Сумерки Зака Снайдера: боги, секс и ничего нового

Этой осенью на Netflix вышел очередной проект Зака Снайдера — мультсериал «Сумерки богов». Историю противостояния скандинавских богов и обычных людей режиссёр написал вместе с Эриком Карраско, сценаристом сериала «Основание», и Джеем Оливой, режиссёром мультфильмов по комиксам DC, а за саундтрек к сериалу ответственен Ханс Циммер. Но, несмотря на громкое имя автора, интересный сеттинг и щадящую прессу, сериал остался совсем незамеченным.

Разбираемся, почему «Сумерки богов» никому не интересны и как визионерство Зака Снайдера теряет актуальность.

О чём

В центре повествования молодая воительница Сигрид, прибывшая в людские земли из страны великанов. На одной из битв она влюбляется в Лейфа — короля местных земель. Вместе они решают сыграть свадьбу на родине Сигрид, но праздник им омрачает Тор, ищущий своего брата-предателя Локи. Не найдя бога обмана, громовержец устраивает кровавую бойню, оставив в живых только самих жениха и невесту. С этого момента начинается история мести, которая перерастёт в полномасштабную войну между Асгардом и всеми остальными.

сумерки богов зак снайдер

Как делали

«Сумерки богов» пришли в голову Джею Оливу во время звонка с Джоном Дердерианом — главой анимационного подразделения Netflix. Тот предложил аниматору написать историю о скандинавских богах и заодно пригласить Зака Снайдера, работавшего со стриминговой платформой не первый год. Два режиссёра объединились и позвали Эрика Карасско, чтобы тот написал сценарий для сериала.

Препродакшн проходил параллельно другим проектам авторов: Олива работал над анимационным сериалом «Тресе: Защитница города», Снайдер — над фантастической сагой «Мятежная луна» и воссозданием собственной версии «Лиги Справедливости», а Карраско писал сценарии для «Супергёрл» и «Основания». Несмотря на это, опальный режиссёр кинокомиксов DC ещё в 2019 году обмолвился, что готовит мультипликационный проект про скандинавскую мифологию. Полноценный анонс произошёл два года спустя на презентации Netflix Geeked Week.

Большую часть последующих двух лет «Сумерки богов» находились в неопределённости. Сначала The Hollywood Reporter объявила, что новая анимационная студия Джея Оливы KRAKN Animation будет работать над проектом. Позже выяснилось, что анимацией занимается французская студия Xilam Animation, а продюсировать сериал будет личная компания Зака и его жены Деборы Снайдер — The Stone Quarry. На вопросы в соцсетях о том, в каком статусе находится продакшн, Эрик Карраско отвечал расплывчато:

Ну, я ничего не могу сказать, правда? Они натравят на меня собак! Я только скажу, что анимация — одна из наших лучших форм искусства, и она занимает очень много времени, и у нас полно перфекционистов в команде. Я думаю, вы будете поражены уровнем качества.

Уже во время промо-кампании «Мятежной луны» в 2023 году Зак Снайдер объявил, что мультсериал будет готов к лету 2024 года. Премьера «Сумерек богов» прошла на фестивале анимации в Анси и в сентябре проект наконец добрался до экранов.

зак снайдер

Что получилось

Несмотря на то, что Олива был главной творческой единицей проекта, рука Снайдера видна невооружённым глазом. Всё в традициях режиссёра: эпичный сюжет, сочетание возвышенных тем и низменных действий, масштабный экшн с применением фирменного слоумо и, конечно, библейские образы. Всё это мы уже видели в «300 спартанцах», «Хранителях», фильмах почившей киновселенной DC и прочих работах автора.

Для Снайдера это не первый анимационный проект: в 2010 году он снял «Легенд ночных стражей». Фильм безжалостно разгромила пресса, а в прокате он еле окупил потраченные 80 млн долларов. С тех пор он не притрагивался к анимации четырнадцать лет. В этот раз любителя божественных сюжетов вызвались поддержать аниматоры, которые большую часть карьеры занимались мультфильмами по комиксам DC. Несмотря на кризис западной 2D-анимации, явно уступающей восточной, именно проекты о Бэтмене, Супермене и других обладателях спандекса всё ещё держат марку качества.

И это сразу бросается в глаза: чтобы облегчить анимацию и не выбивать подвижные элементы из общей картины, создатели намеренно прибегают к упрощённому рисунку с минимумом деталей. Это помогает воспринимать содержание каждого кадра как единое целое. Стилизация коснулась и самой анимации: аниматоры соблюдают принципы лимитированной анимации, которую они подглядели у японских коллег. То есть в не важных местах свели количество кадров в секунду к восьми, а то и к шести. Таким образом они сэкономили время и ресурсы, потраченные в экшн-сценах.

Но это не умаляет кинематографических достоинств сериала. Наличие Снайдера привело не только к концентрации стиля, но и к высокому качеству постановки. Режиссёр умеет работать с визуальной формой в любом медиуме: драматичные раскадровки, гармоничное распределение величественного саундтрека Ханса Циммера в сценах, жонглирование планами для создания нужных эмоций у зрителя и балансирование между смешным и трагичным. На экране всё сверкает, вспыхивает и создаёт фейерверк массового развлечения, в котором автор спец. А простой, даже схематичный сюжет служит аккомпанементом для подчёркивания визуальных побед «Сумерек богов».

зак снайдер сумерки богов

Что пошло не так

Большая часть проблем «Сумерек богов» связана напрямую с их создателем. В 2024 году визионерство Зака Снайдера выглядит откровенным анахронизмом из нулевых. Зрители понимают примерный набор паттернов, которыми кишит фильмография режиссёра, что делает его проекты до скуки предсказуемыми. Если в 2021 году на волне хайпа в соцсетях, очень провального первого фильма и образа мученика «Лига Справедливости Зака Снайдера» всё же понравилась аудитории, то вот дальше снова вскрылись все проблемы, за которые автора ругали всю его карьеру. «Мятежная луна», анонсированная Netflix и самим Снайдером как заявка на новую большую франшизу, в итоге в пух и прах была разгромлена и критиками, и зрителями. Этот мега-провал, над которым Зак Снайдер работал целых три года, привёл к очередной потере доверия к его проектам.

«Сумерки богов» были обречены с самого начала: для главного визионера проекта сериал не был приоритетным, а Олива и Карраско не обладают ни высокой медийностью, ни громкими или же глубоко авторскими проектами. От этого пострадал визуальный облик проекта: стиль не пышет оригинальностью, анимация скованная и консервативная, а постановка хоть и яркая, но также не пестрит неожиданными решениями. Лишь анимированный секс и нагота могут удивить по-началу, но не способами визуальной подачи, а скорее раскрепощённостью в духе «Игры престолов». Снайдер заявлял, что чувствует себя свободнее в анимации, правда этой самой свободы в «Сумерках богов» не видно. И поэтому неясно, так ли было необходимо делать именно анимационный сериал, а не игровой.

Но хуже всего пришлось сюжету и персонажам. Из-за масштаба глобального конфликта чувствуется спешка в повествовании: сбор основных героев выглядит как рваная нарезка из «Одиннадцати друзей Оушена», выполнение заданий — как прохождение сайд-квестов в играх, а внутренние конфликты основных злодеев очерчены слишком общими мазками и даже толком не раскрыты. От того пантеон Асгарда выглядит также, как и в фильме «Тор: Любовь и гром», то есть блекло и односложно. Проблемы с повествованием преследуют Снайдера давно: его злодеи служат лишь рычагом для основного конфликта, а герои — не более чем односложные куклы для продвижения действия. Режиссёр всегда был формалистом и мало внимания уделял грамотному раскрытию и развитию персонажей, но в «Сумерках богов» его не спас даже сценарист. Нашлось место и для библейских отсылок, уже ставших мемными: на экране зрителям явится сам Иисус.

зак снайдер библейские отсылки сумерки богов

Итог

«Сумерки богов» — это лихая, красочная, но необязательная глава в увядающей карьере Зака Снайдера. У режиссёра иссякли интересные предложения для зрителя, поэтому он просто повторяет старые. Сериал всё ещё работает как попкорновое развлечение на вечер, но вряд ли способен на что-то большее. И видимо сам Зак Снайдер уже не способен удивлять, хотя искренне пытается: рассуждает о значимости религии, о смене поколений и коллективной памяти. Но все эти полутона слишком размазаны и невнятны, впрочем как и вся фильмография режиссёра последних лет.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
МИКСТЕЙП КУХНИ «ВСЕ ПСЫ ПОПАДАЮТ В РАЙ»: СОХРАНИТЬ ЭТО РЕАЛЬНЫМ
Культура
#музыка
МИКСТЕЙП КУХНИ «ВСЕ ПСЫ ПОПАДАЮТ В РАЙ»: СОХРАНИТЬ ЭТО РЕАЛЬНЫМ
Пластик как материал актуального искусства. Персональная выставка Гузель Закир «HAVA ANA»
Город
#события
Пластик как материал актуального искусства. Персональная выставка Гузель Закир «HAVA ANA»
О чём новый сингл «Phobia» певицы Asiya
Культура
#музыка
О чём новый сингл «Phobia» певицы Asiya
Берлинское техно в сердце Алматы: как прошла вечеринка ZVUK 
Город
#события
Берлинское техно в сердце Алматы: как прошла вечеринка ZVUK 
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Стиль
#мода
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent