на второй план и, наоборот, только усиливает мотивацию найти ответ на вопрос о существовании внеземных цивилизаций.
Король обезьян
В Китае, как и в других странах с богатым культурным наследием, есть тенденция на экранизацию классических литературных произведений. Четыре наиболее знаменитые книги китайской литературной традиции получили название «четырёх классических романов» – это «Сон в красном тереме», «Речные заводи», «Троецарствие» и «Путешествие на запад». Написанные в период с 14-18 века, они олицетворяют собой размышления о жизни, героизм, политическую борьбу, а также духовный поиск китайского народа. Начиная с 1980-х годов началась волна телевизионных экранизаций тех самых романов, что способствовало сохранению и большему распространению китайского культурного наследия. Ярким представителем этого поджанра является телевизионный сериал «Путешествие на Запад» 1986 года, который собрал перед экранами рекордные 100 миллионов зрителей, а образы мифических персонажей до сих пор являются культовыми в Китае. Экранизации этих романов продолжаются по сей день, подчёркивая, что классика стоит вне временных рамок.
Наверное, многие слышали о короле обезьян с посохом – главном герое романа «Путешествие на Запад». Это история о буддийском монахе Тан Сюаньцзане, который вместе со своими незаурядными учениками, сосланными на землю за проступки, отправляются в далёкие земли за священными книгами о буддизме. В их числе эксцентричный король обезьян Сунь Укун, мастер оружия и ленивый человекосвин Чжу Бацзе и бывший генерал, а ныне непутёвый демон Шасэн.
Уже в самих именах героев можно проследить оммаж к первоисточнику: Тан Чжицзюнь – это Тан Сюаньцзан, Сунь Укун – это Сунь Итун, алкоголика-неудачника Нарису можно сопоставить с Шасэном, ну а вечно жалующаяся Цинь Цайюн, хоть немного и оскорбительно, но сходится по настрою со свином Чжу Бацзе. «Монах» и его ученики, в нынешних реалиях заклеймённые психопатами, отправляются в путешествие, но не за книгами о буддизме, а за смыслом жизни, сформулированном в истине об инопланетянах.
Инопланетяне и смысл жизни
Ещё до начала фильма, так и не узнав в чём смысл жизни, дочь старика Тана покончила с собой, тем самым оставив отца наедине с таким же вопросом. То, что вначале было чистым интересом к неизведанному, с потерей дочери превратилось в его терапию – единственным, чем он в состоянии заниматься.
Старик Тан посвятил десятки лет на поиски доказательств существования инопланетной жизни. В диалоге с камерой старик Тан, глядя на нерабочий телевизор, выдает такую фразу: «Это не просто белый шум на экране, это свет после рождения Вселенной», что будто оправдывает всё его сумасшествие. Он кладёт все свои надежды на недосягаемое чудо, ожидая найти ответ на самый заветный вопрос, чтобы тем самым «спасти» свою дочь, но скорее самого себя.
Китайская молодёжь и мемы
Молодёжь Китая в последние годы испытывает огромное давление со стороны обязательств перед социумом, этакие крысиные бега: выпускной экзамен Гаокао, сверхурочная работа, отношения с начальством и долг перед семьёй. Всё это, конечно, знакомо и нам, но в Китае это настолько повсеместно (нельзя забывать о популяции), что появляется тенденция на саркастический юмор, включающий в себя и мемы о том, насколько жизнь «тлен».
Соответственно из-за такого настроя невольно задаёшься вопросом о смысле жизни, и здесь молодые Кун Дашань и Ван Итун (последний – припадочный поэт с кастрюлей на голове и сценарист в одном амплуа) со своим абсурдным юмором и поэтическим подходом попадают в самое сердце депрессивной китайской молодёжи. Неизбежно и то, что такие «музы» отчаяния стали главными героями не только фильма, но и мемов. Именно такой подход к сценарию помог Кун Дашаню и Ван Итуну победить в номинации «Лучший сценарий» на самом престижном кинофестивале Китая «Золотой Петух».
Заключение
На примере фильма можно рассмотреть особенные черты артхаусного кино Китая: упор на культурную составляющую, включающую мифы, суеверия и традиции; абстрактное повествование, где в ход идут символизм и метафоры, проглядывается намеренная поэтичность; уделено большое внимание на отображение перемен в обществе и урбанизацию.
Страсть, романтика и идеализм Китая 1980-х годов были утопией в сознании интеллектуалов и обывателей, а китайский писатель Бэй Дао говорил: «Тогда мы мечтали о литературе, любви, путешествиях по миру. Сейчас, когда мы выпиваем глубокой ночью, постукивая бокалами до звона, можно услышать звук разбитых мечтаний».
Весь их этот поиск происходит на фоне больших перемен в современности в виде вымирания печатных СМИ, а также скептицизма в сторону изучения паранормального и особенностей периода конца 20-века. Предоставляя различные точки зрения сквозь призму уникальных персонажей, этот фильм рассказывает нам об уходящем и напоминает о том, что нужно запомнить и что нужно отпустить. И даже если «Путешествие на Запад» определён как научно-фантастическая комедия, он стирает все границы жанра и воспринимается просто как поэма сумасшедшего, но в то же время человека с разбитым сердцем.