О чём
В центре повествования молодая воительница Сигрид, прибывшая в людские земли из страны великанов. На одной из битв она влюбляется в Лейфа — короля местных земель. Вместе они решают сыграть свадьбу на родине Сигрид, но праздник им омрачает Тор, ищущий своего брата-предателя Локи. Не найдя бога обмана, громовержец устраивает кровавую бойню, оставив в живых только самих жениха и невесту. С этого момента начинается история мести, которая перерастёт в полномасштабную войну между Асгардом и всеми остальными.
Как делали
«Сумерки богов» пришли в голову Джею Оливу во время звонка с Джоном Дердерианом — главой анимационного подразделения Netflix. Тот предложил аниматору написать историю о скандинавских богах и заодно пригласить Зака Снайдера, работавшего со стриминговой платформой не первый год. Два режиссёра объединились и позвали Эрика Карасско, чтобы тот написал сценарий для сериала.
Препродакшн проходил параллельно другим проектам авторов: Олива работал над анимационным сериалом «Тресе: Защитница города», Снайдер — над фантастической сагой «Мятежная луна» и воссозданием собственной версии «Лиги Справедливости», а Карраско писал сценарии для «Супергёрл» и «Основания». Несмотря на это, опальный режиссёр кинокомиксов DC ещё в 2019 году обмолвился, что готовит мультипликационный проект про скандинавскую мифологию. Полноценный анонс произошёл два года спустя на презентации Netflix Geeked Week.
Большую часть последующих двух лет «Сумерки богов» находились в неопределённости. Сначала The Hollywood Reporter объявила, что новая анимационная студия Джея Оливы KRAKN Animation будет работать над проектом. Позже выяснилось, что анимацией занимается французская студия Xilam Animation, а продюсировать сериал будет личная компания Зака и его жены Деборы Снайдер — The Stone Quarry. На вопросы в соцсетях о том, в каком статусе находится продакшн, Эрик Карраско отвечал расплывчато:
Ну, я ничего не могу сказать, правда? Они натравят на меня собак! Я только скажу, что анимация — одна из наших лучших форм искусства, и она занимает очень много времени, и у нас полно перфекционистов в команде. Я думаю, вы будете поражены уровнем качества.
Уже во время промо-кампании «Мятежной луны» в 2023 году Зак Снайдер объявил, что мультсериал будет готов к лету 2024 года. Премьера «Сумерек богов» прошла на фестивале анимации в Анси и в сентябре проект наконец добрался до экранов.
Что получилось
Несмотря на то, что Олива был главной творческой единицей проекта, рука Снайдера видна невооружённым глазом. Всё в традициях режиссёра: эпичный сюжет, сочетание возвышенных тем и низменных действий, масштабный экшн с применением фирменного слоумо и, конечно, библейские образы. Всё это мы уже видели в «300 спартанцах», «Хранителях», фильмах почившей киновселенной DC и прочих работах автора.
Для Снайдера это не первый анимационный проект: в 2010 году он снял «Легенд ночных стражей». Фильм безжалостно разгромила пресса, а в прокате он еле окупил потраченные 80 млн долларов. С тех пор он не притрагивался к анимации четырнадцать лет. В этот раз любителя божественных сюжетов вызвались поддержать аниматоры, которые большую часть карьеры занимались мультфильмами по комиксам DC. Несмотря на кризис западной 2D-анимации, явно уступающей восточной, именно проекты о Бэтмене, Супермене и других обладателях спандекса всё ещё держат марку качества.
И это сразу бросается в глаза: чтобы облегчить анимацию и не выбивать подвижные элементы из общей картины, создатели намеренно прибегают к упрощённому рисунку с минимумом деталей. Это помогает воспринимать содержание каждого кадра как единое целое. Стилизация коснулась и самой анимации: аниматоры соблюдают принципы лимитированной анимации, которую они подглядели у японских коллег. То есть в не важных местах свели количество кадров в секунду к восьми, а то и к шести. Таким образом они сэкономили время и ресурсы, потраченные в экшн-сценах.
Но это не умаляет кинематографических достоинств сериала. Наличие Снайдера привело не только к концентрации стиля, но и к высокому качеству постановки. Режиссёр умеет работать с визуальной формой в любом медиуме: драматичные раскадровки, гармоничное распределение величественного саундтрека Ханса Циммера в сценах, жонглирование планами для создания нужных эмоций у зрителя и балансирование между смешным и трагичным. На экране всё сверкает, вспыхивает и создаёт фейерверк массового развлечения, в котором автор спец. А простой, даже схематичный сюжет служит аккомпанементом для подчёркивания визуальных побед «Сумерек богов».
Что пошло не так
Большая часть проблем «Сумерек богов» связана напрямую с их создателем. В 2024 году визионерство Зака Снайдера выглядит откровенным анахронизмом из нулевых. Зрители понимают примерный набор паттернов, которыми кишит фильмография режиссёра, что делает его проекты до скуки предсказуемыми. Если в 2021 году на волне хайпа в соцсетях, очень провального первого фильма и образа мученика «Лига Справедливости Зака Снайдера» всё же понравилась аудитории, то вот дальше снова вскрылись все проблемы, за которые автора ругали всю его карьеру. «Мятежная луна», анонсированная Netflix и самим Снайдером как заявка на новую большую франшизу, в итоге в пух и прах была разгромлена и критиками, и зрителями. Этот мега-провал, над которым Зак Снайдер работал целых три года, привёл к очередной потере доверия к его проектам.
«Сумерки богов» были обречены с самого начала: для главного визионера проекта сериал не был приоритетным, а Олива и Карраско не обладают ни высокой медийностью, ни громкими или же глубоко авторскими проектами. От этого пострадал визуальный облик проекта: стиль не пышет оригинальностью, анимация скованная и консервативная, а постановка хоть и яркая, но также не пестрит неожиданными решениями. Лишь анимированный секс и нагота могут удивить по-началу, но не способами визуальной подачи, а скорее раскрепощённостью в духе «Игры престолов». Снайдер заявлял, что чувствует себя свободнее в анимации, правда этой самой свободы в «Сумерках богов» не видно. И поэтому неясно, так ли было необходимо делать именно анимационный сериал, а не игровой.
Но хуже всего пришлось сюжету и персонажам. Из-за масштаба глобального конфликта чувствуется спешка в повествовании: сбор основных героев выглядит как рваная нарезка из «Одиннадцати друзей Оушена», выполнение заданий — как прохождение сайд-квестов в играх, а внутренние конфликты основных злодеев очерчены слишком общими мазками и даже толком не раскрыты. От того пантеон Асгарда выглядит также, как и в фильме «Тор: Любовь и гром», то есть блекло и односложно. Проблемы с повествованием преследуют Снайдера давно: его злодеи служат лишь рычагом для основного конфликта, а герои — не более чем односложные куклы для продвижения действия. Режиссёр всегда был формалистом и мало внимания уделял грамотному раскрытию и развитию персонажей, но в «Сумерках богов» его не спас даже сценарист. Нашлось место и для библейских отсылок, уже ставших мемными: на экране зрителям явится сам Иисус.
Итог
«Сумерки богов» — это лихая, красочная, но необязательная глава в увядающей карьере Зака Снайдера. У режиссёра иссякли интересные предложения для зрителя, поэтому он просто повторяет старые. Сериал всё ещё работает как попкорновое развлечение на вечер, но вряд ли способен на что-то большее. И видимо сам Зак Снайдер уже не способен удивлять, хотя искренне пытается: рассуждает о значимости религии, о смене поколений и коллективной памяти. Но все эти полутона слишком размазаны и невнятны, впрочем как и вся фильмография режиссёра последних лет.